Maserati Quattroporte дебютировал на Парижском автосалоне 1974 года и стал самым неоднозначным и непопулярным среди фанатов марки за всё время существования модели, поскольку не став по-настоящему представительской моделью - потерял и ореол спортивности.
Quattroporte AM123 планировался как альтернатива не пошедшему в серию седану с индексом AM121, и как первый автомобиль Maserati разработанный в тесном сотрудничестве с Citroën.
Дело в том, что французский автопроизводитель купил Maserati в 1968 году, но Quattroporte (как АМ121, так и АМ123) появился в трудное время в автомобильной промышленности – в период тотальной экономии и нефтяного кризиса.
И таким образом, Citroën пытался максимально упростить и унифицировать будущий седан для сокращения затрат – что вылилось в постройку прототипа на удлинённом шасси переднеприводного купе Citroën SM.
У французского купе Maserati позаимствовал двигатель, автоматическую 3-х ступенчатую коробку передач (либо 5-ти ступенчатую «механику), гидропневматическую подвеску и некоторые другие элементы конструкции.
Переднеприводная компоновка и скромный 3,0-литровый двигатель V6 на базе двигателя Citroën SM не привлекли много клиентов, привыкших к более крупным моторам.
Его 207 л.с. и 255 Нм хватало лишь для набора "максималки" в 200 км/ч, и разгона до "сотни" примерно за 9 с небольшим секунд, что не впечатляло привередливых потенциальных покупателей.
Citroën понял это, поэтому уже к концу 1974 года они предложили Maserati разработать новый V8, либо установить существующий от модели Tipo 107 (что оказалось плохой идеей).
По итогу, новый двигатель V8 мощностью 280 л.с. был установлен на Citroën SM для испытаний. Однако банкротство французского гиганта и последующий «развод» с Maserati положили конец этой программе в 1975 году.
Итак, первый прототип был построен в 1974 году. Нефтяной кризис 1973 года и плачевное финансовое положение Citroën помешали Maserati получить европейскую сертификацию.
Производство началось только в 1976 году – каждый Quattroporte строился под заказ и продавался в тех странах, где данное одобрение (аналог ОТТС) не требовалось: Саудовская Аравия, Катар, Испания. По итогу лишь 12 серийных автомобилей были построены с 1976 по 1978 год, хотя кузовов было выпущено немного больше.
AM123 стал памятником тщетным попыткам новых хозяев сделать из итальянского породистого рысака (каким в полной мере был Tipo 107) – покладистую французскую лошадку.
Что ещё почитать:
"Влияние Citroën SM на модельный ряд Maserati"
"Maserati Merak – предполагаемый конкурент Porsche 911"
"Maserati Quattroporte II (AM123) – новые подробности"