16,1K подписчиков

Тяжелый пост. В защиту моих родителей.

31K прочитали

*Пост про слепоту откладывается на завтра. Нужно закончить тему с родителями. Я чувствую эту потребность внутри себя и вижу по комментариям к предыдущему тексту, что она есть и у вас.

Начнем с того, что мои мама и папа - хорошие люди. Я абсолютно искренне так считаю и считала всегда. Оба из простых деревенских семей, оба с хорошим образованием, с профессиями, которым отдали жизни. Никогда и никому не делали зла. У них хорошие тёплые отношения с родственниками, есть близкие и верные друзья. Мама может не уснуть ночью, потому что на свадьбе родни увидела девочку в изношенном платье и рваных башмаках. Завтра она проснётся, отгладит все мои детские платья, купит сверху ещё пару новых и отправит им в подарок.

Сегодня я отвезла всю свою одежду для беременных и новорожденных в фонд помощи беженцам из Украины, потому что мне написали оттуда, что обращаются беременные девчонки, которым вот-вот рожать, нужна одежда. Я искренне считаю, что это «мамин след».

Я действительно мало болела в детстве. Но уж если угораздило раз в год, то температура не меньше 39 и абсолютно лежачее состояние.

Одно из сильных воспоминаний детства - это когда у меня вдруг стукнула температура 41. Мы жили в глухой деревне, девяностые, денег не было совсем, скорую можно было не дождаться в принципе. И вот меня растерли вонючим самогоном из трехлитровой банки с апельсиновыми корками, напоили порошком из такого бумажного конвертика, и я уснула. Проснулась ночью взмокшая с чувством облегчения, захотела пить, пошла на кухню, а там мама на коленях перед иконой молится своими словами… Очень сильное впечатление, тем более когда знаешь, что мама атеист. Теперь то я знаю, что когда болеет ребёнок, поверишь и в черта лысого - лишь бы он пошёл на поправку. 

 *Пост про слепоту откладывается на завтра. Нужно закончить тему с родителями. Я чувствую эту потребность внутри себя и вижу по комментариям к предыдущему тексту, что она есть и у вас.

Несмотря на действительно крепкое здоровье я умудрилась дважды в детстве  полежать в районной больнице: вырезали аппендицит, ни с чего однажды опухла (лечили почки десять дней, а потом оказалось - аллергия на цитрусовые, которая как-то сама собой потом прошла). Мама всегда была рядом. ВСЕГДА. Возила мне картошку пюре и салатик из баночки (до сих пор любимая еда).

Папа  во время болезней таскал мне без конца тёплый чай с вареньем. Разговаривал, жалел. В 19 лет совсем юным парнем он пережил смерть в родах своей первой жены и дочери. Он очень переживал за меня - живую дочь.

И мне не в чем упрекнуть родителей, правда. Они делали все, что могли для меня в своих условиях: привили запредельное трудолюбие, дали образование и кругозор (мне это очень пригодилось по жизни). Они следили как могли за здоровьем, лечили, держали за руку, ставили банки и клеили горчичники. Родители привили семейные ценности, показали своим примером - что такое настоящая дружба, очень четко донесли важность саморазвития и самообразования. В нашем доме постоянно были гости, звучала живая музыка, песни, ставились спектакли, полон дом подруг и друзей, которые любили проводить время именно у нас. На последние деньги нам с братом купили магнитофон с караоке микрофоном. Господи, да это было главное событие того года. Я пела в него каждую свободную минуту, не в дезодорант или расчёску, а в настоящий микрофон!

Это я в 20 лет, работая уже в Банке, подрабатываю на свадьбах певицей.
Это я в 20 лет, работая уже в Банке, подрабатываю на свадьбах певицей.

Море книг. Классики и современники, какие-то огромные тома Пикуля и, конечно, «Роман-газета». Родители читали каждый своё, но иногда не могли удержаться, чтобы не зачитать какой-то отрывок вслух: «Послушай, только послушай…» Это очень милые воспоминания.

А ещё история о том, как папа совершенно безрезультатно учил брата драться. «Ты возьми вот так за грудки и прям тряси его, тряси». Но брат не мог понять, как это так - трясти живого человека. «Так, пап?» И легонечко так его за воротник. «Нет, Саша, надо прям сильно ухватиться» - папа не терял надежды, хотя это был совершенно безнадежный случай. «Вот так надо!» - это я подлетела с дивана на папу и толкнула его со всей дури. Папа от неожиданности улетел с корточек на спину и захохотал: «Да, хахаха, примерно так». Меня не нужно было учить постоять за себя, а брата учить этому было бесполезно.

Одно из немногих семейных фото. Очень показательное.
Одно из немногих семейных фото. Очень показательное.

Когда Саша был подростком, на него напала банда ублюдков. Хотели отобрать телефон, начали бить. Он убежал, залез по пояс в канализационный люк, говорит, что спасал голову. Они пинали, успели выбить зуб и порвать куртку. Потом в полиции сказали, что ему очень повезло, что он не вступил с ними в схватку - могли и убить. И даже после того случая он не накачал от одной мышцы - только мозг. И мы все любим его как раз за это: он умный, добрый, мягкий. И да, я считаю, его нужно было защищать тогда в детстве. Ну что поделать, что ценой моего кусочка внимания и заботы. Не жалко, правда.

И все это сочеталось со строгостью. Маме было совершенно плевать - выучила ли я уроки, но пол должен быть вымыт каждый день. И чтобы к ее приходу с работы крыльцо блестело. Иногда я засиживалась на кружках в школе, а потом бежала домой и начинала мыть именно с веранды и крыльца. Потом уже спальню родителей. Потом встречала маму, и пока она переодевается, мыла тихонько на кухне, потому что мама первым делом пойдет туда. Ну и напоследок в зале и детской. Да, я ее боялась. Боялась, плохого настроения. И так жили все мои друзья, мы не знали других состояний у родителей. Безденежье, отсутствие перспектив, недовольство собой и вместо психологической помощи - помыть пол. Они и сейчас мне говорят: «Депрессия - это от лени. Пол лучше помой, и все пройдёт». Но разве я вправе их за это осуждать?

Только любить.

Кто-то написал в комментариях, что родители таким нестандартным способом готовили меня к тому, что я в будущем справилась с теми трудностями, которые мне выпали. И я отчасти соглашусь. Да, у них был примерно такой план - вырастить сильного человека, который справится с чем угодно. Потому что то время, на которое выпало мое детство, диктовало свои условия. Они получили жестокий урок выживания, и передавали его мне.

Только представьте: вырвались из деревни, отучились в ВУЗе, мама осталась там преподавать, но с появлением второго ребёнка согласилась переехать в село, ведь там давали хорошую работу, просторный дом - о чем ещё можно мечтать. А потом случился кризис. Накопления схлопнулись, зарплату не платили, они держали полный двор скота, работали до изнеможения, чтобы хоть как-то тянуть лямку и не умереть с голода. Мама приходила с работы, наводила порядок дома, шла во двор: напоить и подоить трёх коров, покормить свиней и птиц, папа после работы тоже шёл во двор и занимался хозяйством. Потом нужно приготовить, помыть посуду, уделить необходимый минимум внимания детям и вот уже ночь.

Я помню, что в старших классах у нас настолько не было денег, что я ходила в школу в маминых студенческих сапогах. А ведь ей так хотелось наряжать свою девочку в самое лучшее. И никакого выхода, никакого света в конце тоннеля.

Родители каждое утро перед работой выносили молоко и сдавали его в районный молокозавод. Как сейчас помню: за 3,5 рубля литр. Да, тогда были другие цены, и все равно это копейки. Но это были единственные реальные деньги, на которые мы жили всей семьей. Мама вела специальную тетрадочку, куда вписывала данные, делала прогнозные расчеты, чтобы понимать - сколько получит в этом месяце. Потом она звала нас с братом на семейный совет и спрашивала: «Давайте вместе решим - что делаем в этом месяце. Мы можем покупать продукты и разнообразно кушать, но тогда не купим одежду. А можем есть одну картошку и соленья, но тогда купим Ане спортивный костюм на физкультуру или Саше кроссовки. Да, или одно или другое». И мы с братом совещались, приводили аргументы и принимали важное решение: «Мы решили Ане костюм купить. Мои кроссовки можно заклеить пока клеем, на месяц хватит».

И таких историй у меня миллион, но блог не об этом.

Он о сильной волевой девочке, которой пришлось возвести свою силу в квадрат поневоле. Я не хотела становиться вот этой вот мощью, которой вы пишете комментарии «Я бы на вашем месте не смогла». Да и я тоже не думала, что смогу. Мне просто пришлось. Но в этой критической ситуации, мне понадобилось много больше, чем сильный от природы характер. И даже больше, чем стойкость, которую во мне взрастили родители. Мне нужна была поддержка. Это когда ты падаешь спиной, а тебя ловят. Если бы не муж, его родители и мои преданные друзья, я разбилась бы вдребезги. Инфа сотка! Пока я не проработала эту историю с психологом, мы практически не общались с родителями. Но и не разрывали связь совсем, просто временно я «работала дочерью». Зарплата мизерная, зато работа сложная - все по классике. 

И да, это ошибка родителей. Это просчёт. Да, я считаю, что им стоило в этой ситуации отойти от своих привычных уже паттернов, вспомнить те несколько случаев из детства и не отпускать одну с зажмуренным глазом на попутках. Стоило приехать в больницу и навестить. Стоило постараться, переступить через себя и создать условия для моей реабилитации после выписки. Но они это не сделали. Очень об этом жалеют. А я не держу зла. 

Просто потому, что мне уже давно за тридцать, и я, как взрослый человек, давно несу ответственность за свою жизнь сама. 

P.S. Я очень прошу всех прочитавших, не оставлять комментарии с осуждением моей семьи. У нас прекрасные отношения, и мне будет очень неприятно читать жесткую критику. Я просто описала факты, которые, так уж вышло, необходимы для описания истории с глазом, но выставляют их не с самой лучшей стороны. Но давайте будем честными - в жизни каждого из нас такие факты есть. Поэтому очень прошу удержаться и не быть жестокими.