Пожалуй, Петроградская сторона – мой любимый район Петербурга. Во-первых, с ней связаны воспоминания о юности: мне довелось здесь пожить абитуриенткой и потом (недолго) студенткой. Во-вторых, она кажется мне олицетворением Петербурга, потому что вобрала всю его историю. Два шага – и вы у Петропавловской крепости; шаг в строну – смотрите на Зимний дворец и Стрелку Васильевского острова. Большой и Каменноостровский проспекты – великолепное царство архитектуры модерна, а уходящие в стороны узкие улицы и переулки заставляют вспомнить разночинный Питер. Здесь есть монументальные "сталинки" и бетонно-стеклянный Дворец культуры им.Ленсовета – и вспоминается: "Лето... Сегодня сейшен в Ленсовета... Там будет то и будет это... А не пойти ли мне туда?"
Мне очень хотелось бы пройти его от самого Каменного острова, где, как мне кажется, поселил когда-то Дашу и Телегина из "Хождения по мукам" А.Н.Толстой.
Хотелось, конечно, прогуляться по новой набережной Карповки, и сходить в Ботанический сад... Но нельзя объять необъятное. Поэтому свою прогулку я начала возле особняка Покотиловой (Каменноостровский пр., 48). Увы: особняк стоял в лесах и потрясающий горельеф, воспроизводящий работу Луки делла Роббиа из флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре, я не увидела... Но вот вам фото из интернета:
Вы увидите здесь такие чудеса, как "Дом эмира Бухарского" (а если проникнуть в подъезд... пардон, в парадную, то увидите частично сохранившийся интерьер).
Сказочный Дом с башнями на площади Льва Толстого...
По-своему симпатичный сад Андрея Петрова (между домами № 26—28 и № 32). При входе – такие вот "сфинксы".
А далее – скрипки во всех видах...
Здесь ещё и фортепьянная клавиатура...
Это дерево посадил советский композитор А.Петров. Обратите внимание на рисунок оградки.
А это посажено Олегом Гаркушей из группы "АукцЫон".
Другие деревья тоже кем-то посажены, но ходить по раскисшей мокрой земле не хотелось.
Туфля-скрипка.
Рябина хороша!
На глухой стене-брандмауэре художник К.Миллер поместил очень странную, на мой взгляд, подборку барельефов.
Безумный Даниил Хармс выглядывает непонятно откуда...
Двенадцать Сальвадоров Дали в компании то ли кальмаров, то ли козлиных голов и Дм.Шостакович-солнышко...
И страшный академик Лихачёв, как всплывающий утопленник..
Ну его, такое искусство... Полюбуемся лучше архитектурой начала ХХ века!
Свернула ненадолго на Большую Монетную, заинтересовавшись этим зданием. Это особняк А. С. Слепцовой и дом князя К. А. Горчакова (Дом Брянчаниновых)
Это место назвали Австрийской площадью – а мне это здание напомнило Эдинбург...
На одной стороне – типичная "сталинка", увешанная современными вывесками (курсы английского, салон красоты...) – с таким вот чудесным барельефом советской эпохи.
А напротив уже такая красота
Ещё какая-то боковая улица с красивым осенним деревом...
...и почерневшим домом на углу.
А вот и особняк Кшесинской – "за дрыгоножество подаренный", как писал Маяковский. Но мы-то понимаем, что не только за дрыгоножество...
Поражает несоответствие здания в стиле "модерн" и того, что после Февральской революции оно стало фактически штабом большевиков. С его балкона произносил свои речи В.И.Ленин. И опять вспоминается "Хождение по мукам":
" – Давеча я был здесь в толпе, я слушал, – проговорил Рощин сквозь зубы. – С этого балкона хлещут огненными бичами, и толпа слушает... О, как слушает!.. Я не понимаю теперь: кто чужой в этом городе – мы или они? (Он кивнул на балкон особняка.) ...
– Я понимаю только одно, – глухо сказал Рощин и отвернулся, чтобы она не видела его исказившегося лица, – ослепительная живая точка в этом хаосе – это ваше сердце, Катя... Нам с вами разлучаться нельзя..."
Впоследствии в особняке был устроен Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции (ныне Музей политической истории с обязательными ужасами ГУЛАГА).
Минареты мечети едва виднелись из-за деревьев. Помню, как поразило меня это строение, когда я увидела его впервые. Сегодня понятно: и оно, со своими голубыми изразцами, соответствует стилю Петроградской стороны...
Конструктивистский Дом политкаторжан (угловой) кажется современным новостроем – между тем он построен в в 1931-1933 гг. Розовый хорошенький домик с куполообразной крышей – бывший дворец великого князя Николая Николаевича младшего. На переднем плане реконструированный корабль XVIII века. Во времена Петра Первого на таких парусниках проводились ассамблеи. Ну, традиция продолжается: сейчас это банкетный зал...
А дальше такое вот мощное здание 1941 г. постройки. На крыше скульптурная группа «Матрос и кораблестроитель». А за ним виднеется голубое здание Нахимовского училища, красоты изумительной.
На этой же набережной расположен и Домик Петра Первого, а дальше – легендарный крейсер "Аврора".
Но всей этой красотой я любовалась в другой день А в этот я пошла в другую сторону – в Александровский парк и на Кронверкский проспект.
Александровский парк начинается от станции метро "Горьковская", похожей на летающую тарелку. Здесь находится не очень известный памятник кораблю "Стерегущий", погибшему во время русско-японской войны. Необычно в нём то, что памятник изначально был ещё и фонтаном: до 1971 г. через кингстоны, открытые матросами, подавалась вода (бассейн для неё сохранился).
Эта церковь входит в комплекс зданий бывшего ортопедического института. Майоликовое панно выполнено по эскизам известного художника Кузьмы Петрова-Водкина.
В парке установлена скульптурная группа "Зодчие", изображающая великих архитекторов, создавших облик Петербурга: Трезини, Монферрана, Растрелли, Росси, Воронихина, Баженова, Захарова, Тома де Томона. Однако, как выяснилось в 2018 году, вместо французского архитектора скульптор изобразил английского химика Томаса Томпсона. Перепутал портреты. А может, имена...
Так что не будем смеяться над одной из фотографировавшихся при мне дам. Она на вопрос подруги: "А кто это?" – уверенно ответила: "Вот Пушкин, остальные тоже писатели"...
Здесь же расположен мини-Петербург с бронзовыми копиями самых знаменитых зданий города.
При входе на площадку висит объявление с просьбой не позволять детям лазить по макетам. Как можно догадаться, никто на него не обращает внимания.
Этого мощного старика я приняла сначала за античного бога Пана (очень похож на картину Врубеля). Но потом по ключам догадалась: это же апостол Пётр, покровитель города! (Если что – его изображают с ключами от рая).
Потом парк превращается в довольно узкую полосу, с одной стороны которой Кронверкский проспект, с другой – кинотеатр "Великан-парк", театр "Балтийский дом", Планетарий, Мюзик-холл. А дальше находится Океанариум и зоопарк. В общем, культурная программа на любой вкус!
Но мне хотелось пройти именно по Кронверкскому проспекту. Он не прямой, а дугообразный, к тому же очень узкий, что, на мой взгляд, ну никак не соответствует слову "проспект". Но вот так случилось. Я полюбила его в те времена, когда печать запущенности лежала на всём: на фасадах осыпалась штукатурка, витрины магазинов были пустыми и пыльными, а вбок уходили узенькие, не освещённые по вечерам улочки. Но была в этом какая-то особая петербургская атмосфера... Проспект тогда носил имя М.Горького.
(В первом варианте статьи я написала, что проспект назывался Горьковским. Но одна из читательниц меня поправила. Спасибо ей!)
Сегодня хорошо видно, что на проспекте множество прекрасных зданий эпохи модерна.
А потом проспект выходит на коротенькую Мытнинскую набережную. По центру – памятник архитектуры, доходный дом П. С. Оболенского с мансардой, надстроенной в 2002 г. (а что, так можно?). Слева... если верить Википедии, "Доходные дома Ф. И. Кирикова, затем общежитие СПбГУ, уничтожены в 2008 году "...
Э-э-э, в смысле: уничтожены? Вот же она, наша общага, именовавшаяся "Мытня"! Вход был на углу (сейчас там какая-то студия красоты). Внутри – изогнутые в виде ломаной линии узкие коридоры и комнаты самых причудливых форм: узкие и вытянутые, с острыми и тупыми углами. И тараканы, тараканы! Боже, сколько их было!
Но вот стеклянной надстройки на крыше не было... А когда я свернула в Зверинский переулок, я не смогла сдержать смеха: вместо внутреннего двора, где был насыпан уголь (да-да), стояли мусорные баки и шастали крысы и кошки, было это:
Да, дома, в котором когда-то художник Альтман писал знаменитый портрет Анны Ахматовой, где жила студенткой Эдита Пьеха, а потом ещё поколения студентов... – этого дома больше нет! Он снесён до основания, а на его месте воздвигнута имитация...
Напротив разбит маленький сквер, гордо именующийся...
Здесь академик посимпатичнее, чем в саду Андрея Петрова...
Помнится, в советские годы здесь тоже стоял парусник-ресторан. Но кажется, он был поменьше. А это целый ресторанный комплекс "Летучий Голландец".
Вход на Биржевой мост (когда-то мост Строителей, по которому мы ходили в университет) был закрыт в связи с его ремонтом. Я только полюбовалась на Стрелку с Биржей, которую тоже реставрируют...
(Кстати, с названием моста я тоже ошиблась: написала сначала, что это был мост Труда -- откуда у меня выплыло это название? И опять меня поправили в комментариях, за что я очень, очень благодарна!)
Повернула обратно. Этот дом я помню только в лесах и с пустыми окнами – там годами шёл ремонт.
Пересекаю проспект Добролюбова и по Провиантской улице выхожу к ДК "Красный Октябрь". Когда-то мы ходили сюда на дискотеки; сейчас здесь деловой центр...
Это уже улица Блохина, на которой находится легендарная "Камчатка" – котельная, в которой работали В.Цой, Слава Задерий и А.Башлачёв. Мне всё было любопытно: не проходила ли я когда-то через этот двор? Оказалось, нет, не по пути он мне был.
Потом я обошла этот дом. За ним обнаружились гаражи и чахлый скверик на возвышенности (оказывается, он именуется "Сквер Виктора Цоя").
Испортить чужую работу своими каракулями? Да запросто!
А это впечатляющая стена дома 15!
Вот с такой вот горгульей на ней... Странно, в интернете про этого монстра ничего не пишут... Особенно мерзко выглядят жёлтые потёки...монтажная пена?
Дом, предположительно постройки 1938 г. , именуется "дом Трамвайно-троллейбусного управления", но памятником архитектуры не является.
А потом я отдыхала в другом, уютном маленьком скверике, каких в Петербурге полно, бродила под дождём по Большому проспекту Петроградской стороны – он, конечно, тоже здорово похорошел со времён моей молодости и в то же время остался прежним... А вечером мы с подругой пошли в ту самую "Камчатку"...
Я боялась, что это будет пафосный "клуб", в котором ничего не осталось от времён Цоя и Башлачёва. Но нет: котельная лишилась только топки. Низкий закопчённый потолок, трубы парового отопления. Длинные деревянные столы и скамейки, маленький буфет в углу, где наливают пиво, и маленькая сцена... А также рисунки Цоя, конверты от пластинок "Кино", деревянная скульптура работы Виктора...
За стеклом гитара Виктора и бюст Башлачёва.И вот такая инсталляция...
В маленьком закутке – обтянутый дерматином диван, возможно, тот самый, который запечатлён на множестве фотографий. А на стенах – графики работы и инструкции, поверх которых в те далёкие времена писали и рисовали. Запомнился рисунок, изображающий, как кто-то из музыкантов (Джордж Гуницкий?) "ломится в булочную за портвейном" и надпись: "Тихо в лесу, только не спит БГ. Знает БГ, что он Б, что он Г – вот и не спит БГ"... Я этот стишок ещё из 80-х помню; значит, вот он откуда родом...
В тот вечер выступала группа "Бошентунмай", исполнявшая песни не только "Кино", но и"Зоопарка", "Ноля" и других групп Ленинградского рок-клуба. В том числе то самое "Лето" Майка Науменко, которое я напевала с утра. Публика была в основном немолодая,хотя и молодёжь присутствовала, а один пожилой мужчина привёл, кажется, внучку. Всё было очень душевно и прилично, совсем не так, как сказано в этом объявлении,висящем во дворе.
Кстати, в 22.00 музыканты отключили аппаратуру, но продолжали исполнять песни под гитару.
Вот такая она, Петроградская сторона – от домика Петра до котельной Цоя...