Найти тему
Наука и фантастика

Русский космизм: по следам выставки

Иван Кудряшев (1896-1972). Траектория полета Земли вокруг Солнца. 1926. ГТГ. Фото моё.
Иван Кудряшев (1896-1972). Траектория полета Земли вокруг Солнца. 1926. ГТГ. Фото моё.

Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выкладывается на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.

В феврале этого года (а если точнее, 20 февраля) я, будучи в Петербурге по делу, попутно сходила на отличную выставку "Русский космизм" в Русском музее. Думала, выставка окажется небольшой, быстро посмотрю и пойду гулять по любимому городу. Однако мы с подругой там основательно зависли. Множество интересных (и иногда уникальных) работ, подробные, хорошо составленные, аннотации, трансляция в залы нон-стоп видеофильмов о художниках.

В моей космоопере "Хранительница" явление "русский космизм" упоминается неоднократно, но исключительно в переносном и даже ироническом смысле.

В книге "Око космоса" героиня, Юлия, говорит о своих отношениях с мужем, Карлом-Максом:

"Я звала его «мой космический ангел», он меня — «моя чокнутая валькирия». Ага, где германцы — там обязательно Вагнер и мифология. А где русские — там непременно космизм и полнейший улёт".

А в книге "Алуэсса" у Юлии, магистра космолингвистики, появляется ученица-человек, Линда Харрис, с планеты Сирона. Линда изъявляет желание изучать русский язык. Юлия удивляется:

"— Позвольте спросить вас, Линда, откуда такой интерес к русскому языку? На Сироне, насколько я помню, он совсем не в ходу.

— Мой брат увлекается русским космизмом.

Тут я расхохоталась до слез. Бедная девушка не понимала, в чем дело. Не могла же я объяснить ей, что у нас с Карлом это выражение было одним из обозначений улётного секса, особенно после того, как он снимал с меня платья со всякими звездными блёстками. А я нарочно себе такие платья заказывала, зная, что они ему очень нравятся, начиная с самого первого, тёмно-синего и кончая последним, лиловым.

— Извините, милая, — отсмеявшись, сказала я. — Просто это так неожиданно. На Сироне! Русский космизм!"

На самом деле, конечно, моя героиня вполне представляет себе, что такое русский космизм, и ее вечерние платья - лишь сугубо внешнее выражение идеи неразрывной связи человека и космоса, лежащей в основе соответствующего философского и художественного явления.

Наталия Гончарова. Пространство. 1958. Из серии супрематических композиций, посвященных теме космоса. Фото моё.
Наталия Гончарова. Пространство. 1958. Из серии супрематических композиций, посвященных теме космоса. Фото моё.

На выставке были представлены очень разные художники, иногда лишь косвенно связанные с магистральной темой, но так или иначе отобразившие в своем творчестве потребность вырваться за пределы обыденной реальности. Символисты, абстракционисты, реалисты - кого только не было!

К сожалению, я снимала только на телефон, фотографии вышли невысокого качества, а иногда и нерезкие. Но кое-что понять, думаю, можно.

Профаны в живописи обычно недоумевают по поводу "Черного квадрата" Казимира Малевича и всяких супрематических композиций - ну что такого в этих прямых линиях, произвольно разбросанных по полотну или листу бумаги?..

Когда эти композиции оказываются рядом, в одном контексте, они становятся понятными.

Михаил Матюшин (1861-1934). Движение в пространстве (не позже 1921). Фото моё.
Михаил Матюшин (1861-1934). Движение в пространстве (не позже 1921). Фото моё.
Константин Рождественский (1906-1997). Космическая посадочная (1930-40-е). Частная коллекция. Фото моё.
Константин Рождественский (1906-1997). Космическая посадочная (1930-40-е). Частная коллекция. Фото моё.
Константин Рождественский. Супрематический элемент в пейзаже. 1930-1940-е. Частно собрание. Фото моё.
Константин Рождественский. Супрематический элемент в пейзаже. 1930-1940-е. Частно собрание. Фото моё.

Летающий "супрематический элемент" - явно самолет. А пейзаж - взлетно-посадочные полосы.

Нечто похожее обнаруживается и в картине Малевича.

Казимир Малевич (1879-1935). Супрематизм 58 (1916). РМ. Фото моё.
Казимир Малевич (1879-1935). Супрематизм 58 (1916). РМ. Фото моё.

А вот и совсем конкретное применение супрематизма. Проект космического поселения землян ("землянитов"), созданный тем же Малевичем в 1920 году (!). Снято через стекло, блики и размытость неизбежны.

Небоскрёбов Малевич не рисовал. Всё просто, практично, супрематично.

Казимир Малевич. "Будущие планиты (дома) землянитов (людей)". 1920. Фото моё.
Казимир Малевич. "Будущие планиты (дома) землянитов (людей)". 1920. Фото моё.

Для многих посетителей выставки (сужу по разговорам в залах) открытием стало творчество Василий Чекрыгина - художника, умершего очень рано. Внешне его работы вроде бы совсем не про космос. Однако они связывают христианские идеи с "космизмом". Пожалуй, приведу текст аннотации.

Аннотация с выставки. Фото моё.
Аннотация с выставки. Фото моё.
Василий Чекрыгин. Композиция из цикла "Воскрешение" (1922). Фото моё.
Василий Чекрыгин. Композиция из цикла "Воскрешение" (1922). Фото моё.

Поскольку на работах Чекрыгина люди часто представлены обнаженными (но это никоим образом не эротика, а первозданная нагота смерти и рождения), не знаю, как среагирует на такие изображения Дзен. Не буду их здесь помещать.

Очень неожиданные картины Константина Юона. Все знают жуткое и красивое полотно "Новая планета" (1921). Оно выставляется в Третьяковской галерее, и мимо него пройти невозможно.

Константин Юон (1875-1958). Новая планета (1921). ГТГ. Фото моё.
Константин Юон (1875-1958). Новая планета (1921). ГТГ. Фото моё.

На выставке были представлены и менее известные либо вообще неизвестные широким кругам зрителей работы Юона.

Константин Юон. Рождение ночных светил (1908-1909). Из цикла "Сотворение мира". Фото моё.
Константин Юон. Рождение ночных светил (1908-1909). Из цикла "Сотворение мира". Фото моё.

Фрагмент этой работы:

Юон. Фрагмент. Фото моё.
Юон. Фрагмент. Фото моё.

Но ведь это же... Да, в общем, похоже.

Звездное скопление Плеяды и Гиады. Фото из открытых источников.
Звездное скопление Плеяды и Гиады. Фото из открытых источников.
Константин Юон. "Да будет свет". Из цикла "Сотворение мира". Фото моё.
Константин Юон. "Да будет свет". Из цикла "Сотворение мира". Фото моё.

Крупный план этой работы вышел нерезко, но тут интересны детали. Здесь ведь не просто сияющее солнце, а сияющие миры. Причем сияние передано монохромными средствами. Высший пилотаж!

Та же работа. Деталь. Фото моё.
Та же работа. Деталь. Фото моё.

Совершенно жуткое полотно с нейтральным названием "Симфония действия". Прошло 100 лет - и мы вновь в этом кошмаре.

Константин Юон. Симфония действия (1922). Новосибирский художественный музей. Фото моё.
Константин Юон. Симфония действия (1922). Новосибирский художественный музей. Фото моё.
Юон. "Симфония действия". Фрагмент. Фото моё.
Юон. "Симфония действия". Фрагмент. Фото моё.

Чтобы не завершать обзор на столь катастрофической ноте, приведу в противовес вполне оптимистическое полотно того же Юона, написанное с верой в лучшее будущее человечества.

Константин Юон. Люди будущего (1929). Тверская областная картинная галерея. Фото моё.
Константин Юон. Люди будущего (1929). Тверская областная картинная галерея. Фото моё.

И это - лишь небольшая часть того, что меня удивило и восхитило.

Русский космизм - безусловно, важная часть истории человеческой мысли и мирового искусства. Жаль, что всё это в прошлом. И что лишь упрямые одиночки пытаются противостоять идее войны всех против всех, отстаивая необходимость совместного изучения звездных миров со всеми их обитателями.

Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!