Итак – вы человек пишущий, пишущий хорошо или даже лучше, чем хорошо. У вас есть, чем поделиться с читателями в жанре художественной литературы. Будем рассматривать проект с изданием книги в возможно более общем случае, не особенно углубляясь в конкретику. Так статья может быть полезна максимально большому количеству авторов.
1. У вас есть готовый, отредактированный текст. Забудьте, что вы автор. Отныне вы коммерсант, деляга. Посетите большой магазин книготорговли и убедитесь, что книги по вашей теме редкость или таких вообще нет. Это скажет об отсутствии или небольшой конкуренции. Вам это ничем не поможет при реализации проекта, но вы хотя бы будете иметь отправную точку для начала продвижения. Если же книг по вашей теме множество и конкуренция обильна, то и это никак не повлияет на проект. Вам просто нужна стартовая точка, точка опоры.
2. Никак не влияет на проект издания актуальность темы, её новизна или оригинальное прочтение. Есть, конечно, примеры удачных, хайповых книг, но поверьте автору со стажем – при детальном анализе такой успех обеспечивался далеко не только за счёт актуальности.
3. Вам понадобятся обложка, переплёт и аннотация. Обложку можно заказать в электронном издательстве, это доступнее всего, там же решится вопрос с переплётом. Клееный дешевле, шитый дороже. Аннотацию просите сработать редактора. Если она вас не устроит по деньгам или по содержанию – я, к примеру, забраковал аннотацию от профессионального, как он себя подавал, редактора, кой слишком часто употреблял оборот «автор пытается», что мало смешно и школярски, так ещё и неверно в принципе – пишите сами. Вы не глупее редактора, а к его услугам прибегаете по причине замыленного взгляда, когда автор пропускает элементарные логические ошибки, как Чехов, у которого таких блох легко можно найти в первых рассказах. Интересно, что за сто лет их так и не удалили.
Если вам кажется, что над обложкой, переплётом и аннотацией надо тщательнее работать, так как они первыми воздействуют на читателя, то на здоровье.
Как читатель, я помню всего одну книгу, которая привлекла меня названием, причём даже не самой книги, а первой главы. Обложка отсутствовала вовсе! Это был учебник гинекологии.
Со всеми прочими книгами я знакомился, игнорируя название, а только открывая наугад страницы и прочитывая отдельные абзацы. Это намного вернее аннотации, не так ли?
Читатели, угодить которым по их собственным уверениях стараются издатель и автор, никогда не знают, чего хотят. Нарочно наблюдал за поведением читателей в книжном магазине. Они подобны рыбам в садке. Такие же снулые и безразличные.
Хорошо, я для вас не авторитет. Поспрашивайте продавщиц в книжном. И вам скажут, что посетители это плохо организованная масса без целей, идей, а часто даже и финансов. Половина заходит погреться, если на улице холодно, или остыть, если жара. Никто и никогда в реальности не видел читателя, который, едва дождавшись открытия, в ажиотаже влетает в зал с криком – Где здесь двухтомник писателя Молохова «Тонны жмыха»? Дайте восемь экземпляров! –
Не верьте критикам и издателям, которые, якобы, постигли все тонкости маркетинга и хорошо ведают о потребностях читающей публики… Читатели никогда не знают, чего хотят. Ими манипулируют. Но это тема другой статьи.
4. Считается, что успех книги зависит он названия. Можете думать, что это и правда, так. На самом деле это не название рождает успех, а успех делает название громким и запоминающимся. Название всего только слово или словосочетание. Лучше, конечно, когда оно благозвучно и отражает суть текста.
Но автор и издатель упорно бьются над названием, за название и за каждую букву названия, путая причину и следствие. Автор делает это по уверению издателя, якобы более опытного в деле и идёт на поводу, а издатель набивает себе цену, ибо сам писать не умеет. Автора всегда стараются низвести любыми приёмами до максимально мусорного уровня, сбивая, таким образом, отчисления. Автор и издатель это вообще отдельная тема, очень обширная, включает в себя законодательства разных стран, пути их обхода и грамотного применения, приёмы достижения психологического лидерства, а так же опыт немецких концлагерей времён второй мировой. Автор и издатель могут быть как антагонистами, так и сиамскими близнецами. Последнее практикуется чаще, чем это можно себе представить. Близнецы вам, понятное дело, об этом ни слова не скажут.
5. Задумайтесь о сбыте. Особенно, если вы издаётесь в электронном издательстве. Предложат услугу реализации. Тут вы поймёте, что ничего не сможете заработать на тех крохах, которые вам предлагают. И это неизбежно. Заработать стороннему автору, что в бумажном издательстве, что в электронном, никак не получится. Но в электронном, как правило, присваивают ISBN бонусом. В бумажном издательстве с вас слупят немного за эту позицию. Сбыт для стороннего автора в обоих случаях это забота самого автора, читай - коммерсанта с текстом. Вы можете проплатить рекламную компанию, но помните, результат её ничем не гарантирован. Вы запросто можете вложить 100 000 рублей, а книг реализовать на 2 000 рублей. И это будут ваши проблемы. Ибо никто и не обещал продаж, обещали только рекламу.
Есть обходной манёвр. Вы покупаете через любых представителей собственную книгу на 100 000 рублей, но выдаёте это за колоссальный спрос читателей. В этом случае у вас на руках окажется гора своих книг, которые можно пустить в продажу по второму кругу, если правильно оформить малое предпринимательство. Правда, мне неизвестны авторы, добившиеся популярности таким образом. Но способ есть.
6. Лучше всего продается книга, автор которой повеsился, застrеlился, утоnул в мазуте или пroпал без вести хоть ненадолго. Последним способом, например, воспользовалась пишущая домохозяйка из Англии, известная теперь как Агата Кристи. Я никого ни к чему не призываю, а только констатирую факт. Любая сенсация будет способствовать продажам. В ассортименте - смело заводите публично себе четвёртую любоvницу, укажите в аннотации о своём прошлом киlleра в Гонконге или хоть сообщите читателям, что вы инвalид-колясочник, умиraющий от онкоloгии. И ваш роман «Стальной батон» будет иметь оглушительный успех! Скорее всего.
7. Изучите популярные книги в сети и постарайтесь прицепить к известной книге свою. Тут, как ни странно, поможет название. Но совсем не в том смысле, который ему придаёт заскорузлый издатель. Допустим, в лидерах у поисковика роман « Волна и мир» Леона Тонкого. Если вы назовёте своё «Волан и мы», «Веган и мыло», «Вован и маг» «Вол и лира», либо ещё как-то созвучно, то поисковик будет выдавать ваше произведение в подборке выдачи намного чаще. А если вы и псевдоним возьмёте похожий, то ожидаемый успех на выдаче будет ещё выше. Этот приём применялся довольно успешно создателями Тани Троттер по аналогии с Гарри Поттером. Избегайте только слишком явного сходства, иначе можете получить преследование по суду, даже американской или английской юрисдикции, за нарушение авторских прав.
8. Бонус для дочитавших до этого места.
Особый приём для избежания проблем с авторским правом в случае похожести сюжета, названия, или псевдонима автора. Назовите своё произведение пародией. Можете обозначить это самым мелким шрифтом в аннотации. Пусть даже присутствует явный плагиат, ни один суд не докажет, что это не пародия. Ибо определение пародии настолько расплывчато, что так можно назвать практически любую ересь, хоть как–то соотносящуюся с оригиналом. А для публикации пародии не требуется разрешение правообладателя.
Так что дерзайте!