Ну что ж, все жанры, в которых что-то хорошее, но малоизвестное могу посоветовать, я уже по разу перебрал, так что пойдём по второму кругу. На канале уже есть другие подборки про достойные просмотра, но не известные гангстерские фильмы, в конце этой статьи будут ссылки на них, а пока переходим ко второй части!
АНГЕЛЫ С ГРЯЗНЫМИ ЛИЦАМИ (1938)
Начну с этого американского фильма, главные роли в котором исполнили звёзды старого Голливуда Джеймс Кэгни (“Ревущие двадцатые или Судьба солдата в Америке”, “Белая горячка”), Пэт О’Брайен (“Сестра его дворецкого”, “В джазе только девушки”) и Хамфри Богарт (“Сокровища Сьерра Мадре”, “Сабрина”). По сюжету два друга детства совершают кражу, и, пока один из них отбывает наказание в тюрьме, второй становится праведным священником. Но есть ещё один человек, который является адвокатом заключённого и должен по его освобождению выдать ему крупную сумму денег, а также помочь с работой. Вот только делать это он не собирается.
Данная картина номинировалась на 3 Оскара за режиссуру, главную роль и сюжет. Когда-то это означало, что фильм стоит просмотра. Такие старенькие фильмы в наше время обычно уже тяжеловато смотреть, приходится делать скидку на год создания. Однако эта лента смотрибельна и сейчас. Смотрится она легко и нигде не провисает. Герои интересные, сцены быстрые, диалоги не подкачали, а экшн хорошо разбавляет действие. Актёры тоже все хороши, их игра выглядит очень современной и не вызывает нареканий. Прибавьте к этому атмосферу нуара и стиль. Сам сюжет тоже не просто так попал в выборку Оскара. Да, в наши дни он не кажется каким-то оригинальным, но по-прежнему актуален, а в финале приводит к морали, то есть у ленты есть ещё и определённый посыл. Это кино рекомендую всем, кто интересуется классикой кинематографа, а так же любит фильмы с мыслью.
УБРАТЬ КАРТЕРА (1971)
Пролетаем 30 с лишним лет и останавливаемся на этой британской картине, главную роль в которой сыграл Майкл Кейн (“Отпетые мошенники”, “Престиж”). Завязка сюжета начинается с того, как лондонский гангстер в исполнении Кейна возвращается в родной Ньюкасл на похороны брата, что попал в автокатастрофу. Это версия полиции, однако, наш герой считает, что его родственника убили и начинает своё собственное расследование.
Главным достоинством этого фильма является исполнитель главной роли. Киноманы хорошо знают сэра Майкла Кейна, хоть в последнее время у него, как и практически у всех сильных, но возрастных актёров, обычно однообразные роли второго плана. Но здесь он совсем в другом амплуа и с образом гордого, сильного духом и хладнокровного гангстера Майкл справляется на отлично. Атмосфера всего фильма тоже не подкачала и только лишь подчёркивает детективность происходящего. Однако именно из-за того, что данная лента является детективом, в котором куда больше расследования, чем экшна, многим зрителям она может показаться скучной. Движухи куда больше в одноимённом ремейке с Сильвестром Сталлоне, хотя, судя по оценкам, зрителю он не зашёл. А вот если Вы любите детективы, то обязательно посмотрите оригинал.
СКУМОН: ПРИНОСЯЩИЙ БЕДУ (1972)
В этом фильме производства Франции и Италии главную роль исполнил Жан-Поль Бельмондо (“Великолепный”, “Профессионал”). Он играет мега крутого гангстера, что, только приехав в Марсель, сразу начинает его покорять. В скором времени персонаж Бельмондо становится крупным авторитетом и уважаемым бизнесменом. Но не эти достижения были для него основной целью. Его долг – вытащить из тюрьмы друга.
Эта лента смотрится современно, хотя драки, конечно, немного смешны. Но тут делайте скидку на время. В остальном же фильм свеж и сейчас, а харизматичный Бельмондо очень его красит. Драки, кстати, если и забавны по качеству, то реалистичны в принципе. Ну а перестрелки радуют глаз и не вызывают вопросов, если принять и смириться с тем, что герой Бельмондо супер крутой. Однако это не боевик, а криминальная драма. В этот список я её внёс больше из-за первой части фильма, которая выдержана в абсолютно гангстерском стиле. Персонажи, диалоги, атмосфера, костюмы и декорации – всё ему соответствует. Вторая часть, конечно, уже становится тюремной драмой, из-за чего фильм переходит в другое русло. Но от этого он не становится хуже, и я советую его к просмотру любителям криминального кино, а так же непосредственно ценителям Бельмондо.
КАПОНЕ (1975)
Продолжаем список американским фильмом с Беном Газзарой (“Афера Томаса Крауна”, “Догвилль”) в главной роли. Одну из второстепенных ролей здесь сыграл тогда ещё не сильно известный Сильвестр Сталлоне (“Рокки”, “Рэмбо: Первая кровь”). Картина повествует о становлении Аль Капоне, который прошёл путь от мелкой шпаны до самого матёрого гангстера, а также о последующем его падении и болезни после тюрьмы.
Эта лента имеет не самые высокие оценки из-за того, что как биография она вышла довольно поверхностной, некоторые значимые эпизоды жизни реального Аль Капоне в ней практически не освещены. Но мы тут и не о биографиях говорим, а о гангстерском кино. И, разумеется, что может быть более гангстерским, чем фильм об одном из самых ярких представителей мафии? Хотя… Это ведь тоже зависит от того, как сделать картину. Но в данном проекте все составляющие мафиозного фильма на уровне. Атмосфера и стиль картины полностью погружает зрителя в мир гангстеров. Этому способствует и игра актёров, а так же характеры их персонажей. Газзара действительно хорош, но и все остальные артисты не подкачали. Также к плюсам этого фильма можно отнести то, что он совсем не скучный. Здесь довольно много экшна за счёт продемонстрированных локальных разборок. Любите гангстерское кино? Тогда это обязательно к просмотру.
ЧУДЕСА (1989)
А теперь немного поговорим о гонконгском фильме, в котором режиссёром и исполнителем главной роли выступил Джеки Чан (“Доспехи Бога”, “Полицейская история”). Его герой приехал в Гонконг на заработки, но из-за своей доброты и наивности он теряет даже те сбережения, что имелись у него с собой. Однако, став свидетелем мафиозной разборки, персонаж Джеки выносит из-под огня криминального босса, который перед смертью назначает его новым крёстным отцом.
Я уже как-то писал об этом фильме в списке не особо известных боевиков. И действительно, какое отношение к гангстерскому кино может иметь типичный комедийный боевик с Джеки Чаном? Однако антураж этого проекта, стилистика и тема являются весомыми аргументами для того, чтобы его причислить к мафиозным лентам. Именно это выделяет его на фоне других фильмов с Джеки Чаном. Всё остальное в данной картине полностью соответствует остальным работам Чана, но самым достойным из них. Здесь полно перестрелок (мафия, как ни как), но сам Джеки как всегда предпочитает драться. И это у него, как всегда, получается очень зрелищно и виртуозно. Конечно, сейчас Джеки уже немного сдал в силу своего возраста, но в 89-м году он ещё мог устроить шоу. И конечно не обошлось без юмора, и экспрессивной актёрской игры. В общем, в этом фильме есть всё то, за что мы любим боевики с Джеки. Так что фэнам Чана эту картину обязательно нужно посмотреть.
КОРОЛЬ НЬЮ-ЙОРКА (1989)
В этой картине производства США и Италии главную роль сыграл Кристофер Уокен (“Настоящая любовь”, “Охотник на оленей”), но помимо него в фильме задействованы Лоренс Фишбёрн (“Матрица”, “Таинственная река”), Уэсли Снайпс (“Блэйд”, “Разрушитель”) и Стив Бушеми (“Бешеные псы”, “Подпольная империя”). Сюжет разворачивается вокруг только что вышедшего из тюрьмы гангстера, что не только не собирается вести добропорядочную жизнь, а ещё и провозглашает себя королём города. Он объявляет войну местным авторитетам, дабы взять криминальный бизнес под свой контроль. Но сражаться придётся не только с мафией, но и с полицией.
На момент выхода критики не сильно тепло встретили эту ленту, но со временем она стала считаться классикой гангстерского кино. Сюжет не представляет собой ничего нового, но качество картины от этого не пострадало. Фильм очень атмосферный, чему способствует и сильный музыкальный лейтмотив. Стоит выделить и разнохарактерных, по-своему обаятельных персонажей, с образами которых отлично справляются приглашённые актёры. Конечно, отдельно нужно сказать про исполнителя главной роли. Благодаря харизме Уокена, ему часто дают роли гангстеров, но обычно они далеко не главные. Однако здесь роль позволяет ему раскрыться по полной, с чем он весьма успешно справляется. Ну и экшн в картине имеется, так что скучать не придётся. В общем, это чисто мафиозный фильм без каких либо примесей, так что рекомендую ценителям гангстерского кино.
ПУЛИ НАД БРОДВЕЕМ (1994)
Срежиссировал этот американский фильм Вуди Аллен, создавший “Энни Холл” и “Матч поинт”, а главные роли в нём исполнили Джон Кьюсак (“Воздушная тюрьма”, “1408”), Дайэнн Уист (“Я – Сэм”, “Наркокурьер”), Дженнифер Тилли (“Побег”, “Особняк с привидениями”) и Чазз Пальминтери (“Анализируй это”, “Беги без оглядки”). Молодой драматург пытается поставить свою пьесу. Для этого нужно финансирование, которым проект готов обеспечить известный гангстер. Правда, у него есть условие: главную роль должна играть его совершенно бездарная подружка.
Кто знаком с творчеством Вуди Аллена, тот знает, что его картины всегда пронизаны иронией и юмором. Это касается и его драматических фильмов, но сейчас рассматривается стопроцентная комедия. Да, юмора здесь действительно много, однако Аллен не ограничивается только им, он ставит определённые вопросы выбора перед человеком. И пусть гангстерский мир далеко не главная часть этой картины, а всё же нельзя не отметить этот мафиозный фон, на котором разворачивается основная сюжетная линия. Актёры подобраны очень грамотно, Тилли как будто создана для этой роли, а Пальминтери не привыкать играть мафиози. Эту ленту советую в первую очередь любителям комедий и тонкого острого юмора, а также почитателям Вуди Аллена.
ГЕРОЙ-ОДИНОЧКА (1996)
Американский фильм с Брюсом Уиллисом (“Крепкий орешек”, “Счастливое число Слевина”) в главной роли и уже упомянутым Кристофером Уокеном во второстепенной. Место действия: Америка времён сухого закона. Герой Уиллиса оказывается в маленьком техасском городке, где постоянно разбираются между собой две банды. Почему бы не сколотить на этой вражде деньжат, примкнув к одной из них? Разумеется, к той, которая больше заплатит этих самых деньжат.
На Кинопоиске в жанрах этой картины помимо боевика и криминала фигурирует ещё и слово вестерн. 30-е года, сухой закон, конечно ни о каком вестерне речь не идёт. Но всё из-за стилистики и атмосферы фильма. Локации и звуковое оформление действительно напоминают вестерн, хотя время действия и сюжет типичны именно для гангстерского кино. Если атмосфера и пустынный городок в качестве места действия очень напоминают ковбойские картины, то костюмы героев и их оружие уже вводят нас в мир мафии. Отдельно скажу и про персонажей. Здесь круты все, но, разумеется, Брюс самый крутой. Ему не привыкать и с этой задачей он отлично справляется. Его герой частенько доказывает свою крутость делом, так что перестрелок будет много. Сделаны они качественно, не дают скучать, да и вообще это полноценный боевик. Если интересны боевики про разборки мафиози, а так же ранний Брюс Уиллис, то обязательно гляньте этот фильм на досуге.
БРАТ ЯКУДЗЫ (2000)
Это кино производства Японии, Франции и Великобритании создал Такеши Китано (“Королевская битва”, “Затоiчи”). Он выступил в качестве человека оркестра, взяв на себя написание сценария, режиссуру и исполнение главной роли. Китано играет якудзу, что бежит из Японии в Америку, где сталкивается с местным криминальным миром и быстро наводит в нём свои порядки. Однако какой в итоге финал у этой истории?
Японские картины в принципе не для всех. В этой культуре есть своя эстетика, которую не каждый понимает и не каждому она близка. Но данный фильм, хоть ею тоже обладает, но разбавляется европейским укладом. Это выражается и в съёмке, и в игре актёров, да и в самой манере повествования. Конечно, сильно разбавляют всё происходящее и актёры. Китано всё тот же крутой японец, но второстепенные актёры в противовес ему играют привычно для массового зрителя. За счёт этого достигается нужный баланс в восприятии. Плюс в этой криминальной драме есть место и юмору. Это, конечно, не комедия, но чуть юморком серьёзный настрой фильма всё же разбавлен. Ещё отмечу атмосферный саундтрек. Короче, не все фильмы Такеши Китано смогут все смотреть, но это кино способно понравиться тем, кто просто любит качественные гангстерские картины.
КАРНАВАЛ БЕСЧЕСТИЯ (2006)
Пора заканчивать данную подборку, и сделаю я это фильмом, созданным в Южной Корее. Картина рассказывает историю мелкого гангстера. Он хороший парень в душе, но трудные семейные обстоятельства вынуждают его служить на побегушках у криминального авторитета и выполнять для него разные поручения, порою опасные и жестокие. В какой-то момент герой решает подняться по своей карьерной лестнице, а тут ещё любовь нахлынула, и друг кино снимает.
Да, в данной ленте есть любовная линия. И вроде она не на первом плане, но нельзя сказать, что она есть просто, чтобы быть. Всё же отношения с девушкой сильно влияют на нашего героя, как влияет на него и жестокий мир вокруг. Актёрская игра в картине на высоком уровне. Экшна не так много, но он яркий. Перестрелок не будет, но драки будут жёсткими, реалистичными, и при этом зрелищными. Есть, конечно, некая наивность в отношениях основного персонажа и его друга режиссёра, а также в становлении самого режиссёра, но это уже детали, на которые не все обратят внимание. В целом же это очень крепкая драма, которую я советую всем ценителям азиатского кино с уклоном в криминальные составляющие.
На этом пока всё. Ставьте лайк, если статья была интересна, пишите комментарии, если хотите что-то сказать, а так же обязательно подписывайтесь на канал! На нём уже довольно много контента о кино и то ли ещё будет!
Ссылка на первую подборку достойных неизвестных гангстерских фильмов:
Ссылка на третью подборку достойных неизвестных гангстерских фильмов:
П.С. Другие списки неизвестных хороших фильмов: