Найти тему
By Burlak: язык одежды

Все системы архетипов: психология, маркетинг, эзотерика

Оглавление

Не отделив зерна от плевел, мух от котлет, а Юнга от Пирсон и Марк, каши не сваришь и смысл половины, написанного на моем канале, не поймешь. Поэтому сегодня приглашаю вас в немного занудный, но очень увлекательный экскурс в историю и теорию архетипов. От Юнга до наших дней - не переключайтесь, оставайтесь с нами!

Немного занудства в мутной воде
Немного занудства в мутной воде

Новенькие на канал все пребывают и пребывают, поэтому периодически возникают вопросы относительно архетипов. Он только один? А что с ними сделать? А как узнать/понять/простить и отпустить (если твое - вернется, ахах). И сразу хочу сделать две вещи: дать ссылки на УЖЕ написанное по этому поводу и еще раз указать на отличие теории архетипов, изложенной Юнгом, и теорией архетипа от Пирсон и Марк.

Архетипы By Burlak:

Юнг не выделял архетипы брендинга, на которых сегодня принято (в идеале) выстраивать имидж личности или бренда. Он положил начало системе глубинного исследования множественности человеческой личности. Опять же, я не дипломированный психолог, а "профессиональный дилетант" - за все время в профессии журналиста именно это определение писчему ремеслу мне понравилось больше всего. И Юнгианская теория интересовала меня в первую очередь как гуманитарная наука, не как наука о конкретном здоровье человека (ментальном), а как совокупность реакций индивидов на тот или иной раздражитель. И почему это происходит так, как происходит. Поэтому моя трактовка может задеть "профи" - если вам есть, что сказать и подкорректировать - милости прошу в комментарии. Только, памятуя недавние свои залетания в блог с шашкой и активированную бан-машину, настойчиво прошу:

Выражайте свое мнение тактично и экологично. By Burlak - место для (псевдо)интеллектуальных дискуссий в уважительном ключе. Следите за дружеским tone of voice, не оскорбляйте автора и других комментаторов - и мы обязательно подружимся!

Поэтому, прежде чем дать умозрительную структуру развития личности через включение тех или иных внутренних архетипов, хочу сначала "расчертить" архетипы, названные самим Юнгом.

Папа Юнг

Юнг видел в архетипе древнейшую подсознательную систему знаков и символов, на уровне инстинктов и неосознаваемых паттернов поведения, запечатленных в человеческой психике. Конечно, на эти символы "внутри" нас реагируют конкретные внутренние силы, созвучные этим архетипам снаружи. По Юнгу, в нас есть осознаваемая часть - наше Эго и неосознаваемые - Персона и Тень. Как любитель всевозможных схемок, не могу удержаться от соблазна это все изобразить:

Сложность систематизации Юнга в том, что он сам ни разу вот так не взял и не сказал: "Пацаны, вот вам список всех архетипов, вот - за что они отвечают. Радуйтесь жизни, пейте вино, принимайте свою Тень и прекратите получать коллективные травмы!". Фигушки. Он постоянно дополнял свое исследование, а исследователи его исследований сделали свои системы на основе того, что удалось понять. А исследователи исследователей его исследований (как я))), рисуют свои схемы и соотносят это уже со вторым и третьим поколением Юнгианцев.

Юнг строил свою теорию на системе координат, в которой учитываются сразу несколько дихотомий: мужского и женского (анима/анимус), идеального и вытесненного (Самость и Тень), активного и пассивного (Герой/Мудрец, Дитя/Мать) и, конечно, личного и коллективного. Переход личности от уровня умозрительного представления о себе к растворению в коллективном облаке (через последовательное расщепление и присоединение своих архетипов) - архетипическая дорога по Юнгу. Как ее понимаю со своей колокольни я, исследователь исследователей.

Как видите, из списка архетипов, которые мы получили от Пирсон и Марк, многих понятий недостает в первоисточнике. И понимаются они не совсем так же, как изначально их понимал Юнг. И это - нормально. Потому что у Юнга - психологическая теория, а у Пирсон и Марк - социологическая.

Зачем я так долго жую эту кашу, старательно уговаривая читателей съесть ложечку за папу Юнга и ложечку за маму Пирсон? Во имя Сатаны Истины, конечно же. Как обитатель Дзена и любитель многобукав и почитать коллег-конкурентов, я всегда реагирую на статьи с триггерными словами архетип, Юнг и все такое. Самое бесячее, на мой взгляд книжного задрота с четырмя Мудрецами в анамнезе Карты Души, это фразы по типу "Юнг выделил 12 архетипов" и щас мы вам про них расскажем. Справедливости ради, я повторюсь: Юнг не выделял эти 12 архетипов, он вообще другим занимался. Их выделили Пирсон и Марк, основываясь на юнгианском учении и многолетнем рекламном опыте. Всё. Это - другая система. Я принципиально стою на стороне отделения мух от котлет, поэтому только сейчас я дохожу до второй части статьи. Второй части первой статьи на эту тему, судя по всему :)

Мама Пирсон

Раз уж я начала рисовать схемки, то меня не остановить. Я уже как-то делала, но решила новую сделать! У меня ведь так много времени и нет очереди на типирование - совсем нет... Впрочем, лягу спать попозже, не помру. Итак.

12 архетипов по Пирсон и Марк - это система представлений о социальных реакциях индивидуумов со схожими идеалами, принципами, стремлениями и представлениями на внешние раздражители. Проще говоря: если философия вашего бренда совпадает с философией вашего покупателя и это донесено ПОНЯТНЫМ ЕМУ ЯЗЫКОМ - то успех обеспечен. Дамы - рекламщицы, поэтому совершенно понятно, почему они обратились к коллективной психологии. Им нужно было понять, как и что продавать большим массам людей. Никто, лучше Юнга, на это бы не ответил. Но рекламщицы создали свою МАРКЕТИНГОВУЮ (социологическую, имиджевую) теорию 12 архетипов:

*Нажмите на картинку, чтобы увеличить*. Трактовала и оформляла Жанна Бурлак
*Нажмите на картинку, чтобы увеличить*. Трактовала и оформляла Жанна Бурлак

В соответствии с идеалами каждого типа покупателя существуют бренды, отвечающие их потребностям. Согласитесь, продавать услуги тета-хилинга через архетип Правителя - так себе идея? О том, что исследование и понимание свей ЦА - прямой путь к большим продажам, не высказался только ленивый, но Пирсон и Марк сделали это одними из первых и представили очень четкую и понятную систему.

Предлагаю простое упражнение. Подумайте, через какие архетипы можно и нельзя продавать те или иные услуги? Например,

Вы - няня. Предлагаю вам обдумать несколько концепций, с которыми вы со своими услугами можете выходить "в люди".

1. Самая очевидная. Опекун. Типичная Мэри Поппинс, которой можно доверить любых сорванцов, а на выходе получить ангелочков, которые не плюются едой. Каковы они, ваши покупатели? Состоятельная пара, которая приветствует опыт, сдержанность, консервативность, порядочность, чистоплотность и так далее. Как вы выглядите? Пучок на голове, неброский маникюр, классическая или кэжуал-одежда (мягкий трикотаж или тонкая шерсть и лица), удобная обувь, скромная и неявная феминность.

Эмили Блант в тематической фотосессии для Вог
Эмили Блант в тематической фотосессии для Вог

2. Менее очевидная. Славный Малый. Соседская девчонка, которая сидит с подросшими детьми, когда вы идете в кино. Кто ваши клиенты? Молодая пара из пригорода (небольшого городка), которая ценит искренность, дружелюбие, простоту общения, любовь к детям и близкому, эмпатичность, организацию досуга и игр. Это - совершенно другой тип клиентов. Как вы выглядите? Опрятно, в спортивном или кэжуальном стиле, вы носите джинсы, толстовки, худи, водолазки, джогеры, кроссовки, бейсболки, волосы заказываете не всегда, но в основном ходите с небрежными прическами или короткими растрепанными (чистыми) волосами.

3. Более узкая. Мудрец. Серьезный профессионал, не лишенный эмпатии, но настроенный на коррекционную работу или подготовку к школе. Ваши клиенты - что-то среднее между первым и вторым типом, денег у них больше, чем у вторых, но меньше, чем у первых. Им не нужна няня на весь день, им нужен наставник, который поможет детям в подготовке к социальным контактам, укрепит интеллектуальное развитие, расширит кругозор. это, скорее, няня выходного дня или на пару раз в неделю. Как вы выглядите? Стороже, чем первый тип, максимально далеко от второго. Вы, скорее, походи на учителя, чем на няню, к пучку добавляются очки, к трикотажным изделиям - глухие водолазки, такие предметы позволяют держать больше дистанции. Вы не печете ребенку пирожки, вы готовите его к жизни.

4. Самая неожиданная. Дитя. Тут, опять же, скорее речь о профессии детского аниматора. Ваши клиенты - кто угодно из вышеперечисленных. Вы не должны отвечать за социализацию, интеллектуализацию и жизнь ребенка (при этом, конечно, учитывать меры безопасности при организации досуга), ваше дело - устроить праздник. Кто может устроить праздник лучше, чем Дитя? Даже не Шут, если мы говорим именно о детской нише. Выглядите вы похоже на второй вариант, но более наивно и ярко, вы не Обыватель (Славный Малый), вы - Дитя (Простодушный). Разница этих архетипов очевидна здесь:

Согласитесь, сомнительно продавать детские услуги в образе Мага, Бунтаря, Любовника? Между импульсом к покупке и таким имиджем нет никакой связи. Поэтому такая упаковка будет совершенно бессмысленна. Именно об этом говорит система 12 архетипов. О связи покупатель-продавец (раз), покупатель-покупатель (человек-человек, это два), имидж-бренд (три). Можно перечислить еще, но эти связи - основные. Так выглядит маркетинговая система архетипов, которую сегодня активно применяют стилисты и брендмейкеры.

Но это еще не все. Сейчас мы подходим к синтезу этих двух систем с добавлением щепотки эзотерики. Чтобы понять, чем занимается человек с профессией стилист-психолог.

Тетя Мотя

Логично предположить, что стилист-писхолог занимается терапией травм через имидж. Это недалеко от истины и действительно так и есть. Можно вспомнить древний проект отечественного телевидения "Клуб бывших жен", где женщины, прошедшие или проходящие через трудные расставания, получали посильную помощь от телепрограммы. От обычных разговоров с ведущими, такими же "разведнками", через терапевтичные мероприятия (кто-то прыгал с парашютом, кто-то бил сервиз, подаренный на свадьбу, кто-то жег свадебное платье - мероприятия были индивидуальны) до полной смены имиджа. Одежда поддерживает нас, а может и уничтожать. Поэтому такой терапией занимаются уже давно. Кстати, о связи одежды и стресса я тоже уже как-то писала:

Такой мощный инструмент как архетип не могли не заметить люди, практикующие эзотерические науки: нумерологию, астрологию, чакры и тд. Ближе всего эзотерическая теория архетипов именно к нумерологии, потому что, в итоге, все системы, основанные на дате рождения, так или иначе переплетаются между собой. Они дополняют друг друга и крайне редко противоречат (такого я вообще не помню, если честно).

Карта Души - метод, который сочетает в себе и психологическую, и маркетинговую, и эзотерическую системы архетипов. Более полной системы пока не существует (пока - хорошее слово, многообещающее, любопытное - намекнула Жанна на свои дальнейшие планы)))), и именно по этой системе работаю я сейчас. Вообще, садясь за эту статью, я собиралась сразу начать писать именно об эзотерической системе архетипов и ее связи с имиджем, но поняла, что без прелюдии с Юнгом, Пирсон и Марк, ничего не будет понятно.

Поэтому, пока что - переварите информацию из этой статьи, отделите мухи, котлеты, зерна и плевелы, задайте мне вопросы, поделитесь своими мыслями, опытом в комментариях, - а в следующей статье я напишу об этапах развития личности по эзотерической системе архетипов. Будет интересно, честное не пионерское!

А вот, что еще было интересного на By Burlak:

Исламская мода. Можно ли спрятать архетип под хиджабом?
By Burlak: язык одежды12 апреля 2022

#архетипы #архетип и стиль #имидж и стиль #имидж и психология #стилист #психологимиджа #юнг #юнгианство #пирсон и марк #12 архетипов