Благодаря распространению фотографии странные силуэты этих тихоокеанских божков-предков (т.н. "моаи") известны практически каждому, однако их современный облик отличается от того, какими они выглядели ранее.
В частности, некоторые из идолов (примерно 100 из 900) имели на своих макушках еще и гигантские шапки, вырезанные из красного туфа.
Вот эта европейская картина 18 века запечатлела эти шапки ("пукао") еще неповерженными.
Но к 20 веку они уже были упавшими и разбитыми, где их и находят туристы и археологи.
Современные реконструкции возвращают статуям шапки обратно.
Однако если найти остатки этих гигантских шапок достаточно легко, собственно, поэтому это могут делать не только археологи, но и обычне прохожие, другая утраченная часть их гораздо менее заметна.
Тур Хейердал в 1955 году был первым, кто предположил, что пустые глазницы гигантских статуй раньше были инкрустированы. На эту мысль его натолкнуло сравнение с деревянными статуями и статуэтками Острова Пасхи, где белки и зрачки имелись, из кости и обсидиана. (Это в продолжение моего рассказа об утраченных глазах большинства древних статуй).
Старейшины Хосе Фати и Леонардо Пакарати, известные хранители устных преданий, когда им показали осколки, клялись, что видели подобные предметы раньше и что они, по сути, были глазами моаи.
В 1979 году группа археологов доказала, что глубокие глазницы некоторых моаи (не всех, а одного иконографического типа, около 300 шт) действительно изначально были предназначены для инкрустированных глаз.
Глаза делались из белых кораллов, со зрачками из черного обсидиана или красного шлака. Открытие было сделано путем исследования сломанных фрагментов белого коралла, которые были найдены в различных местах вокруг статуй. Впоследствии ранее неопознанные аналогичные находки осколков в музее острова Пасхи были повторно исследованы и классифицированы именно как фрагменты глаз.
Почему же первые европейские визитеры острова не видели глаз у статуй, не описывали и не зарисовывали их в таком виде? Местные ученые объясняют: потому что белки и радужки были съемными фрагментами, они не находились на статуях постоянно. Вне всякого сомнения, они были чисто церемониальными предметами, которые использовались в особых случаях. К моменту прихода европейцев культ предков умирал и традиция была забыта.
Но сейчас местные жители с радостью её воскресили.