Найти в Дзене

Культурные выходные. Всё то золото в музее Saint Laurent

Эскиз логотипа созданный в 1961 художником Cassandre
Эскиз логотипа созданный в 1961 художником Cassandre

«Однажды моё имя будет написано золотыми буквами на Елисейских Полях». сказал Сен Лоран своей семье будучи подростком.

Спустя годы, когда его имя вписано в историю моды и Франции, большая выставка “Gold: Les Ors d’Yves Saint Laurent” посвящённая 60тилетнему юбилею его первой коллекции, значению драгоценного металла в работах дизайнера, открывается сегодня в парижском музее. А продлиться она до середины мая.

Сен-Лоран за кулисами шоу Fall-Winter 1977
Сен-Лоран за кулисами шоу Fall-Winter 1977

Это концепт придумала недавно пришедшая директор музея Elsa Janssen, которая так же является куратором выставки.

«Я везде увидела золото. Всё сверкало - ламэ, ремни, обувь - это великолепно».

Целых 6 глав выросло из 40 нарядов, чтобы отразить 40 лет моды, но так же и срез жизни в 4 десятилетиях XX века.

Всё это отобрано из запасников музея с коллекцией более чем в 7.000 экспонатов. Сама коллекция начала собираться еще в 1974 году, когда дизайнер стал помечать буквой «М»вещи которые хотел отправить в музей. А к 1981 Hector Pascual уже был назначен куратором.

Yves Saint Laurent Haute Couture 1962
Yves Saint Laurent Haute Couture 1962

Начинается выставка тремя жакетами с позолоченными пуговицами - оммаж выходу с бушлатом которым открылось шоу Haute Couture 1962. Позолоченные пуговицы были способом украсить, подсветить женщину для дизайнера, который не считал уместными драгоценности и бижутерию в дневных нарядах.

Жакет из наряда для коктейля. Fall-Winter 1988 Haute Couture collection
Жакет из наряда для коктейля. Fall-Winter 1988 Haute Couture collection

На противоположной стене ещё одна троица, позолоченные скульптуры фламандца Johan Creten. В превью скульптор обьясняет что экспонаты из серии «Zwam» с названием «Glories” [слава] связанные с идеей создания в креативной индустрии, вдохновения, но так же и опасной и порочной дуальность которая скрывается за блеском и гламуром признания. [вполне справедливо, учитывая каким испытанием были сопутствующие успеху Сен-Лорана соблазны].

Пуговицы в музее Saint Laurent в Париже
Пуговицы в музее Saint Laurent в Париже

Помимо овальной формы и текстуры которые навевают мысли о пуговицах, они символизируют желание Jansson выйти за рамки тематического прочтения работ Сен-Лорана и показать его как «самого большого художника» среди кутюрье, обладающего «волшебной силой, превращать в золото все к чему он прикасался».

“Zwam 3” скульптура Johan Creten.
“Zwam 3” скульптура Johan Creten.

Среди экспонатов выставки, есть наряды с богатой фактурой и обильным декором, иллюстрирующие желание кутюрье придать больше силы женщинам. Дать им возможность оголить ноги, облачить в костюм или придать благородной мужественности с помощью заимствованых деталей. В этих вещах идея прикосновения Мидаса бросается в глаза сильнее всего.

-7
Платье из ламэ Spring-Summer 1995 Haute Couture collection. Сделано для ретроспективного показа дизайнера проходившего в Stad de France в 1998.
Платье из ламэ Spring-Summer 1995 Haute Couture collection. Сделано для ретроспективного показа дизайнера проходившего в Stad de France в 1998.
Вечернее платье из коллекции SS 1981 Haute Couture
Вечернее платье из коллекции SS 1981 Haute Couture

С другой стороны, при нелюбви дизайнера к дневным украшениям, тот смело работал с полностью блестящими образами и тканями. Так он создал несколько полностью золотых платьев, например, из драпированной антикварной ткани ламе, открывающей спину и декольте в начале 90х. Или сценические костюмы для Zizi Jeanmaire и Sylvie Vartan. Кстати, Вартан предоставила для выставки костюм, созданный для ее спектакля «Олимпия» 1972 года.

Скетч Ив-Сен Лорана для Сильви Вартан
Скетч Ив-Сен Лорана для Сильви Вартан

Никто не может сказать откуда у Сен-Лорана это страсть к блестящему металлу, несмотря на то что он часто говорил о нем в интервью. Часто посещал замки и особняки с барочными декорациями 18 века, Зеркальный зал в Версале, Галлерею Апполона в Лувре [он, кстати, в начале года, стал одной из 6 площадок для выставки посвящённой его работам]

Жакет из органзы декорированный палетками и драгоценными камнями 1981. Выставленный ранее в Галерее Апполона
Жакет из органзы декорированный палетками и драгоценными камнями 1981. Выставленный ранее в Галерее Апполона

Со всех сторон блестят экспонаты - топы сделаные как слепки тела [по фигуре знаменитой Верушке], созданные в сотрудничестве со скульптором Claude Lalanne в 1969 году.

-12

Кстати, помимо слепков торса, были созданные ещё и украшения - позолоченные пальцы. Немного напоминающие работы Schiaparelli

Yves Saint Laurent x Claude Lalanne. Fall-Winter 1969 Haute Couture
Yves Saint Laurent x Claude Lalanne. Fall-Winter 1969 Haute Couture

Редкий флакон духов «Champagne» выпущенный в 1993 которые позже в 1996, были переименованы в «Yvresse» после судебных исков французских производителей шампанского,

-14
-15

И даже волосы, превращенные в золотую пряжу – плетеный головной убор, изображающий каскад светлых локонов а-ля Рапунцель, который носила невеста из осенней коллекции Saint Laurent 1967.

-16

“Он был одержим волосами цвета блонд. Их чистотой. И сохранил эту склонность на протяжении жизни в работах с музами Catherine Deneuve и Betty Catroux
Цыганское платье коллекции Spring-Summer 2000 Haute Couture
Цыганское платье коллекции Spring-Summer 2000 Haute Couture

Ещё один зал посвящён блеску ночной жизни, которая в определённый момент была источником вдохновения и способом сбежать от реальности для дизайнера. Особенно это видно в зеркальной комнате воссоздающей открытие клуба Palace в 1978, где дресс-код выглядел как «смокинг, вечернее платье или что угодно подходящее по случаю».

Loulou и Saint Laurent
Loulou и Saint Laurent

Мелькает среди атмосферы Левого Берега и кутюрных силуэтов, обманчиво простой чёрный смокинг олицетворяющий самого Сен-Лорана, чей голос звучит из колонок в перемешку с музыкой того времени.

На стенах в беспорядке фотографии воплощающие игривую сторону человека стоявшего за домом мод, в компании знаменитостей вроде Catroux, Loulou de la Falaise [в честь которой, кстати, помимо прочего недавно открыли на Патриарших ресторан], Grace Jones, Andy Warhol, Paloma Picasso, Mick Jagger.

На нижнем этаже украшения, украшения, украшения. Более 300 экспонатов [Ещё 150 можно найти в его кабинете редкостей] появившихся в результате длительного сотрудничества с Лулу де ла Фалез над линиями бижутерии.

А вот и она сама. Облачённая в Couture Fall-Winter 1988
А вот и она сама. Облачённая в Couture Fall-Winter 1988

Янссен пригласила редактора арт-объектов Anna Klossowski, дочь Лулу и крестницу дизайнера, для инсталляции «Light Me Up!». Показывающей аксессуары в векторе хронологии и игры цвета - своеобразный пересказ десятилетий их сотрудничества.

Autumn-Winter 1966 Haute Couture collection - Photo David Bailey
Autumn-Winter 1966 Haute Couture collection - Photo David Bailey

Почетное место занимает золотое вечернее платье 1966 года, которое изображено на снимке Дэвида Бейли, служащее визитной карточкой выставки. Оно принадлежало американской светской львице Нэн Кемпнер (умершей в 2015 году), которая придерживалась твердого мнения, что:

«Вы никогда не чувствуй себя показушницей в Saint Laurent».
-21

Можно заметить, что Египет и фараоны были для него интересны, как и реликварии церквей, а также только что выпущенная на тот момент «Клеопатра» [Джозефа Л. Манкевича] с Элизабет Тейлор. Всё сошлось воедино в его голове и вылилось через это платье, украшенное полудрагоценными камнями.

Образец шёлковой органзы для коллекции FW 1973 Haute Couture
Образец шёлковой органзы для коллекции FW 1973 Haute Couture

В самом конце экспозиции в витринах показаны вышивки, задумки оживленные специальными ателье Hurel, Vermont, Pierre Mesrine и Lesage. А также эскизы показывающие его умение создавать сценические костюмы и декорации.

И на последок. Ансамбль из коллекции 1991 года
И на последок. Ансамбль из коллекции 1991 года