Простуда, не отпускает, что усиливает общую хандру. Теперь еще и крутися в голова очередное "Как?".... как посторонние могут оказаться на военном полигоне, но это не в моей компетенции.
Хотя писать собиралась как раз об учениях или о науках. Тех, что мы считаем лишними и ненужными.
Основной аргумент известен "Мне это в жизни не пригодится!" Так, к примеру, я думала про высшую математику в институте, к кто-то думает так даже про историю или литературу в школе.
Сейчас много говорят о том, что надо вернуть военные занятия в школы.
Дискуссии довольно жаркие, послушала одну, вчера, лежа с этой гадкой простудой. Кто-то готов учить этому с роддома, кто-то, как раньше, в старших классах. Родители, понятно, тоже разделились в этом вопросе. Мол, нельзя портить детям детство, омрачать, хоть игрушками, хоть занятиями...
Я училась еще в то время, когда не совсем зачахло такое понятие как "Нормы ГТО", но уже начало чахнуть, когда были еще в 9-10 классе уроки НВП (Начальной военной подготовки) и была медицинская кафедра в институте. Пацаны - в армию, а мы - на кафедру.
Как расшифровывалось "ГТО"? Готов к труду и обороне. По сути это комплекс спортивных норм, своего рода зачет по физкультуре для взрослых. Они существуют по сей день! Вы знали об этом? И значки существуют! Кто-то, что-то реально сдает? Забыли и возрадовались. Не обязательно - значит забыто.
Ох уж это физкультура. Как я ее не любила! А потом, когда сама стала мамой в том, чтоб сын прогуляет физкультуру или возьмет освобождение не видела ничего особо плохого, правда никто никогда не злоупотреблял, но все равно.
Тогда уже не было никакого НВП, были уроки по безопасности жизнедеятельности. И там никто учителя, как обычно не слушал.
Что в итоге? В итоге хилые, не спортивные, ни к чему экстремальному не приспособленные. Целыми поколениями. Не все, конечно, но очень многие. Особенно в мегаполисах. Мышь поднял, уже устал...
Но хочу поговорить о прошлом, о себе. Преподаватель НВП у нас был добродушный дядечка моего нынешнего возраста, который казался тогда, естественно, старым. Он старался честно донести до нас всю программу, но сильно не "наседал". Я, думаю, начинал верить сам, что войны больше не будет, это же конец 80-х, все стало меняться.
Но научил надевать противогаз. И, знаете что? Противогазы были тогда почти в каждом доме, то есть это не считалось диковиной. Пусть не на всех, но были!
Так вот научил нас его правильно надевать. Мальчишек куда-то водили стрелять, наверное в тир. Муж вспоминает, что учили из разбирать и собирать автомат и какие-то физические упражнения на время тоже были.
Во многом уже тогда это была формальность. Но не у всех. Знакомый из другой школы, так вдохновился именно на этих самых уроках, что связал свою жизнь потом с военной службой.
У нас в классе было несколько ребят из семей потомственных военных, они многое уже умели. И пошли потом, кто во флот, кто в разведку...
Мы, девчата, откровенно валяли дурака, а нам позволяли его валять.
Так что часть знаний прошла мимо меня.
А зачем забивать голову лишний информацией?
Однако, этот номер в институте не прокатил. Еще и еще раз убедив меня в том, что в любом деле на первом плане человеческий фактор, потом уже все остальное.
Как же мы ее ненавидели боялись! Кого? Да нашу преподавательницу на военной кафедре, заведующую. Подтянутая, сухопарая, в звании полковника медицинской службы. У нее по струнке мужики ходили, не то что мы, соплячки.
Вопрос "на кой нам это сдалось", конечно же присутствовал. Мы изучали латынь, анатомию, по сто раз накладывали повязки на манекены, делали уколы, зубрили название отравляющих веществ, надевали противогаз на время. Спуску не было никакого. Вот реально, как армии. Боялись на одну минуту на урок опоздать. Нас водили в больницы, практиковаться в уколах на настоящих пятых точках. Не скажешь, кто больше дрожал, пациент или мы.
Два года такого вот обучения. Порой, казалось, что мы учимся не в экономическом вузе, а в медицинском.
Когда все это закончилось получением свидетельства и военного билета - выдохнули.
Но потом, потом я повзрослела и поняла, что лишних знаний в этом мире не бывает! И всю жизнь благодарна этой "старой карге", как мы ее могли за глаза называть за то, что была строгая и хорошо, отлично делала свое дело.
Помню стоит предо мной черепушка на столе. Я рассказываю, какие где кости, как какая называется, какую роль играет. И тут она мне задает вопрос "А какая кость тут отсутствует?"....Боже, хорошо запомнила те, что присутствуют, а, оказывается, какой-то еще нет? Нет, потому что она отломилась случайно. Слезная кость, пособие было не новым. В общем, никакой формальности, никаких "для галочки".
Мне это в жизни не пригодилось?
Знаете, очень даже. Знание анатомии, физиологии, умение обрабатывать раны, не падать в обморок при виде крови, делать уколы - все пригодилось так или иначе.
4 октября, кстати, день гражданской обороны, но никто об этом не помнит, да и понятие такое давно вышло из обихода.
Да, нельзя предвидеть, какие опасности нас ждут. Что будет, чего никогда не случится.
Но есть науки, овладение которыми не может быть лишним. Что плохого в том, что человек физически подготовлен? Это же только хорошо для здоровья. И не дай Бог, что, по крайней мере "физика" не подведет.
Что плохого в том, что мужчина умеет обращаться с оружием хотя бы на начальном уровне?
Вчера один из обсуждающих сказал, что если бы не было в школе замечательного учителя по НВП, то многое позже, в профессии далось бы сложнее. А если на кону стоит жизнь?
Вот как сейчас....Многих учат с нуля, а многие просто физически совершенно не готовы к нагрузкам...Ну и чему ты научишь с нуля, если это априори не реально....
Как я радовалась, когда отменили эти самые нормы ГТО! И всякие занятие по ГО на предприятиях отменили. Да кому все это надо?
А жизнь показала - надо.
Не уверена, что с роддома, и даже не уверена, что с начальной школы. В это время лучше лишний час уделить нравственному воспитанию. Как теперь будет называться урок "Разговоры о главном?" или о важном?
Очень хочется, чтобы не вышло для "галочки", хотя детям всегда проще именно это и мне было проще.
Позже, мне удалось познакомиться с замечательным хирургом (как пациентке), бывшем военным врачом, теперь практикующим в поликлинике. Это тот случай, когда врач от Бога во всех смыслах слова, начиная от наличия знания и заканчивая душевностью и совестью.
Как-то она принимала экзамены у медицинском учебном заведении. Как раз перед моим визитом. Такая грустная пришла. Уровень знаний ее обескуражил.
И честно сказала "Вы знаете больше и лучше". На самом деле у нас часто получается диалог на медицинском языке, а приходя к ней, я уже моги примерно поставить диагноз. И часто слышу "Да, все именно так, как Вы подумали".
Чья заслуга? Медицинской энциклопедии, что листала в детстве? Интернете? Нет, той самой "грымзы", что заставляла искать невидимую кость! Я благодарна ей за это.
И понимаю, что если бы военная подготовка на нормальном, а не формальном уровне была бы в старших классах, а девчат учили бойцов перевязывать не только в медицинских заведениях, сейчас не было бы так страшно. Нет, страшно было бы. Но уровень паники был бы ниже.
Ведь даже в обычных бытовых делах, когда мы что-то не умеем и совсем не знаем как, мы начинаем нервничать и паниковать, когда знаем - ведем себя спокойнее.
Кто знает, может бы больше людей при этом поняли, что это именно дело из жизни и меньше матерей тряслись бы от одной мысли о срочной службе, не то, что о войне.
Сами виноваты? Взрастили дохликов и хлюпиков? Конечно, виноваты. Никто не спорит. Потому что мысль "Это в жизни не пригодится" она, как вирусный файл. Только удалил, а тут как тут, только почистил, опять не месте.
Есть навыки, востребованные всегда. Это здоровое тело (в котором, как известно здоровый дух) и умение выживать.
И тому и другому массово учить перестали.
Не было у нас скаутов никогда, но ходили люди в походы, массово же ходили. А это полезный навык во всех смыслах слова.
А в детских лагерях играли в "Зарницу".
Сейчас много возможностей для обучения. По сравнению с прошлыми временами. Тот же пейнтбол может стать не просто игрой.
А и компьютерная игра может оказаться полезной в определенном смысле, только специально разработанная игра.
Что, совсем-совсем лишних наук нет? Мне кажется, что если они связаны в выживанием - нет.
А в остальном - по всякому бывает. Так "Марксизм -Ленинизм" в жизни точно не пригодился. Государственный экзамен, по сути главные выпускной экзамен сдавали именно по нему. И уже тогда было понятно, что не пригодится!
Хотя, кто ж его знает. Вдруг лет через сто какой-то блогер будет пытаться доказать, что именно его надо вернуть? Так может быть? Однозначно.
Что до детства. О, да, я помню, как дрожала, когда в лагере рассказывали о том, что если будет война, то тогда... или устраивали тренировочные эвакуации. Это на всю жизнь травма вышла.
Но мне было 8 лет.
Тут я соглашусь, что всему свое время! То что спокойно воспримет подросток в 15, восьмилетку просто напугает.
Но это не мешает учить тех кто поменьше тому, что им понятно, полезно, но не страшно.
Выходит, что в "совковом" прошлом было что-то, что сейчас могло пригодится. И крушить надо было не все? По крайней мере не до основания, чтобы строить новый мир?
И да, теперь я жалею, что не было жёсткой дисциплины в школе на физкультуре, что не "гоняли" как следует и в институте, что кафедра институте была только для крепких и здоровых, в остальные "простите, нам такие не нужны"...сидели дома в этот день! Ура, выходной! В армии, научат, туда берут и "таких"...А кто ни туда, ни сюда? Почему не научить азам?
И так далее, и так далее, и так далее. Потому что гарантии, что ты не окажешься в тех же условиях, что и те, кого "гоняли" и учили это не дает, но им будет легче...
Да и самой надо было "гонять" кое-где...
Время идет и все забывается? Тоже верно. Но не всегда так. У кого-то входит в привычку, в у кого-то остается в подсознании самое важное и главное, что вспоминается в нужный момент.
В общем, бесполезных знаний не бывает.
С Уважением КВАм.