Найти тему
Кино без мужа

УМНАЯ ДУРА НИГЯР-КАЛФА

Главной мученицей ВВ по праву может считаться лишь один человек — Нигяр-калфа. Даже Хатидже с ней не сравнится в борьбе за титул самой униженной и оскорбленной. Потому что трепетная султанша хотя бы не искала приключения себе на голову, в отличие от бестолковой калфы и облажавшись один раз, быстро сделала выводы и не повторяла своих ошибок с Ибрагимом. (То, что случилось с ней после его казни, не в счет). Нигяр же будто специально прыгала по одним и тем же граблям, пытаясь опытным путем понять, что это за такая необычная конструкция и можно ли как-то ее обхитрить.

Казалось бы — живи и радуйся: непыльная должность в гареме (считай спецотдел администрации Президента), доверие первых лиц государства. Захотела бы хорошо выйти замуж, тоже вполне могла бы это организовать — ту же Хатидже или Хюррем попросить с фирменным страдальческим видом. Но любви Нигяр захотелось не отходя от кассы и без всяких формальностей. Губа у девушки оказалась не дурой — она решила охмурить самого великого визиря.

Часто о больших и светлых чувствах Нигяр говорят, что, мол, в кого ей влюбляться было — мужиков, кроме евнухов и султана, в гареме не было. Ну, у меня встречный вопрос — а для других рабынь были какие-то другие условия? И в Топкапы, и во дворце Хатидже с Ибрагимом большого выбора беев не наблюдалось, однако из всех девушек только Нигяр догадалась в одном неглиже пойти подоткнуть одеялко господину.

К Шакеру-аге она почему-то в таком халатике не приходила, а ведь он тоже не был евнухом и во дворце периодически задерживался по ночам. Понятное дело, Шекер был толстым. А султан был с залысинами еще со времен Манисы. И Ибрагим тоже, и плечи у него были узкие, и грудь дряблая. Нет, при всей моей любви и к персонажу, и к великолепному актеру Окану Ялабыку, Паргали не был Аполлоном, когда Нигяр в него втюхалась. Это позже костюмеры догадались визирю чалму наматывать и на кафтанах делать V-образные массивные воротники, визуально увеличивающие объем плечей. И бороду эту роскошнейшую наклеили! Вот тогда паша превратился в красавчика рангом чуть ниже Бали бея. А в молодости Ибрагим страшком был еще тем! Еще и склоненным к домашнему насилию!

Я бы из этих троих выбрала Шекера, потому что он 1) объективно симпатичен — тот же типаж, что и Бали бей, между прочим; 2) не страдал звездной болезнью; 3) не женат; 4) повар (как мой муж)... ну я отвлеклась.

Нигяр выбрала Ибрагима. Этот выбор говорит о многом. Как ни крути, но из песни слов не выкинешь — почему-то долгими зимними вечерами молодая калфа думала о мужчине, восходившем практически по вертикальной стенке на верхи власти. Ведь он у нее на глазах превратился из хранителя покоев в великого визиря! Поэтому я сомневаюсь, что только бабочки в животе толкали калфу на разную дурь. Сан паши ее возбуждал не меньше, чем его молодость и красота. Тот факт, что паша был женат на сестре султана ее почему-то не смущал, и вела она себя еще более безрассудно, чем Михримах в период охоты на Бали бея.

Эффективный менеджер гарема Нигяр-калфа не могла не понимать, что приставать к мужу сестры султана = играть с огнем. Значит, была еще какая-то причина, кроме любви, которая заставила ее надеть красный халатик и через весь дворец потащиться в спальню к Ибрагиму. Расчет.

Мое мнение, Нигяр была завистлива, но будучи обладательницей мазохистичной натуры, успешно это скрывала за своим образом вечной жертвы. Зрительницы ВВ до сих пор гадают, что же стало причиной помешательства Нигяр. Я считаю, крыша у нее съехала примерно когда Хюррем стала набирать вес, практически открыто враждуя с матерью шехзаде Махидевран и Валиде-султан. Нигяр уже тогда начала суетиться и играть на два лагеря, история с дневником Луки на это намекает недвусмысленно.

Посмотрев на выкрутасы Хюррем, она офигела, и в шоке задалась вопросом: "А что, так можно было?" И быстро придумала план С по совращению Ибрагима. Ей не хотелось становиться ни на сторону Хюррем, ни на сторону Валиде с Махидевран: не царское это дело. (Недаром ее Сюмбюль как-то назвал Нигяр-султан — в корень зрел. Главный евнух реально хорошо разбирался в женской психологии, прожив бок о бок с толпой девиц большую часть жизни).

Нигяр уже тогда почувствовала себя незаконно обделенной: вон как легко Хюррем стала любимой женщиной падишаха, а чем она, Нигяр, хуже? Но если Хюррем была бойцом от природы, что не может не внушать уважения, то Нигяр — попрошайкой и вечной жертвой, которой все должны, потому что у нее не получилось.

Двуличие Нигяр поражает! Ее любимое выражение: "Разве я могла бы так поступить"? Вот кто-кто, а именно ты и могла, и поступала! Втюхавшись в Ибрагима, она настолько легко договорилась с совестью, что диву даешься! Ведь это не он за ней начал бегать, а она. Еще и так подло, воспользовавшись кризисом в его семейной жизни с Хатидже, когда ои похоронили ребенка! Меня поражают рассуждения из серии "Она так влюбилась, что ничего не могла с собой поделать"! В смысле?! Ничего не могла поделать с желанием надеть пеньюар и среди ночи пойти к мужику в спальню?

Зависть, кстати, это не когда ты хочешь, чтобы у тебя было 10 коров, как у соседа, а когда ты хочешь, чтобы у соседа не было 10 коров, как у тебя. Нигяр прицельно разрушала то, чего не было у нее — семейное счастье Хатидже. Когда пашу казнили, Нигяр знала, где его могила, но не сказала Хатидже, наслаждаясь ее горем. Все это она делала, пребывая еще в здравом уме и твердой памяти.

Если вообще внимательно проследить жизненный путь Нигяр-калфы, по итогу, что хорошего она сделала? Если не хорошего, то просто — чего, каковы итоги ее жизни, за что ее можно уважать? За вечные попытки усидеть на десяти стульях? За торговлю подслушанными секретами, за лицемерие и игру на все лагеря?

Дайе, Сюмбюль, Мерджан-ага, даже Гюльшах преданно служили своим госпожам. Махидевран и Хюррем родили и воспитали детей. Ибрагим был правой рукой повелителя. Даже изнеженная, со слабой психикой Хатидже была верна своему опальному мужу и после его смерти, засвидетельствовав цельность характера. А что Нигяр? Она плохо кончила, как и предсказывал Сюмбюль.

Такие жалкие итоги жизни, кстати, очень роднят Нигяр с еще одной до жути завистливой дамочкой — Шах-султан, которая в итоге уехала ни с чем из дворца.

-3

Из вечно собранных в кучку глазок и асексуальных прикидов, Нигяр-калфу, по-моему, часто путают с котом Леопольдом с его вечной присказкой "Ребята, давайте жить дружно"! Но только мало кто помнит, что до шашней с Ибрагимом она была на должности ункяр-калфы. В гареме эту должность давали не за красивые глазки. Да, конечно, перед строем рабынь говорила красивые слова о верности династии и трудолюбии, но на ключевых должностях там стояли люди, готовые к любой работе, в том числе и грязной. И Ибрагим ее присмотрел не просто так.

От Дайе и Сюмбюля, стоявших во главе гарема в пору рассвета Хюррем, Нигяр отличала беспринципность и слабохарактерность. А при таких качествах в человеке всегда будет побеждать меркантильность. Нигяр много научилась у старшего боевого товарища Дайе. Но Дайе при всей своей деспотичности и склонности к насилию все же не была подлой. Она без возражений выполняла приказы Валиде, и если кто-то оказывался при этом не в то время не в том месте, его постигала печальная участь. Но без нужды она людей в расход не пускала.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Она даже пошла против своей госпожи, попав в немилость, когда написала султану о бунте в гареме. Потому что Валиде понесло, и это могло боком выйти для огромного количества людей. И Дайе просто взяла огонь на себя, не желая потворствовать этой несправедливости. А Нигяр, собрав в кучку глазки, бегала пакостить Хюррем (подставив даже Михримах), изображая при этом преданность. Дайе бы так никогда не поступила, она была честным человеком. Но двуличие, лицемерие были частью личности Нигяр, поэтому она всю карьеру пыталась усидеть на всех стульях сразу.

Что примечательно, Нигяр вечно терлась возле госпожей, которые бы ничего ей не сделали: отходчивой Хюррем и невротичной Хатидже. К Махидевран она не сунулась, хотя та предлагала. Помните, как они с Гюльшах — гоп-стоп, мы подошли из-за угла — потребовали у нее следить за Хюррем? Там была какая-то заварушка с дневником Луки. К кому в итоге попал этот дневник? К Ибрагиму.

Нигяр рвалась к власти, понимая, что при Ибрагиме она получит то, о чем не могла бы и мечтать ни у Хюррем, ни у Хатидже. Должность Дайе ее не прельщала, поэтому и к Валиде она не сунулась. Потому что у Валиде были жесткие рамки и требования, за несоблюдение которых можно было живенько отправиться в Босфор. Подобно Хюррем, которая приказала утопить эту крысу-калфу, а потом помиловала, Валиде бы не поступила. Ее приказ исполнился бы немедленно. И Нигяр это чувствовала. Интуиция у нее развита была отлично, но она была труслива, поэтому действовала лишь будучи уверенной в своей безопасности.

Бабти слезы, что вода — на дороге сохнут! (с) Скриншот сериала
Бабти слезы, что вода — на дороге сохнут! (с) Скриншот сериала

Выбирая Ибрагима, она знала, что добившись его взаимности, она будет в полном шоколаде, ведь это был второй по значимости человек в империи после повелителя. Мне, кстати, очень бросилось в глаза, что когда Ибрагим пришел к плачущей Нигяр и заявил ей, что она теперь его женщина, она мгновенно вытерла слезы и засияла. Ни тени сомнения не промелькнуло на ее лице. Така любов, така любов, жеж! Очень быстро Нигяр считывала свой профит и без промедления хваталась за выгодное предложение!

Она и ребеночка зачала, как только Ибрагим, разомлевший от любовных ласк, неосторожно сказал, что мол, да, хочу дочурку... А ведь рядом с Нигяр за словами надо было следить внимательно. Удивляет только то, что исполнительной калфа была только, когда ей это было выгодно. Если выгодно было ослушаться хоть самого султана, она спокойно шла на это, потому что знала, что потом достаточно собрать глаза в кучку и начать оправдываться или, еще лучше, молить о пощаде со страдальческим видом и выболтать чей-нибудь секретик, коих у нее было всегда с запасом!

Сбой в системе произошел именно во время беременности. Ну что сказать, гормональная перестройка не шутки! Нигяр почему-то потеряла осторожность. Наверное, это все-таки произошло, потому что забеременев, ушлая калфа уже не могла ощущать себя в безопасности (кто может более уязвимой, чем беременная женщина? — Только та, что беременна от зятя повелителя, не будучи его женой!)

Дальше поведение Нигяр не поддается логике. Со мной тут спорят некоторые восторженные девушки, утверждая, что Нигяр была чудесной мамой, если бы ей дали воспитывать ребенка. Так не дали ж, изверги! И почему-то никто не помнит, что в самом начале беременности Ибрагим пытался отправить ее на пмж подальше от столицы. Уехала бы эта дура тогда, ребенок был бы с ней. Но Нигяр внезапно впала в паранойю и решила, что бывший любовник ее непременно прирежет! Но я слабо верю, что она просто испугалась. Скорее не захотела терять пашу. Ведь с глаз долой, из сердца вон. А душа Нигяр жаждала продолжения банкета: тихих семейных вечеров с любимым Ибрагимом и малышкой Эсманур.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Короче, ребенку эта кукушка предпочла мужика, чужого мужика. В эпицентре какого д**ма оказалась (причем доброй волей), она понимала. Или был такой вариант, что окажись они пойманными с поличным, Нигяр бы отпустили на все четыре стороны растить это дите? Да ее и саму-то должны были казнить!

(Как ни странно это звучит, но тому, что Нигяр вообще увидела позже дочку и даже общалась с ней, она полностью обязана... Хатидже. Вот та, да, любила мужа и даже ребенка от разлучницы согласилась терпеть. А могла бы девочку просто отдать цыганам, и след бы ее простыл)...

Самоотверженная, не ведающая токсикоза, мать Нигяр вместо того, чтобы срочно паковать сундуки и уезжать из столицы, возвращается на работу во дворец, где продолжает исполнять свои обязанности на виду у сотни женщин... и любимого паши. Мол, смотри, ирод, что ты со мной сделал? Еще и Насуха в это дело втянули, хотя дурака не жалко, ему и не было ничего, как ни странно.

Ну а потом случилось то, что случилось. В месте, где стены имеют уши, нет ничего тайного, что не станет явным. Нигяр, вечно шифровавшаяся по углам, пострадала от другой такой же вечной ищейки чужих секретов Гюльшах, и понеслась! Опять же, разве она не знала, сколько врагов у обожаемого паши? И что главный среди них — всесильная хасеки Хюррем-султан?

-7

Кстати, еще против утверждения о беззащитности и слабости горе-калфы свидетельствует эпизод убийства Гюльшах. С каким нескрываемым удовольствием Нигяр всадила нож ей в бок, еще и в глаза посмотрела долгим взглядом. Это было не случайное, а спланированное убийство, Нигяр хорошо к нему подготовилась, не отказалась — а она и не отказывалась никогда от того, что ей выгодно. Вот такая убитая горем мать. За что только она мстила Гюльшах — за разлуку с дочерью или с Ибрагимом?

Нигяр вообще была себе на уме, и многие ее поступки весьма двусмысленны и могут быть истолкованы по-разному. Но для убитой горем матери, только перенесшей смерть ребенка, странно быть готовой к такому хладнокровному убийству и сложным многоходовочкам. Странно иметь силы продолжать борьбу. Но они есть — потому что есть Ибрагим. А вот когда его стало, Нигяр стала медленно, но верно скатываться в черную пучину депрессии, которая и прикончила ее. Но она сама в этом виновата — что заслужила, то и получила.

И не пишите мне, пожалуйста, что я слишком строга и жестока к несчастной Нигяр. Дорогие мои, я уже более 10 лет работаю с детьми и, увы, в мои обязанности входит общение с их родителями. Увы, потому что на матерей-кукушек и иже с ними я насмотрелась так, что тошнит. У таких вечно куча оправданий, одно из главных — любов, така любов! А еще — обида на весь мир, что никто не замечает ее, сильнейших материнских чувствов!

Она-де любит ребенка, души в нем не чает. Но не срослось у нее с воспитанием. Мужчина появился, надо ж личную жизнь хоть как-то устроить, не век одной куковать. А ребеночек пока у бабушки — пока 18 не исполнится! Я его так люблю, так люблю — но что ему с чужим мужиком жить!

Или: мне так с мужем тяжело, так сложно — но люблю, не могу, рожу ему. Ой, родила — а лучше не стало, еще хуже, ой, батюшки! Але, мама! Как погода у вас в Хабаровске? Такое дело, можно Сашка у тебя поживет, пока мы с Витенькой сложный период пройдем? Что ему наши ссоры слушать... Нет, даже не говори об этом, я его люблю, и все у нас будет хорошо! Завтра вылетаем!

Эти все кукушки, которые рожают детей, чтобы удержать мужика, а потом бросают их, вечно плачут о своей судьбе-злодейке. Если бы то да если бы се... все иначе было бы... помешали, обманули... если бы я знала и т.п. А что там за премудрость? — Ребенок никому, кроме его матери не нужен, вот и все. Мы, блин, в ответе за тех, кого приручили. А за тех, кого родили — подавно! Нигяр не от законного мужа рожала, что ей и Ибрагиму будет за такое преступление, как измену, знала.

Единственный адекватный вариант развития событий: "Паша, я вас так люблю, что залетела. Карету мне, карету — и подальше от столицы. Приезжайте навестить дочку по весне!" Если бы Нигяр реально хотела быть матерью и воспитывать своего ребенка, только так и поступила бы. А если уж она решила пойти на риск и остаться в Стамбуле, то надо было так обставить появление ребенка, чтобы комар носа не подточил! Но хваленая изворотливость покинула Нигяр — в ее мыслях был только паша! Воспитанию дочери она предпочла мужика и интриги в гареме. Поэтому у меня добрых слов об этой женщине нет и быть не может! Ибрагим и тот сильнее был привязан к Эсманур.

Короче, Нигяр — единственный персонаж, к которому я вообще не испытываю сочувствия. Скользкая, двуличная, завистливая. Обнаглевшая жертва, которая решила сама себя вознаградить за выдуманные собою же страдания!

Я когда-то писала статью про самых умных персонажей ВВ, Нигяр среди них нет. Да, она была умной — умной дурой, которая была уверена, что обведет вокруг пальца всех и получит желаемое, не заплатив ни за что. Но за все удовольствия в этой жизни надо платить. И только очень плохая мать станет втягивать в это своего собственного ребенка, если у нее будет выбор не делать этого. У Нигяр он был.

Друзья, если статья понравилась, поставьте лайк! Подписывайтесь на мой телеграмм-канал! там будет много нового и и интересного о любимых советских фильмах!