В марте этого года, хотя и назревавшее в нашем небольшом коллективе уже несколько месяцев до того, но весьма ускоренное суровыми событиями минувшей зимы, на красноярской земле случилось кое-что невероятное, прекрасное и значимое, но лично мой путь к этому был ни много ни мало – четверть века!
Родилась, причем в городской среде (!), в нашем понимании, настоящая народная школа, главным предметом которой стал предмет про самое интересное для каждого человека - про настоящую окружающую жизнь и действительность, и главное, предмет этот у нас – без учителя!
В обычной школе только и разговоров – мотивация к обучению у детей низкая, дети не хотят учиться, вздохи, ахи, охи, а воз и ныне там.
Схоластика и огромные объемы очень слабо связанной с реальной жизнью информации, никак не могут насытить живой пытливый ум ребенка, как раз и пытающийся эту самую жизнь понять и найти в ней свое значимое место. Школа нынешняя только и может, что разобрать весь мир на винтики, но места для сборки, целостного взгляда на мир и человека в мире, в ней – нет.
А у нас дети после первой же, начальной встречи сказали родителям – обязательно буду ходить! Презентацию сделаю сам! Не надо мне помогать, я - хочу сам! Почему? Потому что естественным образом к предмету без учителя «про жизнь», мы грамотно включили самую нужную и важную для развития своей мысли у любого человека - образовательную технологию развития критического мышления, а для раскрытия творческих способностей еще и – образовательную технологию моделирования, а еще разглядели, что тут унас работает технология коллективного познания.
С чего начали? Да с дома, с будущего своего дома! Дети искали и обосновывали информацию, из чего и почему стоит, а из чего не стоит делать фундамент, стены и крышу, а затем – какие отделочные материалы являются наиболее приемлемыми для здоровья членов семьи, и их стоит выбирать, а от каких нужно отказываться, Рисовали, моделировали СВОИ дома.Затем, по такому же принципу анализировали и моделировали мебель, посуду, игрушки, средства по уходу за собой и домом…
Уже в первой нашей, пробной сессии, за неполных два месяца, наши дети САМИ, без назидательства взрослых, очень твердо укрепились в том, что для своей жизни нужно выбирать только экологичные,природные материалы.
Они очень быстро научились аргументированно высказываться, задавать друг другу вопросы на понимание, фонтанировали разными идеями, потому что после индивидуальных выступлений по заданной теме, следовала коллективная работа в группе, где они уже соединяли всю полученную информацию воедино и моделировали вместе общие пространства, ближайшее будущее.
Взрослые, родители, бабушки и дедушки всегда были на занятиях рядом, тоже задавали корректные и деликатные, на уточнение, вопросы,потому что это - семейная школа. И вся семья попутно учится и выясняет, что же лучше и безопаснее и для семьи, и для окружающей природы.
Всего лишь шесть (сота ) детей в возрасте от 10 до 16 лет в первой сессии смогли в этой небольшой разновозрастной группе быстро продвинуться и освоить достаточно легко большой объем новой информации и найти верные ответы на довольно-таки непростые вопросы, особенно по бытовой химии. Учитывая то, что каждый из ребят в это время параллельно еще и учился по обычной школьной программе.
Младшие братишки и сестренки 4-5 лет (три человека) тоже проявляли большой интерес к посещению наших занятий и принимали в них посильное участие. Поэтому с этой осени мы тоже их включили в процесс самообучения и выступлений наравне со старшими. Подросли за лето дети, подросла и наша школа! Сейчас у нас 14 детей, из них четверо в возрасте 5 лет, двое – 7 лет, шестеро ребят от 10 до 12 лет и два девятиклассника 15 лет.
Причем, что на наш взгляд совершенно не случайно, в коллективе есть представители всех трех наших небольших поселений на основе родовых поместий, расположенных вблизи Красноярска («Добросвет», «Рассвет» и «Смородинка»). И мы видим, что наша школа, фокусировка внимания на развитии детей, точно даст толчок к их укреплению и развитию, решению многих их проблем.
А я особенно счастлива тем, что ходят в народную школу сейчас все мои пятеро внуков! У нас улучшились отношения с детьми, мы больше в контакте, лучше понимаем друг друга, все внуки встречаются регулярно, раз в неделю, что им тоже очень нравится. И я, наконец, ничего не преподаю, а лишь координирую общие действия, и с радостью «в сторонке» наблюдаю за развитием самостоятельности в мышлении и поступках своих потомков, продолжателей моего рода!
Практика показывает, что такая семейная группа может вместить максимум 18 детей (3 соты по шесть) детей трех групп трех возрастов – младшая, средняя и старшая. Ведь всем нужно успеть выступить и индивидуально, и с групповой работой, а еще мы обязательно чаек с вкусняшками вместе пьем! И на все про все у нас – два часа вечером в среду. На территории одной из городских красноярских школ. Так всем посильно участвовать. А дальше, при появлении новых желающих, нужно будет создавать еще одну такую ячейку народной школы.
Вскоре все наши родители вместе со старшими детьми вполне сами смогут повести новые семейные группы по этой программе и тем самым содействовать увеличению количества думающих и понимающих людей, независимо от того, где они находятся. Четко видим также, и надеемся, вы согласитесь с нами, что программу «Родолад» не только нужно, но и можно включать в любой школе любого формата, в обычной, через семейный клуб, в поселенческой и т.п. Она легко тиражируема благодаря своей простоте и доступности для понимания ее принципов каждому человеку.
Сейчас у нас две части этой программы – про мир Природы и про мир Человека, которые изучаются под девизами – «Волшебницы Живой Природы мир – нам доброты и мудрости – источник» и «В ладу с Природою родною, в ладу с собой, людьми другими». Здесь и цель, и смысл нашего «Родолада».
Продвижение наших детей, и весь ход.событий, который мы уже прожили по этой программе за эти полгода, и саму программу, мы регулярно освещаем как в группе нашей народной школы «Свет зари»
, так и на отдельных страницах «Родолада»:
и
…….
Подумываем летом вместе с нашими детьми, уже к тому времени уже точно подкованными во многих вопросах самообразования и самоопределения, совершить путешествие по поселениям родовых поместий, когда в них проходят детские лагеря. Готовы, если будет запрос от организаторов, помочь им запустить программу «Родолад». Звоните, пишите, приглашайте! Будем рады содействовать здравомысленному образовательному процессу в ваших семейных центрах и школах.
Автор: Осипова Ю.В. (канд. пед. наук, создатель родового поместья в ПРП «Добросвет» Емельяновского р-на Красноярского края).
Подписывайтесь на нашу рубрику ОБРАЗОВАНИЕ и ВОСПИТАНИЕ https://vk.cc/bYLhUT #образованиевестникрп
Пoнравилось? Пoделитесь с дpузьями!
Мы во всех социальных сетях: @vestnikrp
НАШЕ РАДИО
Рекомендуем! Партнерский ресурс содействия детско-юношескому творчеству - презентационная-площадка - МОСТ "СОвершенствуем".- http:// rps .bytdobru.info/commun/most/index