На днях где-то проскользнул ролик про сетецентричную систему управления, где непонятный товарищ показал графический интерфейс управления и взаимодействия на экране. Какие-то действия не осуществлялись, просто показали телевизор, на нём карту со значками. Всё остальное - просто его объяснение как это работает. Цель была, наверное, показать как всё круто и замечательно работает у ВСУ, "продвинутые технологии белых людей, не то что у..."обычные в общем заходы, а через несколько дней спутниковый интернет у ВСУ начал работать с проблемами. Как раз об этом и поговорим.
Future Combat System
Где-то в 1996 году была анонсирована программа Future Combat System, с программным документом Army Vision 2010. В завершённом виде эта концепция оказалась принята в виде Joint Vision 2010\2020. В 2003 её официально запустили. Идея была в комплексном переоснащении армии США для ведения сетецентричных боевых действий.
Сетецентричная концепция - это про комплексное взаимодействие подразделений на поле боя. Где каждая единица техники (и по возможности пехоты) должна отражаться в реальном времени на экране ноутбука у командира. Это очень вкратце. Речь про программно-аппаратный комплекс, с объединением навигации, связи, РЛС, позволяющим получать и передавать боевые указания, целеуказания и отслеживать боевую обстановку в реальном времени.
Почему я вспоминаю Future Combat System? Потому что про него сняли достаточное количество "научно-популярных" роликов, и других рекламных материалов. В отличие от советских и современных российских технологий. Но в СССР кучу технологий оставили исключительно военным... Можно считать её не столько реально военной, сколько реально маркетинговой. В 2009 её финансирование сократили в связи с общим финансовым кризисом изменением стратегии.
Небольшой исторический экскурс.
Может показаться, что это нечто новое и крутое, но например ещё во время проведения учений "Запад 81", в СССР, было проведено испытание подобного. Речь про АСУВ (автоматизированная система управления войсками) "Манёвр". Которая включала в своем составе подсистемы управления родами сухопутных войск, АСУ фронтовой авиации и войсковой ПВО, АСУ тыла, объединенных единой системой связи и передачи данных. АСУ фронтовой авиации функционально входила в АСУ «Маневр», но разрабатывалась как самостоятельная АСУ по отдельному заданию и носила название «Эталон».
Взаимодействие с ней идёт через АРМ (автоматизированные рабочие места), которые расположены в различных штабных машинах. Тактическое звено - дивизия, полк, на них рассчитано 26 машин, со специализированным вариантом МТ-ЛБУ. Оперативное звено - армия, фронт. На них рассчитано около 100 машин, кузов «Основа» на базе шасси «Родинка», Урал-375, прицепы КП-4. Если что - это реалии того времени, с тех пор появились Р-145 (на базе БТР-60), Р-149 (на базе БТР-80).
Система конечно сложная, с взаимодействием кучи предприятий со всего союза. Но основная идея - это поддержание связи в комплексе сложных условий. В принципе, сейчас на это можно смотреть как на дискорд, который должен работать на технологиях 70х-80х годов без интернета, плюс объединение кучи РЛС и целеуказание для различных систем. То есть не просто с минимальными задержками доводить конкретные указания до конкретных подразделений и в обратную сторону передавать изменения боевой обстановки. Там и модуль для ПВО, и фронтовая авиация...реально большая комплексная штука. Например МиГ 31 в то время могли делать локальную сеть, делясь целеуказаниями РЛС. Конечно вопрос, как это точно работало - но если государственные испытания были пройдены, то всё примерно работало в рамках ТЗ.
Саму систему в 1981 году испытали, и после доработки приняли на вооружение в декабре 1982 года. Бесценный опыт. После этого тема автоматизированного управления только развивается. Конечно в 90-е и в начале нулевых годов, особо развитием не занимались, но со временем всё течёт, всё улучшается в том или ином виде. Естественно можно говорить про "провал развития АСУВ" в РФ. Но так в принципе это можно говорить практически про любой проект. Пилят на этом деньги не только у нас. На похожих проектах в США и европейских армиях тоже были успешно освоены огромные деньги, с очень разным результатом.
В данное время в РФ продолжает реализовываться проект ЕСУ ТЗ - единая система управления тактического звена, разработанная концерном "Созвездие". В 2010 году были проведены испытания, и в 2018 году заключён контракт на поставку. Всего комплекс включает 11 подсистем, управляющих в том числе системами радиоэлектронной борьбы, артиллерией, ПВО, инженерным и материально-техническим обеспечением, а также единую информационную сеть, в которую интегрированы различные виды связи, в том числе радиорелейная, тропосферная и цифровая. До 2020 года должно было быть поставлено 40 бригадных комплектов ЕСУ ТЗ. Скорее всего есть и другие программы систем управления, но никто же напрямую про всё не напишет. Военные закрытые секретные дела. По выставкам всё подряд не катается.
Современность
С развитием технологий заниматься вопросами "сетецентричного управления и взаимодействия" становится всё удобнее и дешевле. Модули спутниковой связи и навигации радикально сократили свои размеры. Плюс все оценили интерфейсы стратегических игр (РТС). Отсюда и те самые идеи Future Combat System.
Чего-то дико сложного, в принципе, нет. Можно всё это собирать в рамках того же САП. Логистика, база данных, всё это собирать на карту в реальном времени с присвоением иконок для наглядности. Вместо больших сложных для понимания АРМ теперь могут быть те же специализированные ноутбуки\планшеты (не обязательно, в принципе подробности работы в современных полевых условиях ооооочень разнятся, общение по рации - тоже участие, командно-штабные машины в каком-то виде для этого тоже есть, да и (местами) вопрос морально устаревшей техники это такое себе....). Кроме задачи возможности связи в любой момент - ставится задача передачи координат для артиллерии или авиации. Но там уже вопрос полномочий.
Основной вопрос в том, что в зоне боестолкновения...стреляют. Вполне так большими калибрами. Вплоть до применения ОТРК по конкретным целям. Плюс существуют вопросы радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Широкополосная сетецентрическая война.
И тут мы приходим к мякотке. Сценарии сетецентричной войны нормально работают в условиях отсутствия РЭБ. То есть речь про локальные операции. Потому что в нормальных условиях, при наличии средств радиотехнической разведки, системы РЭБ буквально светятся, и уничтожаются при первой возможности.
Но если ничего не мешает, то можно устраивать каналы видеосвязи, масштабное целеуказание через удалённые РЛС, и другие интересные вещи, которыми ВСУ недавно занимались абсолютно открыто, используя в том числе спутниковый интернет. В принципе можно говорить про "изнасилование каналов WiMax и Wi-Fi". Последние несколько дней, после того как на это обратили внимание в генштабе, интернет у них работать стал плохо. В условиях работы РЭБ - остаётся узкий канал защищённой связи, который уже не позволяет так вольготно пользоваться современными достижениями АСУВ.
После того, как в генштабе обратили внимание на данный вопрос, есть мысль, что сама по себе идея широкополосной системы управления ВСУ заметно сократится, и массовые операции, при которых им ничего не мешало - не повторятся. Потому что одновременно решается вопрос целеуказания с РЛС НАТО. И работа систем ПВО резко сокращает эффективность. Потому что там идёт прямой вопрос скорости передачи информации, полноты данных, той самой интеграции различных родов войск.
Вопросы интеграции.
Именно тут мы приходим к роли Т-14 в сетецентричной войне. С изначально заявленными возможностями мы можем говорить про полноценную КШМ, с кучей своих РЛС, полноценной бронёй, КАЗ. То есть
это не БТР-60, или Р-142 на основе ГАЗ-66, он может напрямую присутствовать в зоне боестолкновений, плюс он способен за счёт ближнего импульсно-доплеровского АФАР-радара обнаруживать десятки наземных и воздушных целей. Успешно интегрируется не только Т-14, но и Т-90 (у Т-90, очевидно, начинка слабее). Работает это в плане не только получения целеуказания для танка, но и выдача целеуказания из танка наверх, для обеспечения поражения артиллерией, или другими средствами.
- Интеграция с артиллерией - происходит дополнение своих данных через сетевые РЛС + возможные оптические данные.
- Для ПВО - тоже вопрос сетевых РЛС. Перестаёт быть критической привязка к одной, становится возможной работа по удалённым данным.
- БПЛА также интегрируются, поставляя не только данные, или участвуя в нанесении ударов, но и могут работать ретрансляторами для других.
- Индивидуальные планшеты для наводчиков и пехоты. Не только передача целеуказания, но и наблюдение за обстановкой.
Всё это работает в связке с КШМ Р-149 МА-1 на базе БТР-80. С УКВ и КВ связью на 25 км и 350 км соответственно. Сами по себе АРМ (автоматизированные рабочие места) обеспечены через выносные ноутбуки. В принципе сидеть в КШМ необязательно, БТР-80 является только транспортной базой.
Заключение.
В ВС РФ достаточно успешно выполняется программа Единой Системы Управления "Созвездие". Конечно там своя атмосфера происходящего, но в принципе (в каком-то виде) система работает. В конце концов - такие системы нужны для того, чтобы сократить общий бардак происходящего, и далеко не все ответственные лица понимают процесс, и используют полные возможности. Но как минимум мы имеем новые КШМ на базе БТР 80.
В НАТО реализуется концепция «Комплексные сетевые возможности» (NATO Network Enabled Capabilities), во Франции – «Информационно-центрическая война» (Guerre Infocentre), в Швеции – «Сетевая оборона» (Network Based Defense), в Китае – «Система боевого управления, связи, вычислительной техники, разведки и огневого поражения» (Command, Control, Communications, Computers, Intelligence, Surveillance, Recognizance & Kill) и т. д. Презентация НАТО вот, достаточно любопытно.
То есть это общий вектор развития. У разных стран своя специфика развития. Общих "стандартных" комплексов нет. Но при этом нельзя говорить о том, что где-то есть "вундервафля", аналогов которой нигде нет. В том или ином виде у различных комплексов есть разные аналоги. Главное не путать вопрос внедрения компьютерных технологий и комплексное взаимодействие на поле боя. Потому что под новые технологии и оборудование требуется соответствующая квалификация. Не только понимать КАК работает техника, но и грамотно её использовать. Но по большому счёту - это касается армии всех стран, в той или иной мере.
Лайк и подписка приветствуются. Поднимают мотивацию. Если есть что обсудить или дополнить - пишите в комментариях.