Найти тему
Андрей Песоцкий

Либерарианство в косоворотке

В замечательной книжной лавке "Листва" по-прежнему озадачивает наличие солидных полок по либертарианской литературе. А ведь можно было бы поместить книги по истории русских артелей, но их замечено не было - русский национализм по-прежнему смешивают с идеями неограниченной рыночной экономики и крайнего индивидуализма. Противоестественный синтез.

Две моды, на новый национализм в пиджаках и косоворотках, и на крайний капитализм сплелись несколько лет назад, да так и распутаться не могут, даже в грохочущем 2022 году, когда, казалось бы, частное должно уступать место общественному, коллективному. Уже и Светов перешёл на антироссийские позиции, но полки для любителей Мизеса и Фридмена по-прежнему стоят в самом центре модного магазина для русских интеллектуалов. А вот других книг по экономике в "Листве" - нет, или лежат где-то бессистемно, случайно, по углам.

Если мы мыслим Россию как Империю, как центр русской цивилизации, а мы мыслим именно таким образом, то современные либертарианцы - прямые идеологические враги. Границы, история, народ, культура - пустые слова перед неограниченной свободой, провозглашаемой ими. И если классические либералы (Джон Локк) совмещали свободу с религиозной традицией, с моралью, то в нынешние времена от этих аспектов идеологии всяческие минархисты избавляются, ставя во главу угла лишь экономические и политические вольности.

Сторонник "минимального государства" - за свободную миграцию, за неограниченное движение капиталов, за глобализацию (однополярный мир), за возможность выхода территорий из состава России. Соответственно, в этой система благо - и кипрский офшор, уводящий деньги из РФ, и, обратная сторона - орды азиатов, готовых на полурабский капиталистический труд за гроши. Это ж не русский национализм, а нечто обратное получается.

Характерно, что практически все идеологи либертарианства, в различных версиях, - жили и работали в США или Великобритании. Проблема здесь не в том, что "англичанка гадит", а в том, что идеи независимого суда или минимального налогообложения относительно неплохо монтировались в стране-лидере, в центре капиталистической гегемонии. Чем дальше от центра в периферию и полупериферию, тем хуже с Мизесом и Хайеком.

Андрей Песоцкий