Найти тему
А имеет ли смысл?

Троцкий и украинский вопрос. Хотел ли Троцкий расчленения СССР? Часть 4.

Предыдущая часть статьи

В частности, Троцкий справедливо обвинял Сталина в отказе от борьбы за освобождение колоний, прямо указывая, что этот отказ служит интересам Британии и Франции:

Сталин и его клика ради союза с империалистскими правительствами полностью отказались от революционной программы освобождения колоний. Это открыто признал на последнем съезде сталинской партии в Москве, в марте этого года, Мануильский, один из вождей Коминтерна. "Коммунисты выдвигают - говорил он, - на первый план борьбу за осуществление права на самоопределение народов, порабощенных фашистскими государствами. Они требуют свободного самоопределения Австрии..., Судетской области..., Кореи, Формозы, Абиссинии..." А как же дело обстоит с Индией, Индо-Китаем, Алжиром и другими колониями Англии и Франции? На это представитель Коминтерна отвечает: "Коммунисты... требуют у империалистских правительств так называемых буржуазно-демократических государств немедленно (!) радикального (!!) улучшения материального положения трудящихся масс колоний, и представления колониям широких демократических прав и свобод". (Правда", N 70, 12 марта 1939 г.) Другими словами, в отношении колоний Англии и Франции Коминтерн полностью перешел на позицию Ганди и вообще соглашательской колониальной буржуазии. Коминтерн окончательно отказался от революционной борьбы за независимость Индии. Он "требует" (на коленях) "предоставления" Индии британским империализмом "демократических свобод". Особенно лживо и цинично звучат слова о "немедленном радикальном улучшении материального положения трудящихся масс колоний". Нынешний упадочный, гниющий, разлагающийся капитализм вынужден все более ухудшать положение рабочих в самой метрополии. Как же он может улучшить положение трудящихся в колониях, из которых он вынужден выжимать все соки, чтоб поддерживать свое собственное равновесие? Улучшение положения трудящихся масс в колониях возможно лишь путем полного низвержения империализма.
(Л.Д. Троцкий "Индия перед империалистской войной")

Далее Троцкий явно "наговорил себе на смертный приговор" (Более подробно я уже затрагивал эту тему в своей статье "Как Троцкому не дали открыть второй фронт против фашизма"):

Все вопросы мирного времени сохранят свою силу и во время войны, только получат неизмеримо более острое выражение. Прежде всего чрезвычайно возрастет эксплуатация колоний. Метрополии будут не только отнимать у колоний продовольствие и сырье, но и мобилизовать в огромных количествах колониальных рабов, чтобы те умирали на полях сражений за своих рабовладельцев. Тем временем колониальная буржуазия будет пристраиваться к военным поставкам, и разумеется, откажется от оппозиции во имя патриотизма и барышей. Ганди уже сейчас подготовляет почву для такой политики. "Надо терпеливо подождать конца войны, - будут твердить эти господа, - тогда Лондон вознаградит нас за оказанную нами помощь". На самом деле после войны империалисты, чтоб восстановить разрушения и опустошения, будут вдвое и втрое больше эксплуатировать трудящихся, как у себя дома, так и особенно, в колониях. В этих условиях не сможет быть и речи о новых социальных реформах в метрополии или о даровании свобод колониям. Двойные цепи рабства - таков будет неизбежный результат войны, если народные массы Индии будут следовать политике Ганди, сталинцев и их друзей.
...
Война может, однако, принести Индии, как и другим колониям, не двойное рабство, а, наоборот, полную свободу: условием, для этого является правильная революционная политика. Индусский народ должен с самого начала отделить свою судьбу от судьбы британского империализма. Угнетатели и угнетенные стоят по разные стороны траншей. Никакой помощи рабовладельцам! Наоборот, надо использовать те грандиозные затруднения, какие принесет с собой война всем правящим классам, чтоб нанести им смертельный удар. Так должны действовать угнетенные классы и угнетенные народы во всех странах, независимо от того, прикрываются ли господа империалисты демократическими или фашистскими масками.
(Л.Д. Троцкий "Индия перед империалистской войной")

Четвёртый Интернационал действительно имел все шансы стать авангардом в деле низвержения капиталистов в мировом масштабе, и как известно из истории, усилия Троцкого принесли свои плоды (пусть и ненадолго) во второй половине XX века:

В ряде колониальных и полуколониальных стран секции Четвертого Интернационала существуют уже и успешно развиваются. На первом месте среди них стоит несомненно наша секция во французском Индо-Китае, ведущая непримиримую борьбу против французского империализма и мистификаций "народного фронта". "Сталинские вожди - пишет газета сайгонских рабочих "Борьба", от 7-го апреля этого года - сделали еще один шаг на пути измены. Сбрасывая свои маски революционеров, они стали чемпионами империализма и открыто высказываются против освобождения угнетенных колониальных народов". Благодаря своей смелой революционной политике, сайгонские пролетарии, принадлежащие к Четвертому Интернационалу, на выборах в колониальный совет в апреле этого года одержали блестящую победу над блоком правительственной партии и сталинцев.
Такую же политику должны проводить и передовые рабочие британской Индии. Надо отбросить фальшивые надежды и оттолкнуть фальшивых друзей. Надо надеяться только на себя, на свои революционные силы. Борьба за национальную независимость, за самостоятельную индусскую республику, неразрывно связана с аграрной революцией, с национализацией банков и трестов и с рядом других экономических мер, которые должны поднять жизненный уровень страны и сделать трудящиеся массы хозяевами собственной судьбы. Выполнить эти задачи способен лишь пролетариат в союзе с крестьянством.
(Л.Д. Троцкий "Индия перед империалистской войной")

Возвращаясь к вопросу целостности СССР, нельзя не отметить последующую трансформацию взглядов Троцкого.

Вот как он отреагировал на события сентября 1939 года:

Мы не доверяем Кремлю никакой исторической миссии. Мы были и остаемся против захвата Кремлем новых областей. Мы - за независимость советской Украины и, если сами белорусы этого хотят, советской Белоруссии. В то же время в оккупированных Красной Армией частях Польши сторонники Четвертого Интернационала принимают самое решительное участие в экспроприации помещиков и капиталистов, в наделении крестьян землею, в создании советов и рабочих комитетов и пр. Они сохраняют при этом свою политическую самостоятельность, борются во время выборов в советы и заводские комитеты за полную их независимость от бюрократии, ведут революционную пропаганду в духе недоверия к Кремлю и его местной агентуре.
Представим, однако, что Гитлер поворачивает свое оружие на Восток и вторгается в области, занятые Красной Армией. В этих условиях сторонники Четвертого Интернационала, ни мало не меняя своего отношения к кремлевской олигархии, выдвинут на передний план, в качестве неотложной задачи данного момента, военный отпор Гитлеру. Рабочие скажут: "Мы не можем уступить Гитлеру свержение Сталина; это - наша задача". Во время военной борьбы с Гитлером революционные рабочие будут стараться войти с рядовыми бойцами Красной Армии в возможно тесные товарищеские отношения. Нанося вооруженной рукой удары Гитлеру, большевики-ленинцы будут в то же время вести революционную пропаганду против Сталина, подготовляя его низвержение на следующем, возможно близком этапе.
Такого рода "защита СССР" будет, разумеется, как небо от земли, отличаться от официальной защиты, которая ведется ныне под лозунгом: "за родину, за Сталина!" Наша защита СССР ведется под лозунгом: "за социализм, за международную революцию, против Сталина!"
(Л.Д. Троцкий "СССР в войне")

Безусловно, как бы Троцкий не пытался стать беспристрастным вождём Интернационала, на практике он показал свою верность СССР.

В этом свете весьма глупо выглядят современные попытки отождествить Троцкого с деятелями времён перестройки:

Необходимо формулировать наши лозунги так, чтоб рабочие ясно видели, что именно мы защищаем в СССР (государственную собственность и плановое хозяйство) и против чего мы беспощадно боремся (паразитическая бюрократия и ее Коминтерн). Ни на минуту не упускать из виду, что вопрос о низвержении советской бюрократии подчинен для нас вопросу о сохранении государственной собственности на средства производства в СССР; что вопрос о сохранении государственной собственности на средства производства в СССР подчинен для нас вопросу о международной пролетарской революции.
(Л.Д. Троцкий "СССР в войне")

Уже 18 октября 1939 года Троцкий занимает ещё более "радикальную" позицию в вопросе сохранения целостности СССР и заявляет следующее:

Но раз дело обстоит так, - заявляют некоторые товарищи, - уместно ли говорить о защите СССР и оккупированных областей? Не правильнее ли призвать рабочих и крестьян в обоих частях бывшей Польши восстать как против Гитлера, так и против Сталина? Разумеется, это очень привлекательно. Если б революция вспыхнула единовременно в Германии и в СССР, включая и вновь оккупированные области, это разрешило бы одним ударом многие вопросы. Но наша политика не может базироваться только на наиболее выгодной для нас, на самой счастливой комбинации обстоятельств. Вопрос стоит так: как быть, если Гитлер, прежде чем его сметет революция, нападет на Украину, прежде чем революция сметет Сталина? Будут ли сторонники Четвертого Интернационала в этом случае сражаться против войск Гитлера, как они в Испании сражались в рядах республиканских войск против Франко? Мы стоим полностью и целиком за независимую (от Гитлера, как и от Сталина) Советскую Украину. Но как быть, если, до достижения этой независимости, Гитлер попытается захватить Украину, находящуюся под господством сталинской бюрократии? Четвертый Интернационал отвечает: мы будем защищать эту закабаленную Сталиным Украину против Гитлера.
(Л.Д. Троцкий "Еще и еще раз о природе СССР")

Более того, Троцкий настаивал на необходимости защиты СССР пролетариатом всех стран, независимо от того, в чьих руках находится власть в СССР:

Четвертый Интернационал установил незыблемо, что во всех империалистских странах, независимо от того, находятся ли они в союзе с СССР или во враждебном ей лагере, пролетарские партии должны во время войны развивать классовую борьбу с целью захвата власти. Вместе с тем, пролетариат империалистских стран должен не упускать из виду интересов обороны СССР (или колониальных революций) и, в случае действительной необходимости, прибегать к самым решительным действиям, например, стачкам, актам саботажа и пр. Группировка держав с того времени, когда Четвертый Интернационал формулировал эту директиву, радикально изменилась, но сама директива сохраняет свою силу. Если бы Англия и Франция угрожали завтра Ленинграду или Москве, то и британские и французские рабочие должны были бы принять самые решительные меры к тому, чтоб воспрепятствовать посылке солдат и боевых припасов. Наоборот, если б Гитлер оказался логикой положения вынужден посылать Сталину боеприпасы, то у немецких рабочих не было бы никакого основания прибегать в этом конкретном случае к стачке или саботажу. Никто надеюсь, не предложит никакого другого решения.
(Л.Д. Троцкий "Еще и еще раз о природе СССР")

Троцкий пришёл к однозначному выводу, что существуют только два пути: коммунизм и фашизм. Третьей альтернативы нет:

Марксисты несчетное число раз формулировали альтернативу: либо социализм, либо возврат к варварству. После итальянского "опыта" мы тысячи раз повторяли: либо коммунизм либо фашизм.
(Л.Д. Троцкий "Еще и еще раз о природе СССР")

Продолжение следует...