Традиционно седьмая серия моего видеоблога об избранной истории популярной музыки в формате статьи. Для тех, кто предпочитает читать, а не смотреть.
Предыдущая часть:
Избранная история популярной музыки. 6. Эволюция джаза (читать)
В предыдущих главах моего блога и видеоблога об истории популярной музыки я плавно перешёл в 40-е годы и немного уже даже затронул 50-е. Этот очень важный для музыки рубеж десятилетий ознаменован появлением понятия «альбом», с этого периода в мировой музыкальной индустрии наступает эра альбомов. А поэтому прежде чем начать разговор про следующую ступень эволюции популярной музыки, я хотел бы посвятить эту небольшую главу понятию «альбом».
1. Форматы первых пластинок.
Нынешнее понятие слова "альбом" сильно отличается от изначального, а с наступлением очередной новой эпохи в музыке оно постоянно претерпевало существенные изменения. И потому необходимо вспомнить, что сначала слово "альбом" привязывалось непосредственно к формату пластинок-носителей, которые делились между собой по количеству оборотов в минуту.
С началом становления бизнеса звукозаписи оптимальным форматом были пластинки, на которых помещались две песни на обеих сторонах соответственно - и на граммофонах, и на патефонах, и на более привычных для нас проигрывателях. Изначально они были 78 оборотов в минуту, а ближе к 40-м годам появился оптимальный вариант, получивший в простонародье название "сорокапятка" - 45 оборотов в минуту.
С 50-х годов такая пластинка стала называться "СИНГЛ" (полное английское название – single play, сокращённо SP – то есть, «один», «одна песня») - это понятие перекочевало и в наше время и к тем пластинкам соответственно не имеет уже никакого отношения, от него осталась лишь суть - музыкальное мини-издание ради одной песни. То есть, в то время первую и главную сторону пластинки занимала раскручиваемая песня, а оставшуюся вторую – какая угодно другая композиция этого исполнителя.
Синглы стали самым популярным форматом звуконосителей, в США и Великобритании появились свои национальные хит-парады, в которые попадали изначально именно издания синглов. В США этот хит-парад возник 27 июля 1940 года. Его традиционно публиковал журнал "Биллборд", в котором сначала было три хит-парада, один из которых - "Best Sellers in Stores" – был именно сингловый. В 1955 году он объединился вместе с другими двумя, которые формировались по рейтингу раскрутки на радио и по рейтингу прослушивания в музыкальных автоматах – общий хит-парад стал называться Billboard Hot-100 и называется так и по сей день. С 1952 года появляется английский чарт синглов, который в разное время публиковали самые разные издания.
Естественно через какое-то время у меломанов возник вопрос о создании коллекции пластинок любимых исполнителей у себя дома. И ради них на прилавках появились первые "альбомы" - в том же самом понимании, что и фотоальбомы или альбомы с иллюстрациями: несколько изданных синглов исполнителей были вложены в твёрдую красиво оформленную обложку с информацией о песнях, об исполнителе и т.д. Именно такие книжки из грампластинок и породили словосочетание «альбомная запись».
2. Longplay-альбомы (LP).
Следующая революция в звукозаписи усовершенствовала и популяризировала формат "альбомов" - в 48 году в обиход вошли пластинки типа LP (longplay - англ. "долгоиграющие"). Будучи 33 оборотов в минуту и гораздо больше по габаритам, они позволяли записывать на себе несколько песен до 40 минут.
Где-то параллельно с ними на рынке появились и миньоны (EP – англ. “extended play”), так называемые мини-альбомы, на которых помещались песни общей длительностью звучания до 20 минут. Но "лонгплеи" быстро вытеснили EP с рынка, и те потеряли актуальность. Кстати, понятие EP тоже сохранилось до наших дней – им ныне также называют мини-альбомы (понятие достаточно размытое, но популяризировавшееся во времена цифровых записей, выкладываемых в интернет – чтобы побыстрее раскрутиться и не тратить время на полноформатный альбом).
Но не все звукозаписывающие компании бросились тут же выпускать такой тип записей - LongPlay, сложно было сначала поверить, что такие пластинки будут покупать. Казалось, слишком много песен. Надоест. А потому в течение 50-х годов LP постепенно входили в обиход, пока не закрепились к концу десятилетия как один из двух главных форматов изданий.
3. Первые полноценные "альбомы".
Такой тип пластинки был очень удобен для записей каких-то крупных произведений типа классических опер, бродвейских мюзиклов, а также для издания саундтрэков к фильмам.
А вот для популярной музыки всё равно главенствующим был сингл, который лучше раскручивал исполнителей. Всё же по радио звучали именно заглавные песни с синглов, которые и попадали в хит-парады. Поэтому изначально альбомы, начавшие издаваться на "лонгплеях" в 50-х годах, по сути ничем не отличались от простых сборников песен - как правило, первые такие пластинки компании издавали, включая в них изданные до этого хит-синглы исполнителей.
Для понимания изначального понятия «альбом»: знаменитый Фрэнк Синатра был одним из первых и редких исполнителей того времени, кого стабильно стали издавать "альбомами" на LP - начиная с самого их появления с конца 40-х годов.
И для сравнения: первый альбом Элвиса Пресли, который начал петь с 1954 года, появился только в 1956 году. Но зато этот и второй его альбомы представляли собой абсолютно новые песни Элвиса, куда не входили выпускаемые параллельно его хиты. Их можно назвать самыми первыми в истории полноценными альбомами. По крайней мере в истории рок-музыки.
Третий альбом так же не был связан с его хитами и сингловыми песнями и стал внезапным рок-н-рольным вариантом-сборником Рождественских песен от Элвиса (в то время любили баловаться такими записями все исполнители).
А вот уже четвёртый альбом 1958 года сделали как сборник всех изданных с 55 года его хит-синглов, включая песни с оборотных сторон синглов. Таким образом, как видите, понятие "альбом" ещё в то время было немного размытое.
4. Битва "синглов" с "лонгплеями".
С начала 60-х годах рынок альбомов сравнялся с рынком синглов, и альбомы стали полноценными творениями исполнителей. Для альбомов стали появляться свои хит-парады. Но в Великобритании синглы и альбомы не пересекались – то есть, в альбомы не включали песни с синглов. Потому если сорокапятки в королевстве были всё ещё более популярны, то «лонгплеи» не пользовались там успехом из-за большой стоимости. В то время как в США, наоборот, альбомы старались издавать путём раскручивания их синглами - и включали песни из них в LP. Эта тенденция закрепилась в Америке особенно во время «британского вторжения» в начале 60-х - массового захвата британской музыкой американского рынка, которому было выгодно выпускать для своей публики новые альбомы британцев с уже известными по радио песнями.
Яркий пример – альбомы The Beatles и The Rolling Stones. Если посмотреть на разницу их первых изданий начала 60-х годов в Великобритании и США, можно увидеть такую тенденцию.
Вот альбом роллингов "Out Of Our Heads" 1965 года. В то время грохотали их знаменитые песни, выпущенные синглами – "Satisfaction", "The Last Time". Их нет на альбоме британского издания. В американском же варианте есть и Састисфэкшн, и Ласт Тайм. Но нет некоторых других песен с британского издания, которые войдут у американцев в следующий альбом роллингов, где они добавят ещё сингловых песен англичан. Так хитрые американцы лучше развивали свой альбомный рынок и формировали уже современный вариант издательского музыкального шоу-бизнеса. Когда у аккуратных британцев было всё упорядочено и отдельно, у американцев на один британский альбом могло выйти целых два, в которых включались песни с синглов – это был оправданный риск – люди стали альбомы покупать больше, а денег можно было с одного британского музыканта заработать больше, чем в самой Англии.
5. Следующая стадия: концептуальные альбомы.
С середины 60-х "альбомы" претерпевают главное смысловое изменение: на горизонте возникает понятие "концептуальность". Альбомы больше не являются простым сборником записанных песен. У многих популярных групп (The Beatles, The Beach Boys, Frank Zappa & The Mothers Of Invension) альбомы с того времени начинают являть собой цельное произведение, выдержанное не только в едином стиле, в едином звучании, но и имеющее единую концепцию, все песни привязаны в текстах к определённой идее или определённой истории.
Всё это чуть позже переросло в более глобальные произведения, концептуальность в альбомах совместилась с классическим форматом опер или мюзиклов - на горизонте возникли рок-оперы, которым зачастую было мало место на одной LP-пластинке.
С тех пор понятие "альбом" стало подразумевать в первую очередь уже не формат пластинки, а саму суть работы исполнителя, которая ещё больше расширилась с появлением двойных альбомов, а потом и с появлением компакт-дисков, которые вмещали на себя гораздо бОльший хронометраж песен.
6. Альтернативные варианты звукозаписи альбомов. "Магнитоальбомы".
Также в 60-е годы где-то появился ещё один параллельный формат альбомов – "магнитоальбом". То есть, записанный на магнитную ленту (в советском простонародье – "бобины"). Такие альбомы можно было изготавливать самопальным способом.
Поэтому это стало главным феноменом, в первую очередь, в СССР с развитием авторской бардовской песни в 60-х годах, а потом и с развитием подпольной рок-музыки.
И бардов, и рокеров советская власть, как мы помним, не всех сильно жаловала, и советская единственная студия грамзаписи «Мелодия» их многих не записывала. А потому распространять свои песни можно было только на знаменитых "бобинах" – магнитных лентах. И влезали туда тоже определённое количество песен. Это и были магнитоальбомы. С падением советской цензуры во время Перестройки в 1980-е годы бобины сошли на нет, «Мелодия» стала выпускать всех подряд, а на смену бобинам для самопала пришёл более компактный вариант – компакт-кассета, которая по хронометражу примерно совпадала с появляющимся на рынке компакт-диском. Потому на перестроечном и пост-советском пространстве с появлением частного предпринимательства музыкальный чёрный рынок взорвался распространением кассет.
С возникновением цифровых носителей и форматов (mp3), которые в принципе-то позволяют делать "бесконечные" издания, принцип "альбомности" и "сингловости" не исчез и до сих пор держит марку.
Я прервался в своих повествованиях о популярной музыке на эту тему, так как следующие главы будут уже затрагивать наступавшую эпоху альбомов. И без разбора этого понятия может возникнуть иногда путаница в головах.
ВСЕ ГЛАВЫ ИЗБРАННОЙ ИСТОРИИ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ:
8. ТРАДИЦИОННАЯ ПОП-МУЗЫКА. ЧАСТЬ 1
9. ТРАДИЦИОННАЯ ПОП-МУЗЫКА. ЧАСТЬ 2
10. ТРАДИЦИОННАЯ ПОП-МУЗЫКА. ЧАСТЬ 3
Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.