К сожалению пока сам лично не столкнешься с проблемой, никогда не поймешь ее значение для личности и для общества в целом.
Проблема отчуждения ребенка от родителя была до определенного времени мне вообще не известна, но к сожалению судьбой уготовано познакомиться с ней поближе.
Отчуждение всегда происходит на почве личных неприязненных отношений между расставшимися родителями, при этом ребенок становится орудием мести, что наносит непоправимый вред его психике.
И чем младше ребенок, тем на мой взгляд страшнее для него такое воздействие.
В моем случае дочке только недавно исполнилось три года, но я уже знаю и вижу какие методы отчуждения в отношении нее используются и какие могут быть использованы по мере ее взросления.
Начну с тех, которые уже прочувствовал на себе.
Эмоциональное давление и манипуляции
В моем случае по решению суда встречи с ребенком до трех лет должны были обязательно проходить в присутствии матери, которые ею умело превращались в ад. На встречах со мной практически не разговаривала, только ответы короткими фразами. Могла просто молча уйти, чтобы ребенок потерял ее из виду, начал плакать. Когда ребенок пытался взять за руку обоих родителей, то демонстративно бросала руку дочери.
Ограничение контактов - психологическое - запреты
В моем случае мать ребенка с помощью юристов нашла бреши в судебном решении о порядке общения, о которых подробно рассказывал в отдельной статье, опишу кратко.
Несмотря на решение суда категорически запретила проходить в дом ребенка и проводить встречи в привычной для ребенка атмосфере. В связи с этим вынужден забирать дочь и уезжать, гулять в парках или игровых комнатах.
Отказывается совместно организовывать, оплачивать и проводить в присутствии обоих родителей празднование дня рождения ребенка.
Отказывается переносить время свиданий по причине болезни отца, плохих погодных условий и других обстоятельств, делающих невозможным проведение свиданий.
Запрещает навещать дочь в детском саду, запрещала воспитателям даже общаться с отцом ребенка и предоставлять информацию о ребенке.
Отказ от коммуникации
В моем случае не дает связаться с дочерью по телефону, не отвечает на телефонные звонки, отказывается обмениваться фотографиями и видео ребенка (судебным решением предусмотрено).
Манипуляции с символической связью
Отчуждающий родитель создает среду, в которой ребенок постоянно остается связан с ним. Отчуждающий родитель может проявить свое присутствие, даже когда ребенок находится с целевым родителем. Ребенок озабочен мыслями о времени возвращения, делая частые звонки для подтверждения, следуя правилам, установленным отчуждающим родителем, опасаясь, что родитель будет расстроен или рассержен. Ум и сердце ребенка озабочены отчуждающим родителем и нет никакого места для размышлений и чувств ребенка о целевом родителе.
Лишение любви
Отчуждающие родители имеют первостепенное значение для ребенка; причем настолько, что ребенок сделает все, чтобы избежать потери любви, которая испытывается, когда ребенок разочаровал или разозлил этого родителя. Таким образом, чтобы обеспечить любовь одного родителя, ребенок должен отказаться от любви к другому. Хотя это не будет осознаваться ребенком, однако для целевого родителя будет очевидно, что ребенок живет в страхе потерять любовь и одобрение отчуждающего родителя.
Рассказы ребенку об опасности целевого родителя
Такие истории предполагают создание у ребенка впечатления о том, что целевой родитель является опасным. Истории могут быть о том, как целевой родитель пытался нанести вред ребенку, о чем ребенок не помнит или не знает, но будет считать правдой, особенно если эта история рассказывается достаточно часто и тем, кому ребенок доверяет.
Принуждение ребенка к выбору
Отчуждающий родитель будет использовать двусмысленности в плане воспитания и создавать возможности для соблазнения/принуждения ребенка к отказу от общения с целевым родителем путем планирования конкурирующих действий, перспективных ценностей и привилегий. Если оба родителя присутствуют в одном и том же месте, ребенок будет отдавать предпочтение отчуждающему родителю и игнорировать или грубить целевому родителю.
Сообщения ребенку о том, что целевой родитель не любит его или ее
Ухудшение отношения ребенка с целевым родителем происходит, когда отчуждающий родитель побуждает ребенка заключить, что целевой родитель не любит его или ее. Отчуждающий родитель может сделать заявления, которые связывают конец брака с окончанием любви родителя к ребенку (то есть «Папа больше нас не любит»). Отвергающий родитель будет способствовать убеждению ребенка в том, что он отвергается целевым родителем и будет искажать любую ситуацию в нужную сторону так, чтобы она выглядела достоверно.
Вовлечение ребенка в конфликт
Отчуждающий родитель будет привлекать ребенка к обсуждению правовых вопросов и делиться личным мнением и частными сообщениями о целевом родителе, которые ребенок не должен знать. Отвергающий родитель будет изображать себя как жертву целевого родителя, побуждая ребенка чувствовать жалость и защищать отвергающего родителя, а также побуждать ребенка чувствовать гнев (злобу) по отношению к целевому родителю и причинять ему вред. Отвергающий родитель вовлекает ребенка в семейный конфликт путем лести ребенку и использования его/ее желания быть в доверительных отношениях с отвергающим родителем и быть и вовлеченным во взрослую жизнь.
Принуждение ребенка к отказу от целевого родителя
Отвергающий родитель создает ситуации, в которых ребенок активно отвергает целевого родителя, например, вызывая целевого родителя, а потом отменяя ожидаемое время общения или может попросить, чтобы целевой родитель не присутствовал на важном школьном или спортивном мероприятии.
Просьба к ребенку шпионить за целевым родителем
Целевые родители обычно имеют информацию в своих файлах, папках на столе или компьютере, которые представляют интерес для отвергающего родителя, это могут быть как счета, квитанции, юридические документы, медицинские отчеты и т. д. Отчуждающий родитель может предложить прямо ребенку или намекнуть, что целевой родитель имеет информацию, которая ему не важна, но интересна для ребенка, т.е. создаст импульс у ребенка, связывая информацию с желаниями самого ребенка (т.е. если бы мы узнали, сколько папа получит денег, мы можем попросить у него тогда больше денег и купить собаку для тебя или игрушки). Как только дети предают родителя, начиная шпионить за ним, они, вероятно, будут чувствовать себя виновными перед этим родителем, что будет способствовать дальнейшему отчуждению.
Просьба к ребенку хранить секреты от целевого родителя
Отчуждающий родитель просит или намекает ребенку, что определенную информацию следует держать в секрете от целевого родителя, чтобы защитить интересы самого ребенка. Например: «Если бы мама узнает, что мы планируем отправиться в путешествие, она отведет меня в суд и попытается воспрепятствовать путешествию. Давай не будем говорить ей до субботы, когда она уже не сможет вмешаться».
Обращение к целевому родителю по имени
Вместо того, чтобы говорить «Мама/ Папа» или «Твоя мама/Твой папа», отчуждающий родитель будет использовать имя целевого родителя, когда рассказывает об этом родителе ребенку. Это может привести к тому, что ребенок ссылается на целевого родителя уже по имени. Сообщение для ребенка состоит в том, что целевой родитель больше не является тем, кого отчуждающий родитель считает авторитетной фигурой для ребенка, и не тем, кто имеет особую связь с ребенком. Обращение к целевому родителю по имени понижает точку доступа и роль родителя до уровня партнера или соседа.
Обращение к новому партнеру родителя «Мама» или «Папа» побуждает ребенка делать то же самое
После того, как отчуждающий родитель повторно выйдет замуж, он/она будет говорить о новом партнере, как если бы этот родитель был родной матерью/отцом ребенка. Этот партнер будет представлен другим людям (учителям, тренерам, родителям друзей) как «мать/отец», а не как приемный родитель.
Культивирование зависимости и подрыв авторитета целевого родителя
Отчужденные дети часто рассказывают об абсолютной зависимости от отчуждающего родителя во всех отношениях. Они и во взрослом возрасте продолжают также вести себя так, как будто они полностью зависят от этого родителя, хотя это не соответствует их возрасту и жизненному опыту. Отчуждающие родители могут развивать зависимость у своих детей, а не (как это типично для не отчуждающих родителей) помочь своим детям развивать самостоятельность, критическое мышление, автономию и независимость.
Какие способы и методы вам знакомы, а какие можете дополнить в указанный список?
Свои истории и мнение обязательно пишите в комментариях.
Подписывайтесь на канал, оставляйте свое мнение, оно очень важно для развития канала.
Почта: zakonsvoimirykami@yandex.ru.
Телеграмм - https://t.me/zakonsvoumurykami