В развитых странах отношение к Китаю за годы правления Си Цзиньпиня изменилось в худшую сторону. Однако в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Африке к Поднебесной стали относиться лучше. Открывшийся в Пекине партийный съезд является первым с момента отмены ограничений на количество сроков для партийных лидеров, что позволяет Си оставаться «лидером пожизненно». О том, что этому событию предшествовало, далее в статье.
ПОЖИЗНЕННЫЙ ЛИДЕР
В воскресенье, 16 октября, Си Цзиньпин открыл съезд Коммунистической партии Китая. Согласно первым выводам, председатель КНР дал понять в воскресенье, что его правительство будет продолжать политику, которая ставит его в противоречие с США и усиливает контроль Коммунистической партии над экономикой и обществом.
Выступая на открытии партийного съезда, который, как ожидается, обеспечит ему третий пятилетний срок в качестве лидера КПК, Си Цзиньпин высоко оценил достижения последних пяти лет и сказал, что партия будет стремиться к тому, что она называет «омоложением» нации.
Съезд партии официально собирает около 2000 делегатов, представляющих около 100 миллионов членов Коммунистической партии Китая, чтобы обсудить последние пять лет и будущий курс на следующие полвека. Открывшийся в Пекине партийный съезд является первым с момента отмены ограничений на количество сроков для партийных лидеров, что позволяет Си оставаться «лидером пожизненно», напоминает The Guardian.
Си Цзиньпин, который был лидером в течение 10 лет, уже накопил большую власть, возложив на себя ответственность за внутренние дела, внешнюю политику, вооруженные силы, экономику и большинство других ключевых вопросов через партийные рабочие группы, которые он возглавляет. Под его руководством страна расширила своё глобальное присутствие, ужесточив и без того строгий контроль за информацией и инакомыслием.
НЕЛЬЗЯ ДОПУСКАТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОШИБОК
В статье для теоретического журнала "Цюши" ("Поиск истины") генсек КПК Си Цзиньпин изложил своё видение будущего страны. Китай должен вернуть себе статус мировой державы, которого его лишили в XIX веке колонизаторы. Высшим идеалом партии остаётся построение коммунизма. По мнению экспертов, эта формула означает сдвиг влево в толковании теории марксизма. Но пока, как следует из публикации, Китай находится лишь на первой фазе социализма. Си предупреждает партию против стратегических ошибок – очевидно, подразумевая судьбу СССР, где произошла смена политического строя.
В беседе с "НГ" научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН Александр Лукин, отметил: "Си Цзиньпин говорил о возрождении китайской нации ещё на прошлом, XIX съезде. Совершенно не ставится задача сделать Китай мировым гегемоном. Имеется в виду, что Китай должен восстановить свое величие, или роль одного из мировых лидеров, которую он играл до того, как его стали унижать империалистические державы. Согласно китайской мифологии, до прихода империалистов Китай был великой страной, одним из лидеров мировой цивилизации. Потом наступила эпоха унижений. И вот теперь Коммунистическая партия выводит его из этой эпохи. Старт этому процессу дало образование КНР в 1949 году".
По словам эксперта, то, что в статье упоминается коммунизм, любопытно. Ведь довольно давно в Китае сам термин "коммунизм" не употребляли. "Это, возможно, свидетельствует о возвращении к более традиционному марксизму или его более левой трактовке. Хотя официально Китай сейчас находится на начальном этапе строительства социализма. В отличие от КПСС КПК не заявляет, что построен зрелый социализм, достигнут лишь начальный этап. Все китайские лидеры, в том числе Си Цзиньпин, говорили, что он будет длиться 100 или более лет. Что будет после этого, они умалчивали. Судя по изложению статьи генсека, в конце этой дороги должен быть коммунизм", – сказал Лукин.
С точки зрения китайской официальной теории КПК не хочет навязывать свою идеологию другим странам, подчеркнул он. Китай выступает за плюрализм, за то, чтобы каждая страна имела право на собственный выбор политики. Но теория может не всегда совпадать с практикой. Такая мощная страна, может быть, не хочет никому наступить на ногу, а все-таки может наступить случайно. Нужно смотреть, что на самом деле происходит.
Что касается установки "не допускать стратегических ошибок", то тут скорее всего имеется в виду распад СССР. "Китайские коммунисты говорят: посмотрите, что случилось на постсоветском пространстве – полный раздрай, боевые действия. Поэтому потеря власти КПСС считается одной из стратегических ошибок. В Китае такого нельзя позволить. Ведь КПК служит гарантом стабильности и единства страны", – заключил Лукин.
ЗАГОВОРА И РАСКОЛА НЕ ДОЖДЁТЕСЬ
По мнению экспертов, никакого раскола в руководстве, о котором толковали СМИ Запада, нет. Но приговоры бывшим видным чиновникам в Министерстве общественной безопасности говорят о соперничестве перед съездом среди бюрократии.
Как пишет центральный орган ЦК КПК "Жэньминь жибао", после XVIII съезда, состоявшегося в 2012 году, партия под руководством Си объединила народности Китая, что позволило обеспечить более совершенные институциональные гарантии, более прочную материальную основу и активную духовную силу для великого возрождения китайской нации. Важно также, чтобы общественность знала о грандиозных изменениях, происшедших за последнее десятилетие.
Financial Times писала, что Си впервые появился на публике после саммита ШОС в Самарканде, где он встретился с президентом РФ Владимиром Путиным, примерно через столько времени, сколько требуют правила карантина в Китае для лиц, вернувшихся из-за границы. Си, который твёрдо придерживается политики нулевой терпимости к COVID, решил, очевидно, показать пример соблюдения дисциплины. Между тем столь продолжительное отсутствие руководителя на экранах породило в мире слухи о перевороте или чуть ли не о помещении лидера под домашний арест.
Не исключено, что Ван Хунин, член Постоянного комитета Политбюро, отреагировал на слухи, когда сказал прессе, что Си остаётся ядром ЦК, именно благодаря его твёрдому руководству страна идёт вперёд. Тем не менее кадровые перемены после съезда неизбежны. Существует неписаное правило, что люди, достигшие возраста 68 лет, не могут быть снова назначены в Постоянный комитет Политбюро. Это значит, что по крайней мере двум его членам придётся уйти. В связи с этим в западной прессе возобновились спекуляции вокруг фигуры 67-летнего премьера Ли Кэцяна.
До назначения Си главой государства и партии в 2012–2013 годах Ли считали главным его конкурентом. Многие критики Си надеялись, что он откажется от самых непопулярных моментов политики нынешнего лидера, включая нулевую терпимость к вирусу. Она привела к существенному замедлению роста экономики. Но, как говорит Ланс Гор, китаевед в Национальном университете Сингапура, Ли –это не боец: "Может быть, он не согласен со многими установками в политике Си, хотел бы либерализовать в какой-то мере экономику. В то же время Ли Кэцян лояльный член партии".
Внутри страны население в основном одобряет работу лидера. Во-первых, при нём уровень жизни до последнего времени продолжал расти. Во-вторых, людям по душе решительная борьба с коррупционерами. Однако за рубежом, в развитых странах отношение к Китаю за годы правления Си изменилось в худшую сторону. Это показал опрос, проведённый агентством Pew. Многие винят Пекин в том, что он не предупредил вовремя мир о вирусе, развернул торговую войну с США и захватывает острова в Южно-Китайском море. Но в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Африке к Китаю относятся лучше. Там рассчитывают на его помощь и инвестиции.
Источники - МК, НГ