Несмотря на то, что этот фильм вышел на экраны более сорока лет назад — он по прежнему пользуется неувядаемой популярностью. Достаточно сказать, что только в первые месяцы проката его посмотрели 60 миллионов человек, а число просмотров к настоящему времени просто не поддается подсчетам.
Первоначальное название фильма "Служебный роман" — "Сказка о руководящей Золушке", худсовет его отверг уже в процессе съемки. Начальникам показалось, что в этом названии есть подвох, порочащий образ советского руководителя.
Сама картина основана на пьесе Рязанова и Брагинского "Сослуживцы", но она не пользовалась успехом в театре. А потому авторы решили переработать пьесу в сценарий к художественному фильму.
Режиссер Рязанов заранее распределил роли, несмотря на протест Олега Басилашвили, который претендовал на главную роль Новосельцева. Но позже Басилашвили признал правоту режиссера, роль Самохвалова пришлась ему по нраву.
К слову сказать, Басилашвили не умел водить машину, а согласно сценарию ему предстояло проехать сотню метров. Олег сел за руль "Волги" и... :
"На одном из дублей я еду, все идет хорошо. Вижу створ камеры, еду на нее, а камера в киоске стоит. И вдруг передо мной возникают две жизнерадостные дурехи, которые попали в кадр. И я от ужаса нажимаю не на тормоз, а на газ. Это обычная ошибка начинающего автомобилиста. Ну, слава богу, они разлетелись в разные стороны, а я врезался в киоск „Союзпечати“ и по камере, которая там стояла, и понял: все, гонорара я не получу".
Для того, чтобы превратить Алису Фрейндлих в Мымру, а Мягкова в мелкого клерка, пришлось откопать в закромах бесформенные наряды, давно вышедшие из моды, облачить актрису в ужасные туфли 36-го размера и очки в массивной оправе, а Мягкову приклеить безвольные усики.
В квартире Любови Прокофьевны Калугиной директор съемочной группы разместил репродукцию картины Амедео Модильяни «Девушка в матроске» (1918 г.), дабы подчеркнуть высокий статус руководительницы.
Венгерский компьютер с выдвижной клавиатурой Videoton-340 достать было не просто. Поэтому режиссер договорился с Центральным статистическим управлением, откуда утром приезжал сотрудник и привозил компьютер, а вечером увозил его обратно. Этот компьютер стоил 440 тыс. советских рублей, то есть баснословных денег.
Изначально, в пьесе "Сослуживцы" секретаршей Калугиной значилась молодая длинноногая красотка. Эту роль пришлось переписать под Лию Ахеджакову.
Часы в кабинете Мымры всегда показывают одно и то же время — 09:30. А цветы, которые Калугиной подарил Новосельцев, сначала стоят в кабинете у Калугиной, затем появляются у нее дома, а на следующее утро снова стоят у нее на рабочем столе в кабинете.
Скульптура "Конь с крыльями", которую героически тащил Новосельцев, уже снималась в другом советском кинофильме Леонида Гайдая — "Бриллиантовая рука".
А статуя "Мраморная красавица", которая стояла у большой лестницы учреждения в "Служебном романе", через семь лет появилась в фильме Марка Захарова "Формула любви". А сейчас она украшает особняк на Воронцовом поле.
Режиссер фильма Рязанов долгое время скрывал тот факт, что слова к песни "У природы нет плохой погоды" написал он сам.