Найти тему
Киномир

Рецензия на фильм «Анна Каренина»

Изысканная история отчаянной любви Анны Карениной знакома каждому читателю, даже едва касавшемуся таинственного мира русской классической литературы. Книга, полюбившаяся еще при жизни Толстого читателям всех сортов, является обожаемой и в России, и за рубежом.

И даже не смотря на весьма скептичное отношение к собственной героине автора, именно этот его роман (и вовсе не пугавшая так всех в школе «Война и мир») является самым экранизируемым, обсуждаемым и любимым произведением. Были созданы не только фильмы, сериалы, но даже фанфикшн. Отчего-то самая любимая тема таких авторов - жизнь незаконнорожденной от Вронского дочери Каренины.

В «вечности» этого произведения не возникает никаких сомнений после ознакомления непосредственно с самим текстом романа. Безусловно, многие критики и царской и советской эпохи, помимо всего прочего, пытались выискивать в книге намеки на проблемы власти, крестьянства и дворянства, но, разумеется, роман явно не претендовал только на то, чтобы вызывать политические склоки в обществе.

Книга, если говорить невероятно лаконично, именно о губительной силе любви и о том, что может сотворить с человеком необузданная страсть. А эта тема волновала, волнует и будет волновать умы не только писателей, но и простых людей, которые могут даже никогда и не соприкоснуться с миром творения Толстого.

-2

И поскольку «Анна Каренина» оказалась важным этапом в истории искусства не только российского, то у фильма есть множество самых разных версий, показанных на пленке кинематографистов со всего мира. И в честь дня рождения Льва Николаевича Толстого, которое и празднуется в сентябре, мы предлагаем вспомнить самую лучшую по общепринятым стандартам экранизацию романа - советский фильм 1967 года, который не только благодаря первоисточнику считается классикой советского кино.

Главный вопрос в данной ситуации - это, конечно же, то, заслуженно ли назван этот фильм лучшим? А именно это звание после просмотра остается под большим сомнением. Поскольку этот фильм настолько скомкал, искромсал и опошлил основной сюжет, что даже странно думать о том, что и роман Толстого и этот фильм имеют одно и тоже имя.

Филигранно вычерченные Толстым персонажи в этой экранизации становятся пустыми, безликими манекенами. И сильнее всего это сказалось на линии Кити Щербацкой и Константина Левина, героях, которые для романа не менее важны, чем Анна Каренина и ее любовник. Если же в книге Кити - наивная душа, которая пережила душевные, глубокие перемены, то в фильме она слово завистливая, глупая девица, которой нужна не любовь, а почтенный статус замужней дамы. И удивительной кажется мысль, что именно такую бездарную женщину полюбил такой мудрый человек как Левин, мудрость которого, впрочем, авторами фильма тактично опущена.

-3

И ведь никто не просит копировать каждую строчку романа в точности и показывать вместо актеров на экране книжные страницы, перелистываемые неизвестной рукой. Суть любой экранизации - передача логики, морали и основной концепции произведения. И в общем-то лучше убрать каких-то персонажей из произведения вовсе, чем кромсать и безжалостно упрощать, переписывая их судьбы.

Актерская игра, к несчастью, не будет столь трепетно ожидаемым бальзамом на душу. Так восхваленная многими в советском фильме «Летят журавли» актриса Татьяна Самойлова категорически не справилась с ролью страдалицы Каренины.

Весь фильм у нее чудовищно застывшее лицо, неестественные эмоции и равнодушный вид, она совершенно не грациозна, не говоря уж о сомнительном внешнем соответствии книжной героини. Ее игра отталкивает, не вызывает доверия и сопереживания. В знаменитой сцене падения Вронского с лошади она сыграла даже хуже, чем Кира Найтли в той же роли из экранизации романа 2012 года. Которая отнюдь не прославилась как самая потрясающая актриса современности.

Остальные актеры остаются, можно сказать, неприметными. Единственный, кто, пожалуй, может быть удостоен похвалы - это Николай Гриценко, создавший идеального Каренина даже в чопорных интонациях противного голоса.

-4

Называть этот фильм лучшим из лучших допустимо лишь из уважения к советской классике. Однако если же быть более строгим и опустить все эти ненужные ностальгические ярлыки, то можно смело заявить, что это недостойная, скучная экранизация. А как фильм она провальная просто потому, что выставляет произведение Толстого тривиальной, однообразной книжонкой, каких было и будет навалом. Хорошо ли это или плохо - вывод за вами.

Благодарим за внимание! Подписывайтесь, ставьте лайки и пишите в комментариях свои отзывы и пожелания.