Найти тему

Эмоциональный тон восприятия среды

С позиций средовой психологии человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, что вызывает у него определенный эмоциональный фон. В экспериментальном исследовании А.Г.Маслоу и Н.Л.Минца три группы испытуемых в разных, с точки зрения эстетического качества, средах оценивали приятность и энергичность людей на фото, которых выдали испытуемым. Первая среда представляла собой уютно обставленный кабинет, вторая — обычную классную комнату, а третья была неприглядным техническим помещением, где держался инвентарь для уборки. Оказалось, что эстетическое качество среды существенно влияет на эмоциональную оценку. В более приятной среде лица на фотографияхфиях оценивались значимо выше. Фиксировалась также длительность проведения эксперимента. В неприятном окружении он заканчивался быстрее.

В психологии известно, что любое восприятие сопровождается чувственным тоном, что бы ни было объектом нашего восприятия — линия, цветовое пятно, предмет, человек или окружающая среда. Сам тон может быть определен биологически или связан с неким нашим прошлым опытом взаимодействия с объектом.

В 20-ые годы прошлого века Лундхольм исследовал чувственный тон линий. Печаль представляется большими опускающимися синусоидами, веселость — маленькими направленными вверх линиями, доброта — большими горизонтально направленными кривыми.

А.А.Барабанов (1995) анализировал эмоциональное воздействие объёмно-пространственных композиций храмов, рассматривая линии, формы и фигуры зданий как эмоционально-эстетические знаки, несущие определенное символическое значе- ние. Сочетание линий Парфенона создает чувство силы, благородства, уверенности, возвышения и равновесия. Капелла в Роншане, созданная на контрасте драматичного взлета и падения линий, создает ощущение депрессии.