С Днем Рождения, наша погибшая Атлантида!!!
Со столетием, СССР!
Наверное, до тех пор, пока будут живы люди, не только родившиеся, но и выросшие в СССР, останутся эти фантомные боли, боли от того ЧТО мы потеряли в 91-м. Нет-нет, я вовсе не идеализирую ту страну, которой уже никогда не будет. Мне просто очень повезло НЕ родиться в годы репрессий, голода, войны. Хотя я хорошо осознаю, что мне очень повезло и НЕ родиться, например, в 19-м веке. Потому что со своими крестьянскими корнями я была бы точно безграмотной, да и не известно – выжила бы вообще? Когда из 100 новорожденных (по официальной статистике) 40 (!!!) умирало еще при рождении. А сколько не по официальной? Сколько я в детстве переболела разными детскими болезнями – в 19-м веке я б загнулась, не дожив и до 5 лет…
Мне повезло родиться! И в ТО время, и в ТОЙ стране!!! В интернете можно найти прорву статей, когда сравнивают СССР и царскую Россию, СССР и современную Россию… хвалят, ругают, проклинают, восхищаются… Я не хвалю и не восхищаюсь, но и проклинать никогда не буду. Я БЛАГОДАРЮ!!! Благодарю за то, что в моей судьбе случилось то, что сейчас трудно представить….
Как говорится, только факты:
- В 10 лет меня отдали в музыкальную школу. Обучение было платным (собственно, как и сейчас, тут я никого не удивлю). Когда на следующий год отдали в эту же музыкалку моего брата, стоимость обучения стала ощутимой для нашего семейного бюджета. Но, казалось бы, родители же сознательно это сделали. Они про стоимость обучения заранее знали. Тем более, что эта стоимость не была фиксированной, она вычислялась из каких-то процентов от доходов каждой отдельной семьи. Для сравнения – за меня родители платили 17 рублей в месяц, а за мою одноклассницу – 25, т.к. зарплата ее родителей была больше. Ну да я отвлеклась. Мои родители сознательно отдали брата в музыкалку и никаких бумажек о снижении оплаты они не писали. Они ГОТОВЫ были платить сколько надо! Но уже в октябре на заседании сельсовета было принято решение, что Марина Баранова признана одаренным ребенком и постановили ее обучение в музыкальной школе сделать бесплатным. А обучение брата сделать не 17 рублей, как было целый год у меня, а 13.
- Двумя годами позже моя двоюродная сестра, живущая не как я в районном центре (что, несомненно, ближе хоть к какой-то цивилизации), а в глухой деревне, куда рейсовые автобусы могли попасть только при условии идеальной погоды, приняла участие в деревенском конкурсе художественной самодеятельности. Один только пример того, что я вовсе не идеализирую то время. Мне было лет 12, когда мы приехали на др сестренки и привезли масляный бисквитный торт. И сестренка, робко тыкая в масляную розочку пальцем, спросила – а это что такое??? А 12 лет мне было в 1980м. Так вот, при отсутствии хоть каких то благ цивилизации, конкурсы художественной самодеятельности проходили ежегодно и в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке. Причем схема была четкой: сначала на низовом уровне, в самой глухой деревне, затем лучшие выступают на районном уровне, затем на межрайонном, а потом уже на областном… Так вот, сестренку никто не спрашивал – хочет ли она вообще петь? Для отчетности надо – иди пой! Она спела (как сейчас помню «Пропала собака») и заняла 1 место. Ее, естественно, отправили на районный конкурс. И на нем она тоже заняла какое-то призовое место со своей собакой под аккомпанемент баяна. На межрайонный конкурс поехал кто-то другой, занявший первое место, а родителям сестренки предложили перевести ребенка учиться в районный центр, предоставили койко-место в интернате с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и БЕСПЛАТНЫМ обучением в музыкальной школе. И если мне родители купили пианино за полную стоимость, то сестренке сельсовет оплатил половину стоимости инструмента. А все почему? Меня признали просто одаренным ребенком, а двоюродную сестру – талантливым!
- Мама двоюродной сестры, моя родная тетя, работала на своей деревенской ферме зоотехником и была секретарем местной партийной ячейки. У них в доме постоянно валялись ведомости партийных взносов, куда я однажды засунула свой нос. Увиденное меня поразило настолько, что, видимо поэтому, так и врезалось в память. Перед графой –сколько данный партиец должен заплатить партийных взносов, стояла графа месячной зарплаты. И вот эта графа меня и изумила. В то время, когда мои родители зарабатывали от 80 до 100 рублей в месяц (отец был шофером на грузовом автомобиле, а мама лаборантом-агрономом), то доярки и скотники зарабатывали от 400 до 600 (!!!) С чего такая честь? Да просто потому, что ненормированный рабочий день без выходных и праздничных дней от слова ВООБЩЕ! Коровкам не объяснишь, что сегодня 1 Мая и всем нужно идти на демонстрацию или что 1 января нормальным людям нужно выспаться после новогодней ночи. И, что важно – когда в городе люди с высшим образованием получали оклад в 120 рублей, люди в 8-классным образованием в деревне получали вот такие зарплаты. Потому что работа с 4 утра и до 10 вечера и без выходных и праздничных дней от слова СОВСЕМ.
- Этих доярок и скотников я прямо ненавидела все детство. Всех скопом и во всех деревнях. Потому что, обучаясь в музыкальной школе и будучи, сука, одаренным ребенком я была обязана ЕЖЕНЕДЕЛЬНО ездить в компании таких же, сука, одаренных детей по фермам и выступать для доярок и скотников в обеденный перерыв с концертами. Имейте в виду, слово «сука» я и дальше буду употреблять, потому что когда ты слово «одаренный» воспринимаешь как обвинение во всех тяготах своей детской жизни, то, кроме этого нелитературного слова, других в лексиконе просто нет. Никогда не забуду: стоишь такая в белом фартуке и в резиновых сапогах по щиколотку в навозной жиже и голосишь под баян «крылаааатые качееееели летят, летят, летяяяяят….» До сих пор ненавижу эту песню!!! А все почему? Тебя обучают бесплатно? Будь добра и ты что-то сделать бесплатно
- Я поступала в институт с конкурсом 7 человек на место. Что нужно за что-то платить, кому-то давать взятку… Я даже не могу представить себе что-то подобное – я б наверное даже не поняла о чем речь вообще? При таком конкурсе, даже если бы я сдала все экзамены только на 5, я все равно бы не прошла. Но у меня были льготные баллы: за то, что я из сельской местности, за то что я из многодетной семьи и за то, что у меня была идеальная комсомольская характеристика. Кстати, нужно найти текст этой характеристики, где-то я его себе копировала. Когда я принесла её домой и дала прочесть отцу, он насмешливо сказал: «Ну, и что нам теперь с тобой делать? На божничку посадить и молиться на тебя? В характеристике, кроме пунктов о моей хорошей учебе (хорошей, но не отличной), о моей, сука, одаренности, о моей общественной сознательности (после выступлений в навозной жиже были вечера встречи одноклассников, где сначала я просто пела, а потом уже и вела; уходе за престарелыми одинокими людьми (про тимуровское движение следует написать особо) и прочие занятия, где о моем личном желании никто не спрашивал, был еще пункт о том, что я старшая сестра и к младшему брату отношусь с материнской заботой и любовью. А для меня наличие младшего брата с разницей в 14 лет, было единственной уважительной причиной отмазаться от своей, сука, одаренности. Когда совсем было невмоготу, стоило сказать «Мне с братом надо сидеть» и наступала свобода… Но, как потом выяснилось, именно этот пункт в комсомольской характеристике перевесил чужие, тоже достойные характеристики. Бесплатную студенческую общагу я заполучила благодаря пункту «из многодетной семьи». Одноклассница, поступавшая вместе со мной и не имевшая подобной льготы первый год жила на съёмной квартире. И при всем при этом мы очень не любили девчонок из национальных меньшинств (не путать с другими меньшинствами). Представители ханты, манси и других малых народов поступили с нами вообще без всякого конкурса. Хотя бы на тройки сдай все экзамены и ты уже зачислена. Это к вопросу о защите малых народов в нашей стране и создании для них социальных лифтов.
- В моем дипломе две тройки и обе за первый курс. По русскому фольклору (вот здесь можно поржать) и по античной литературе. Ну не могла я заставить себя читать былины и поэмы Гомера. Античку я пересдавала семь (!!!) раз. Восклицательные знаки я поставила не собственной упертости, а терпению педагога. Вот оно надо было образованнейшему человеку, профессору, снова и снова назначать время для пересдачи, не получая за это ни копейки дополнительно, отрывать время от себя, от своей семьи ради ленивых тупиц??? И возможности купить оценку тогда никто не знал, этого в нашем тогдашнем времени просто не существовало, как того же интернета
- Кстати о педагогах. О своих школьных учителях я напишу отдельно, они этого заслуживают. Теперь об институтских. Представьте себе ситуацию: сидишь такая 18-летняя в комнате, в общаге. Не просто сидишь, а развлекаешься в компании соседок по комнате и курсантов соседнего танкового училища. Кстати, один из этих курсантов сейчас очень большой генерал. Тогда он был просто Сашка Журавлев. А сейчас Александр Александрович. Причем, родом из Голышманово. Земляяяяк. И вот в эту идиллию врывается стук в дверь. Я открываю дверь, а на пороге стоит наша преподавательница по немецкому языку. А время, на минуточку, часов девять вечера. И Елена Вячеславовна (ей было лет 30-35) робко так, можно сказать, застенчиво мне говорит: «Марина, здравствуйте! Вы извините, что так поздно, но я специально так пришла, чтобы Вас дома застать. Можно с Вами поговорить?». Я с отвисшей челюстью и с раздраем в мозгах выхожу в коридор и плотненько закрываю дверь, чтобы не так было слышно, что из комнаты в женской общаге доносится гомерический мужской хохот. Разговора почти не было, был монолог Елены Вячеславовны. Причем, монолог какой-то робкий, я бы даже сказала, заискивающий. Говорила она примерно следующее: «Марина, я давно за Вами наблюдаю. Вы очень ленивый человек. Вы ленитесь учить слова к каждому занятию и потом сдаете все долги, так сказать оптом. Но вы очень одаренный человек! (сука!!!) Мало кто может запомнить и сдать по 300-400 слов сразу. Это феноменальная память. Но она же кратковременная. Я понимаю, что из этих 300 слов в памяти останется не много. У Вас потрясающая фонетическая память. Если Вы повторяете фразу за мной, Вы копируете мое произношение. А если повторяете фразу за пластинкой (да, мы учили иностранный язык по грампластинкам), вы копируете произношение диктора. Так вот…. Я предлагаю Вам индивидуальное обучение. Поймите меня правильно, каждому педагогу хочется выучить достойного ученика, а у Вас, я уверена, для этого есть все возможности. Вы не переживайте, занятия будем назначать в удобное для Вас время. Если хотите – в институте, а хотите – здесь (у нас в общаге на каждом этаже были «учебки» - комнаты для индивидуального обучения). А позже я обещаю Вам устроить языковую практику в ГДР... Честно говоря, сейчас, спустя 35 лет я даже сама порой не верю, что такое было в жизни. Педагог студенту предлагал, УГОВАРИВАЛ заниматься дополнительно БЕСПЛАТНО, ездить к этому студенту в общагу в удобное для него, студента, время и еще завлекал плюшкой с загранпоездкой… Где в молодости живут наши мозги? Я промямлила «Спасибо, я подумаю» и вернулась к тому, что тогда было для меня важнее какого-то немецкого. Еще пару раз она отлавливала меня в институте, потом отстала… А я осталась без немецкого и без курсанта, потому что тот Сашка Журавлев приходил не ко мне. А тот, что ходил ко мне где-то за годами пропал…))))
- Был еще один визит в общагу. Опять же на первом курсе меня отправили на межинститутские соревнования по стрельбе. Первокурсники ж всегда «возьмибожечтонамнегоже». Если мелкокалиберку я в школе на НВП хоть как то в руках держала, то пистолет вообще впервые в жизни увидела. Мне перед выходом на рубеж показали - как его держать и что с ним делать. Ну и как реагировать на команды рассказали. Поскольку это событие для меня было из разряда «Надо, Федя, надо» я даже не помню - как я отстрелялась. Отпустили домой и Слава Богу! Но вот то, что однажды, точно так же постучался в дверь общаги какой-то суровый серьезный дяденька, в память врезалось. Смысл был тот же, что и с немецким. Человек предлагал мне серьезно заняться стрельбой. Скажите, вот ему надо было шариться вечерами по студенческим общагам и уговаривать малолетних тупиц заниматься таким и сейчас экзотическим видом спорта? Мой ответ был такой же – флирт с курсантами и дискотеки тогда для меня были важнее…
- После окончания института никто из нас не заморачивался – где найти молодому специалисту работу. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ!!! Три года никто не имел права даже самого тупого и необученного выпускника ни уволить, ни оштрафовать. Три года после окончания института ты под таким защитным колпаком, что только от тебя самого зависит – какой опыт ты за эти три года сумеешь наработать и как потом им воспользуешься, идя на все четыре стороны. Направляясь в Тюмень по распределению, я ни минуты не размышляла – где я буду жить, потому что жилье мне тоже были предоставить ОБЯЗАНЫ!!! Причем, хоть и в общагу, но не в комнату на несколько человек, а отдельную, поскольку ты специалист с ВЫСШИМ образованием. Я жила в общежитии комвольно-суконного комбината, где жили ткачихи, прядильщицы, комвольщицы с пту-шным образованием. И пусть у них зарплаты были «рабочие», т.е 300-400 рублей, а у меня 110, потому что «служащая», но они жили в комнатах по 3-4 человека, а я одна, потому что «элита» с высшим образованием))))
- Как только я приехала в Тюмень, я начала ездить в гости к родному дяде в Боровое (18 км от Тюмени). А он работал баянистом в хоре русской песни «Сибирь» при Боровской птицефабрике. И вот однажды, в мой приезд на выходные, дядя Володя говорит: «мы в декабре с хором в Японию поедем». И так я захотела на халяву в Японию съездить, что попросилась к дядьке в хор, вспомнив, что я, сука, одаренная. Забегая вперед скажу, что в Японию мы так и не съездили, потому что был конец 1989-го года и 91-й становился все ближе и ближе. Но!!! Без всякой Японии: 1. Я не ездила на репетиции на рейсовом автобусе в Боровое за свой счет. За городскими (нас было 3 человека !!!) присылали автобус от птицефабрики и на репетиции возили бесплатно, возвращая после репетиции к самому дому, к подъезду. 2. На новогодние праздники для всех участников художественной самодеятельности (а кроме хора русской песни при птицефабрике была еще туева хуча всяких коллективов) делали банкет и всем вручали денежные премии. В первый новый год, пропев в хоре всего три месяца, я получила 70 рублей (напомню, при зарплате в 110). Во второй и третий года я получила 140 и 170 соответственно. Только (!!!) за то (!!!), что я пела в хоре!!! 3. Поскольку уже наступали трудные времена, всем участникам художественно самодеятельности ежемесячно выдавали усиленный продпаек от птицефабрики: яйца, курицы, молоко, сметана, колбаса. До сих пор помню, как выхожу в фойе ДК и ищу глазами пакет со своей фамилией. БЕСПЛАТНО!!! 4. Выезжая с концертами за пределы Тюмени, администрация птицефабрики отправляла письмо администрации комвольно-суконного комбината, где я работала в профсоюзной библиотеке, с просьбой предоставить мне отпуск за свой счет на какое-то количество дней. Это для КСК отпуск был за Мой счет. На самом деле все эти дни «гастролей» мне оплачивала птицефабрика и по деньгам это всегда было дороже, чем на моем родном предприятии. 5. Кроме денежных премий в конце года для участников художественной самодеятельности был еще один вид поощрения: ежегодная туристическая поездка. БЕСПЛАТНО!!! ТОЛЬКО ЗА ТО, что я тупо песенки хочу попеть в свободное время!!! За три года я съездила в Москву, Питер и на Западную Украину – Львов, Тернополь. Все поездки были недельные, с полной экскурсионной программой. И, кроме всего этого бесплатного, руководителям поездки выдавались кофры с коньяком и копчеными курицами для (!!!ВНИМАНИЕ) дачи взяток в гостиницах!!!! Чтобы нас селили не абы как, а в отдельные номера!!!! Это делалось ВСЕГДА! Не только в туристические, наградные выезды. Про выезды «по делу», с концертами, я вообще молчу. Никогда не забуду поездку в Омск, где нас принимал подобный хоровой коллектив от «Омского бекона». После концерта на подарили жареного поросенка – одного на двух человек. Это, чтобы мы за 8 часов в поезде не оголодали)))))
Потом наступил 1991-й год и все закончилось. Атлантида затонула. Можно много и есть за что критиковать Советский строй. Но очень важное отнять нельзя: каким бы ни был весь строй, но то, что изо всех сил из простых людей пытались формировать ЭЛИТУ, давая шанс в самой глубокой глубинке умным, талантливым, одаренным (сейчас совершенно серьезно, без всяких «сука») вырваться из своего болота. Причем пофиг, что этот шанс был чаще всего насильственным – есть ежегодный конкурс или соревнования – вперед, отказываться нельзя. Это был не просто шанс, это был ПЕНДЕЛЬ!!! А как ты полетишь – уже от тебя самого зависит…
С Днем Рождения, моя Советская Родина! Мне очень жаль, что многими твоими пенделями я так и не воспользовалась. Ты столько шансов мне давала и не твоя вина, что я их проленила. СПАСИБО!!!!!!