Руанда - это пример страны, в которой одна пропаганда привела к смерти 900 000 человек.
Двадцать пять лет назад в стране, спрятанной в районе Великих озер в Африке, разразился настоящий ад. Орды представителей этнического большинства хуту, вооруженные мачете, копьями, дубинками с гвоздями и другим примитивным оружием, переезжали из дома в дом в деревнях, охотясь на тутси, вторую по величине из трех этнических групп Руанды. Радиостанция RTLM в союзе с лидерами правительства настраивала хуту против меньшинства тутси, неоднократно называя последних иньензи, или «тараканами», и инзока - «змеями». У станции, к сожалению, было много слушателей.
Сторонники геноцида использовали другие метафоры, чтобы настроить людей против своих соседей. Известно, что хуту ниже тутси; радиоведущие также призвали хуту «срубить высокие деревья». (Народ Тутси был выше, чем другие народы Руанды)
В городских центрах правительственные солдаты и хорошо вооруженные члены ополчения интерахамве, связанные с правящей партией, устанавливают блокпосты, отсеивая тутси и убивая их на обочине. Найти их было несложно, ведь с момента обретения независимости от Бельгии в 1962 году в национальных удостоверениях личности указывалась этническая принадлежность.
В течение 100 дней погибло около 1 миллиона человек, подавляющее большинство из которых были тутси. То, что началось с бесчеловечных слов, закончилось кровопролитием.
Убийства в 1994 году стали кульминацией десятилетий разжигания ненависти, идеологической обработки, которая началась еще до обретения независимости.
В 1959 году Джозеф Хабиаримана Гитера, лидер радикальной политической партии хуту «Апросома», открыто призвал к уничтожению «паразитов» тутси. Началась стигматизация и дегуманизация тутси. Когда в том же году вспыхнул первый из многочисленных погромов против тутси, Гитера была вне себя от радости.
На протяжении многих лет всякий раз, когда действующее правительство сталкивалось с политическими проблемами, оно всегда разыгрывало карту тутси, чтобы сплотить своих сторонников. Подстрекательство против тутси вышло на первый план в ноябре 1992 года, когда представитель правящей партии Леон Мугесера открыто призвал к массовым убийствам тутси и сбросу их тел в реку.
Просмотр информационных бюллетеней
К середине 1990-х руководство хуту оказалось в опасности. Возникло множество политических фракций, и в страну вошел повстанческий Патриотический фронт Руанды - организация, состоящая в основном из молодых изгнанников тутси. Для лидеров хуту пришло время разыграть карту тутси. Появились экстремистские издания, например газета «Кангура». (Её публичное лицо, редактор Хассан Нгезе, позже был осужден Международным уголовным трибуналом по Руанде после геноцида вместе с другими высокопоставленными фигурами, связанными с публикацией).
Но именно частная радиостанция RTLM — что означает Radio Télévision Libre de Mille Collines — "Радио тысячи холмов" иллюстрирует силу средств массовой информации, разжигающих ненависть. В Руанде была официальная радиостанция lkz распространения подстрекательской пропаганды против тутси.
Еще Йозеф Геббельс сказал: «Хороша та пропаганда, которая ведет к успеху, и плоха та, которая не приводит к желаемому результату. Задача пропаганды не в том, чтобы быть разумным; его задача — привести к успеху». RTLM был очень успешным. Ему удалось посеять семена раздора среди умеренных хуту, которые медленно втягивались в экстремистские лоно.
В начале 1994 года стало очевидно, что руководство страны замышляет что-то зловещее, в гораздо большем масштабе, чем можно было себе представить. Всего за месяц до геноцида Ноэль Хитимана из RTLM дал первую подсказку по радио:
"В тот день, когда люди поднимутся и больше не будут хотеть вас, тутси, когда они возненавидят вас всем сердцем… Интересно, куда вы сбежите."
Правительственная пропагандистская машина скрупулезно выполнила свою задачу. Четыре недели спустя все демоны обрушились на Руанду. Кровь текла по улицам. Тутси безжалостно преследовали; их убивали в школах, церквях, больницах и даже тюрьмах.
Сегодня лидеры могущественных держав используют бесчеловечные выражения при описании определенных групп людей. В случаях массовых расстрелов люди умирают, потому что кто-то считает их недочеловеками из-за их расы или религии.