Сразу обозначу, что на свой кусочек хлеба с маслом зарабатываю я исключительно репетиторством, потому как труд жены, матери и домохозяйки, так получилось, у меня сугубо на волонтёрских началах.
Итак, никогда этой темой не интересовалась, а тут что-то занесло ветром Интернета в разные статьи, где пишут и репетиторы о своем нелегком труде, и родители о поисках и разорениях на тех самых репетиторов. Интересно было, познавательно и, надо признать, неожиданно. Я своих коллег не знаю от слова совсем, на форумах специализированных не сидела, лично знаю только бывшего воспитателя старшей, которая после основной работы ещё математику преподаёт. Совершенно чудесная женщина, добрейшей души человек!
В общем, оказывается, репетиторство совершенно неблагодарный труд. Денег много не заработаешь, ученики болеют, уходят, родители недовольные, странные. Мотаться приходится, опять же. Дети разные бывают - одни умнички старательные, а кто-то же и нахамить может, и лодырь, и лентяй. Родители тоже недовольны, за что только деньги иногда платят - полгода ребёнок отзанимался, а в голове как свистело, так и свистит.
Я вот знаете почему во всяких сообществах специальных не отмечаюсь? Стыдно мне. Как есть говорю, стыдно. Образование у меня хоть и педагогическое, но отнюдь не по профилю работы. И в школе я не работала. Я вообще никогда ни на кого не работала, у меня даже трудовой нет. А ещё я не очень шарю в методологии преподавания. Говорят, нужно план обучения на каждого ребёнка писать индивидуальный. Так правильно и даёт представление о сроках и прогрессе обучения. Меня такое в пот и краску вгоняет, потому как подход к обучению у меня чисто утилитарный - ребёнок должен научится читать, писать, выучить определённые грамматические правила и научиться их применять на изученном лексическом материале. Я себе и нашла программу, на выходе из которой получаю ребёнка, освоившего всё выше перечисленное. Разница только в скорости освоения, так индивидуальные особенности, как и способности, никто не отменял. Но рано или поздно ребёнок "доедет" до конца, это я точно могу пообещать.
О чем там ещё в сообществах говориться... О подходах. Есть модные нынче подходы. В каждой рекламе образовательного центра пишут, что у них учат с применением коммуникативного подхода. Хорошая штука, отвечаю. Знаете, как у нас в школе было, учительница английского, земля ей пухом, очень любила кроссворды разгадывать. И вот приходит она к нам на урок, спросит домашнее задание, пересказ, упражнения, а потом и говорит: "А теперь составляем диалоги на заданные темы". Ну мы и рады, разобьемся на пары-тройки, декорации даже на доске рисовали, и давай шпрехать бодренько так, такие сценки разыгрывали, что сами хохотали. А учительница из-под журнала школьного журнальчик с кроссвордами достанет и наслаждается. Так и научись мы с коммуникативным подходом. Но что-то мне подсказывает, что не так оно по-правильному, а иначе как-то... В общем, не владею я коммуникативным подходом, стыдно...
Репетиторы должны знать новые современные программы. Я честно подписана на один телеграмм канал, где почти каждый день публикуют разные учебники - бери и качай на здоровье, изучай. Я скачала, штук пять, наверное, может, десять. Один вот взяла в работу попробовать. Пока рано выводы делать, но парнишка работает, даже получаться что-то стало. А из остальных у меня какой-то вывод нерадостный, что трудно детям и скучно. Видимо, их всё-таки для взрослых студентов пишут, а не для таких как мои. Так что не фанат я новейших программ, ищу по отзывам проверенные и эксперименты на детях ставлю, зайдёт или не зайдёт. Точно знаю, нормальный репетитор так не сделает, у него всегда в запасе есть несколько апробированных программ, которые он под каждого ученика тасует как колоду карт. А меня одна только апробированная, и те дети, кто из неё уже вырос, идут мне на эксперименты.
Настоящие репетиторы имеют сертификаты и ходят на обучения. Ох... Пошла я тут на обучение. И опять не по профилю, как назло. На нейроразвивающее консультирование меня потянуло. Не получается у меня добраться до него, там лекции по три-пять часов, а я или работаю, или "не работаю" на невидимом женском фронте, потому что гастрит и холецистит сами себя не вылечат, тут еда нужна, и не пельмени. Или порядок в доме, ну про уборку я уже писала...
Есть у меня мечта - сертификат международного образца. Чтобы вот в рамочку вставить и на видное место повесить. Только обойдётся мне это "рамочка" в штук сорок косарей, если не больше. Мне бы кровать сейчас купить. Потом детям подарки на Новый год, потом унитаз хочу безободковый (а он, знаете ли, не хухры-мухры, а 25 тысяч стоит), на отпуск отложить надо, а то летом будет мучительно больно от невозможности мотнуться хоть куда-нибудь, хоть на сколько-нибудь. Я вообще только последние два года в отпуск ездить начала, до этого десять лет прикованная безденежьем сидела - грустно это. В общем, мечта пусть пока побудет мечтой, а мне пусть будет совестно.
Теперь давайте со стороны родителей посмотрим, и тут всего два пункта - оценки в школе и домашнее задание. Я вообще так-то не первый год работаю, и опыт, который сын ошибок трудных, какой-никакой имеется. Домашнее задание я на занятиях делаю только своё собственное. Был у меня парнишка один (впрочем он и сейчас есть, всё такой же очаровательный хулиган и рыбка Дори) с которым мы занимались поддержкой его школьной программы, по-простому дз делали и темы в школе непонятные разбирали. Сначала он просто у меня домашнее задание делал, потом я стала просить, чтобы он его заранее делал, а мне на проверку приносил. И тут посыпалось "не успел-волейбол-футбол-не понял вот вообще ничего". Сдалась я, когда он мне на полях тетрадки начал слово неприличное писать вместо того, чтобы задание выполнять. Тут я озверела, маме позвонила и сказала, что больше я к школе отношения иметь не хочу и давайте вы домашку без меня там как-нибудь выполните, а его на программу толковую поставлю, а то ведь балбес растёт. С тех пор только иногда спрашиваю, что за семестр выходит, ну и могу чисто из праздного любопытства поинтересоваться, какую тему в школе проходят, вдруг с моей совпадает.
У меня у самой школьница растёт, я с самого её первого класса условие поставила - что-то непонятное объясню без проблем, но домашнее задание дают тебе, а не мне. Бывает, и тройки приносит, как же без них. Только и я в школе была вообще не отличницей, что не помешало мне сгрызть свой гранитный научный обломок вполне успешно. Правда уже не в школе, а в институте.
Вернёмся к нашим барашкам, то бишь ученикам и школе. С их третьего класса раз в семестр я толкаю перед ними речь о личной ответственности. Что все их занятия находятся под их личным контролем и должны быть продиктованы исключительно внутренним желанием и стремлением. И для тех, кто выполнил дз, у меня есть классные наклеечки, а лодырям и тунеядцем наклеек не положено)) Ещё говорю им о личных границах и любви к себе, о будущем, которого никто не знает, и о настоящем, которое здесь и сейчас. Об уважении говорю. О несправедливости. Потому что сама училась в школе и помню, как оно там иногда бывает. Честно, не помогает) Но кто-то же должен детям об этом рассказывать. Может, потом вспомнят и применят. А родителям иногда говорю, что домашнее задание дают детям, а не родителям, и что оценка не всегда за знание ставится, а может и за поведение. Ну и что мозг не жёсткий диск, туда флешку не вставишь и не закачаешь нужную информацию. Только медленное и плавное взращивание посаженных семян знаний. Иногда и заморозок случится, и почва, что уж лукавить, не всегда плодородная, но терпение и труд, как говориться.
Чему учат эти репетиторы?.. Не знаю, я такой себе репетитор. Учу детей читать, писать, самостоятельности, грамматике, немножко мечтать, немножко уважать, немножко думать. Сказки не читаю, про жизнь могу рассказать. И вообще, считаю, что самое важное, это научить человека учиться и трудиться, гореть чём-то в этой жизни, стремиться. А остальное и само подтянется.
#репетитор #мысливслух #учебавшколе #дети