Найти тему

С псковского оборонного завода пытаются отсудить 50 млн

29 сентября, 14 Арбитражный апелляционный суд Северо-Западного округа (расположен в Вологде) начал рассматривать апелляционную жалобу АО "Псковский завод АТС-Т" на решение Арбитражного суда Псковской области по иску кипрского офшора Lesotho Ltd к заводу о взыскании 48 млн рублей вексельной задолженности.

На заседание (которое посетил наш корреспондент) явились адвокат офшора Валентин Варкентин (также представлял самого Александра Гительсона по всем уголовным делам в его отношении — о мошенническом хищении десятков миллиардов рублей из банков ВЕФК, присвоении 1,8 млрд рублей средств пенсионного фонда Ленобласти и др.) представляющий интересы завода адвокат АБ "Шварц и партнеры" Сергей Кабанов. В ходе заседания представитель "ПЗ АТС-Т" попросил приобщить к материалам дела письмо Федеральной службы охраны РФ о том, что предприятие-ответчик является единственным в стране производителем специального оборудования для защищённой от прослушивания телефонной связи, и спецслужба крайне заинтересована в благополучном для завода исходе дела. Суд приобщил письмо, но на этом заседание пришлось и завершить, потому что непонятно было, кто является надлежащим истцом.

Дело в том, что незадолго до заседания офшор Lesotho Limited переуступил свои права требования российскому ООО "Криптон". Эта переуступка была оспорена в кассационном суде — Арбитражном суде Северо-Западного округа. 28 сентября ожидалось, что АС СЗО решит, кто тут прав, но не тут-то было. На его заседании наш корреспондент тоже поприсутствовал — и оказался единственным в зале, кто не являлся работником суда. Судебная коллегия АС СЗО изучила материалы дела... и объявила, что заседание откладывается, а когда будет следующее — сообщат позже.

И апелляционный суд счёл за благо отложить свой процесс с такой же формулировкой: о дате следующего заседания будет сообщено в системе kad. arbitr. ru после того, как своё постановление примет кассация. Адвокат офшора пытался возражать — мол, затягивание дела — но судья ему объяснил, что в случае признания офшора ненадлежащим истцом постановление апелляции всё равно будет отменено. И правда: вчера, 5 октября, кассационный суд признал цессию недействительной.

Дело давнее

Иск в 2019 году подало ООО "Криптон", принадлежащее доверенному лицу бывшего петербургского банкира Александра Гительсона Наталье Малининой. Малинина когда-то входила в совет директоров АО "ПЗ АТС-Т", который ранее был активом Восточно-Европейской финансовой корпорации (ВЕФК) — одной из крупнейших российских финансово-промышленных групп, лопнувшей в кризис 2008-09 годов. После банкротства ВЕФК Гительсон сбежал за границу, туда же ушли миллиарды долларов, выведенные из его банков в офшоры. В 2013 году его поймал Интерпол и экстрадировал в Россию, где он отсидел 5 лет за мошенничество, затем снова эмигрировал, спасаясь от нового уголовного дела. До начала спецоперации, по одной из версий, он жил на Украине, теперь же, возможно, мог вернуться в Евросоюз, так как выдача его России сегодня маловероятна. Как бы то ни было, а завод давно уже Гительсону и его людям не принадлежит, однако юристы беглого банкира пытаются "поработать" и с ним, взыскав с него десятки миллионов рублей, которые он зарабатывает на военных заказах.

Сомнения и решения

Простенькое исковое заявление — "у меня есть векселя, прошу взыскать по ним указанную сумму" — рассматривалось псковским арбитражным судом почти два года — с ноября 2019 по сентябрь 2021-го. Но после того, как летом 2021 года "Криптон" передал права истца кипрскому офшору Lesotho Limited, а судья Дмитрий Семикин передал дело своему коллеге Константину Бурченкову (в связи с собственным повышением и переездом в Москву) процесс пошёл бойче.

Причина долгого рассмотрения была понятна: псковский завод с почти вековой историей является одним из крупнейших работодателей региона, а что ещё более важно — единственным производителем уникальной спецтехники для сверхзащищенных каналов связи. Его телефонные аппараты стоят на столах первых лиц не только России, но и ряда стран ОДКБ, используются в военном ведомстве и спецслужбах для сверхсекретных телефонных разговоров.

Когда компания "Криптон" потребовала по суду оплату векселей, юристы завода заявили о фальсификации индоссаментов (записей о передаче векселя от одного лица к другому). Векселя, по их версии, выдавались заводом своим родственным фирмам, которые никогда не передавали никаким третьим лицам. Векселя были возвращены заводу в связи с соглашением о погашении обязательств в 2019 году.

Суд назначил экспертизу, которая показала, что оттиски заводской печати на индоссаментах оригинальные, но достоверно утверждать, кто поставил под печатью подпись директора — сам он или иное лицо — эксперт не взялся. Судья Семикин долго не решался удовлетворить иск при такой экспертизе, но судья Бурченков рассудил, что сомнения эксперта можно трактовать в пользу истца, и удовлетворил. При этом он отказал заводу в ходатайстве о назначении экспертизы давности нанесения подписей и печатей на индоссаменте (эта экспертиза могла показать, например, что подписи поставлены сильно позднее указанной в нём даты). "Мы настаивали на проведении этой экспертизы, потому что точно уверены: никакой законной передачи векселей третьим лицам не было", — сообщили "ДП" в АО "ПЗ АТС-Т". Это же подтверждают и в АО "Премиум".

Апелляция к разуму

Теперь дело в апелляционной инстанции — в 14 Арбитражном апелляционном суде. Изначально председательствующим в тройке судей был судья Журавлёв, но в апреле 2022 года он ушёл в отставку (откуда был вызван годом ранее). Перед уходом он удовлетворил просьбу завода и назначил судебно-техническую экспертизу, спросив у экспертов, когда были нанесены печатный текст, оттиски печати и подписи на индоссаментах. Результаты экспертизы пришли летом 2022 года, в них эксперты признали невозможность определить время составления документов.

Сразу после этого офшор Lesotho Ltd вернул права истца исходному заявителю — ООО "Криптон". Он мотивировал это тем, что в связи с проведением спецоперации на Кипр сложно будет осуществить реальное взыскание. Но по версии, которую рассказал "ДП" источник, знакомый с ситуацией, такой процессуальный пинг-понг был связан с тем, что среди самих юристов Гительсона нет единства: три юридические команды, работающие на беглого миллиардера, спорят между собой за его бывшие активы ("ДП" писал об этой борьбе подробно прошлой осенью). Одну команду возглавляет сама Наталья Малинина, вторую Олег Павленко, а третью Дмитрий Елин. А векселя, пусть их происхождение и вызывает сомнения и споры, тоже являют собой актив. Именно для того, чтобы обезопасить их от оппонентов, и перебросила их с "Криптона" на кипрский офшор. А, когда опасность миновала, вернула обратно.

Как бы то ни было, отмечает Михаил Шварц, управляющий партнёр юридической фирмы "Шварц и партнеры", представляющий интересы завода, по векселям есть и другие сомнения. Изначально (в 2014 году) эти бумаги возникли как средства погашения задолженности завода по двум договорам поставки: с ООО "Связьконсалт" и ООО "Спецтелестрой". Оба договора без сроков оплаты. Обе эти фирмы зарегистрированы в декабре 2008 года (когда Гительсон уже, возможно, потихоньку собирал вещички для первой эмиграции в преддверии дефолта своей банковской группы) и прекратили свою деятельность тоже одновременно — 31 января 2017 года. На открытом рынке такие совпадения редки. Обе компании уступили свои права требования к заводу в пользу ещё одной связанной с Гительсоном фирмы — АО "Премиум" — тоже одновременно и точно по номиналу, что тоже указывает на аффилированность, потому что при продаже обязательств третьим лицам обычен дисконт. Более того, оплату эти "поставщики" от "Премиума" так и не получили, так что после их ликвидации издержки приобретателя свелись к нулю.

Дальше больше. Завод погасил эти обязательства теми самыми векселями. После чего (а это уже версия фирмы Натальи Малининой) "Премиум"... заключил с ООО "Криптон" договор мены, обменяв векселя завода на векселя "Криптона" точно на ту же сумму. По версии завода, "Премиум" вернул векселя заводу по соглашению о прекращении обязательств в 2019 году. "А уже оттуда их унесла бывшая член совета директоров предприятия Наталья Малинина", предполагают представители завода.

"Если позиция истца истинна, то вся система отношений нелепа и искусственна, — говорит Михаил Шварц. — В результате завод должен ООО "Криптон", чего можно было добиться через одну уступку права требования со стороны ООО "Связьконсалт" и "Спецтелестрой" без вовлечения АО "Премиум", через которое прошли векселя без коммерческой выгоды".

Угроза гособоронзаказу

По словам генерального директора АО "ПЗ АТС-Т" Андрея Старовойтова, взыскание почти 50 млн рублей для завода довольно чувствительно. "У нас загрузка мощностей заказами сегодня составляет 100%, но для выполнения этих заказов мы должны кредитоваться, — говорит он. — А в банках нам отказывают, предлагая сначала завершить этот многолетний судебный спор. Завод уже получает претензии от заказчиков — а это очень серьёзные структуры, которые спрашивают особенно строго в условиях проведения спецоперации. В результате сомнительных действий юристов, представляющих интересы человека, ограбившего страну на десятки миллиардов рублей, и скрывавшегося от российского правосудия, как я слышал, в Киеве, силовые структуры страдают от недостатка средств спецсвязи". Поэтому, говорит директор, последние переносы рассмотрения спора в апелляции и кассации заводу не в радость: они сохраняют неприятное статус-кво и не дают предприятию развиваться.

Уголовный расклад

Впрочем, как отвечает адвокат "Независимой коллегии адвокатов" Ленобласти Андрей Козлов, обеспечивающий уголовно-правовую защиту интересов АО "ПЗ АТС-Т", ситуация может в корне измениться в ходе расследования уголовного дела, возбужденного следственным отделом по городу Пскову следственного управления Следственного комитета России по Псковской области. Дело было возбуждено еще в октябре 2021 года по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 303 УК РФ ("фальсификация доказательств"), говорит адвокат. Пока, по его словам, обвиняемых по делу пока нет, но упомянутые "признаки" были обнаружены после того, как в Арбитражный суд Псковской области было представлено соглашение о передаче тех самых векселей завода тому самому офшору Гительсона Lesotho Ltd. Как установила почерковедческая экспертиза, подписи поверенного офшоров были выполнены иным лицом.

https://www.dp.ru/a/2022/10/15/S_pskovskogo_oboronnogo_z?from=dzen-news