«Однажды моё имя будет написано золотыми буквами на Елисейских Полях». сказал Сен Лоран своей семье будучи подростком.
Спустя годы, когда его имя вписано в историю моды и Франции, большая выставка “Gold: Les Ors d’Yves Saint Laurent” посвящённая 60тилетнему юбилею его первой коллекции, значению драгоценного металла в работах дизайнера, открывается сегодня в парижском музее. А продлиться она до середины мая.
Это концепт придумала недавно пришедшая директор музея Elsa Janssen, которая так же является куратором выставки.
«Я везде увидела золото. Всё сверкало - ламэ, ремни, обувь - это великолепно».
Целых 6 глав выросло из 40 нарядов, чтобы отразить 40 лет моды, но так же и срез жизни в 4 десятилетиях XX века.
Всё это отобрано из запасников музея с коллекцией более чем в 7.000 экспонатов. Сама коллекция начала собираться еще в 1974 году, когда дизайнер стал помечать буквой «М»вещи которые хотел отправить в музей. А к 1981 Hector Pascual уже был назначен куратором.
Начинается выставка тремя жакетами с позолоченными пуговицами - оммаж выходу с бушлатом которым открылось шоу Haute Couture 1962. Позолоченные пуговицы были способом украсить, подсветить женщину для дизайнера, который не считал уместными драгоценности и бижутерию в дневных нарядах.
На противоположной стене ещё одна троица, позолоченные скульптуры фламандца Johan Creten. В превью скульптор обьясняет что экспонаты из серии «Zwam» с названием «Glories” [слава] связанные с идеей создания в креативной индустрии, вдохновения, но так же и опасной и порочной дуальность которая скрывается за блеском и гламуром признания. [вполне справедливо, учитывая каким испытанием были сопутствующие успеху Сен-Лорана соблазны].
Помимо овальной формы и текстуры которые навевают мысли о пуговицах, они символизируют желание Jansson выйти за рамки тематического прочтения работ Сен-Лорана и показать его как «самого большого художника» среди кутюрье, обладающего «волшебной силой, превращать в золото все к чему он прикасался».
Среди экспонатов выставки, есть наряды с богатой фактурой и обильным декором, иллюстрирующие желание кутюрье придать больше силы женщинам. Дать им возможность оголить ноги, облачить в костюм или придать благородной мужественности с помощью заимствованых деталей. В этих вещах идея прикосновения Мидаса бросается в глаза сильнее всего.
С другой стороны, при нелюбви дизайнера к дневным украшениям, тот смело работал с полностью блестящими образами и тканями. Так он создал несколько полностью золотых платьев, например, из драпированной антикварной ткани ламе, открывающей спину и декольте в начале 90х. Или сценические костюмы для Zizi Jeanmaire и Sylvie Vartan. Кстати, Вартан предоставила для выставки костюм, созданный для ее спектакля «Олимпия» 1972 года.
Никто не может сказать откуда у Сен-Лорана это страсть к блестящему металлу, несмотря на то что он часто говорил о нем в интервью. Часто посещал замки и особняки с барочными декорациями 18 века, Зеркальный зал в Версале, Галлерею Апполона в Лувре [он, кстати, в начале года, стал одной из 6 площадок для выставки посвящённой его работам]
Со всех сторон блестят экспонаты - топы сделаные как слепки тела [по фигуре знаменитой Верушке], созданные в сотрудничестве со скульптором Claude Lalanne в 1969 году.
Кстати, помимо слепков торса, были созданные ещё и украшения - позолоченные пальцы. Немного напоминающие работы Schiaparelli
Редкий флакон духов «Champagne» выпущенный в 1993 которые позже в 1996, были переименованы в «Yvresse» после судебных исков французских производителей шампанского,
И даже волосы, превращенные в золотую пряжу – плетеный головной убор, изображающий каскад светлых локонов а-ля Рапунцель, который носила невеста из осенней коллекции Saint Laurent 1967.
“Он был одержим волосами цвета блонд. Их чистотой. И сохранил эту склонность на протяжении жизни в работах с музами Catherine Deneuve и Betty Catroux
Ещё один зал посвящён блеску ночной жизни, которая в определённый момент была источником вдохновения и способом сбежать от реальности для дизайнера. Особенно это видно в зеркальной комнате воссоздающей открытие клуба Palace в 1978, где дресс-код выглядел как «смокинг, вечернее платье или что угодно подходящее по случаю».
Мелькает среди атмосферы Левого Берега и кутюрных силуэтов, обманчиво простой чёрный смокинг олицетворяющий самого Сен-Лорана, чей голос звучит из колонок в перемешку с музыкой того времени.
На стенах в беспорядке фотографии воплощающие игривую сторону человека стоявшего за домом мод, в компании знаменитостей вроде Catroux, Loulou de la Falaise [в честь которой, кстати, помимо прочего недавно открыли на Патриарших ресторан], Grace Jones, Andy Warhol, Paloma Picasso, Mick Jagger.
На нижнем этаже украшения, украшения, украшения. Более 300 экспонатов [Ещё 150 можно найти в его кабинете редкостей] появившихся в результате длительного сотрудничества с Лулу де ла Фалез над линиями бижутерии.
Янссен пригласила редактора арт-объектов Anna Klossowski, дочь Лулу и крестницу дизайнера, для инсталляции «Light Me Up!». Показывающей аксессуары в векторе хронологии и игры цвета - своеобразный пересказ десятилетий их сотрудничества.
Почетное место занимает золотое вечернее платье 1966 года, которое изображено на снимке Дэвида Бейли, служащее визитной карточкой выставки. Оно принадлежало американской светской львице Нэн Кемпнер (умершей в 2015 году), которая придерживалась твердого мнения, что:
«Вы никогда не чувствуй себя показушницей в Saint Laurent».
Можно заметить, что Египет и фараоны были для него интересны, как и реликварии церквей, а также только что выпущенная на тот момент «Клеопатра» [Джозефа Л. Манкевича] с Элизабет Тейлор. Всё сошлось воедино в его голове и вылилось через это платье, украшенное полудрагоценными камнями.
В самом конце экспозиции в витринах показаны вышивки, задумки оживленные специальными ателье Hurel, Vermont, Pierre Mesrine и Lesage. А также эскизы показывающие его умение создавать сценические костюмы и декорации.