Являются ли игры произведениями современного искусства? Можно ли поставить игры на один уровень с литературой, живописью, кино и театром? Ответы на данные вопросы неочевидны. Для начала стоит разобраться в том, что можно отнести к произведениям искусства и что такое искусство в целом.
Искусство — это способ понимания и отображения действительности путем создания особого продукта — произведений, способных вызвать эмоциональный отклик у людей. Наряду с наукой, искусство используется человечеством для правильного восприятия и осмысления окружающего мира.
Важнейшая функция искусства заключается в удовлетворении двух духовных потребностей человека: любви к прекрасному и желании получать эстетическое удовольствие. Не стоит путать искусство с ремеслом, главная цель которого заключается создании предметов с доминирующей прикладной ценностью, а искусство – с художественной. Рассматривая игры как искусство, можно использовать понятия, описанные выше для понимания того, можно ли ту или иную игру отнести к произведениям искусства. Например, Fallout 1, 2 – искусство. Инновационный на то время геймплей, уникальный сеттинг сделали эти игры культовыми.
Fallout 76 – ремесло, произведенное исключительно в коммерческих целях.
Серия игр Bioshock – искусство, это произведение, представляющее собой высказывание Кена Левина на тему утопии и антиутопии, вдохновлено философией объективизма Айн Рэнд.
Список можно продолжать бесконечно, разбирая каждую игру по полочкам, находя скрытые смыслы и философию. Я же хочу поделиться с вами подборкой игр, которые можно отнести к произведениям современного искусства.
- Valiant Hearts: The Great War
Как мы видим игры о войне? Всем сразу придет в голову ураганный шутер, где мы уничтожаем врагов словно мишени в тире. А что, если показать войну в жанре приключенческого квеста-платформера в мультяшном стиле? Да и еще про первую мировую войну, которые затрагивали немногие? Рискованно? Однако Ubisoft Montpellier не испугалась и выдала прекраснейшую игру, позволяющая в таком жанре и стиле передать все ужасы войны, рассказать несколько душевных историй обычных людей, совмещая все это с интересным геймплеем и повествованием. Уникальный стиль игры предает ей некую индивидуальность, а решение не озвучивать персонажей, а подавать диалоги в виде заставок, текстов, писем и дневников подчеркивает авторское видение разработчиков. Эта игра расскажет нам много нового о событиях первой мировой войны, которые мы уже забыли вместе с другими уроками истории, но разработчики помогут нам вспомнить, ведь они - прекрасные рассказчики.
2. Spec Ops: The line
При первом ознакомлении данного проекта от студии Yager никому и в голову не придет об искусстве. С виду обычный шутер от третьего лица, где ты выносишь пачками врагов и движешься от точки А до точки Б. Однако если копнуть глубже, то можно разглядеть много философских тем, которая затрагивает игра. Тяжелые моральные выборы стоят перед героями, некоторые проблемы нельзя решить не заморав руки, игроку приходится решать: поддаться эмоциям или поступить правильно. Оставаться ли в рамках своих представлений о морали или же уступить порыву и наломать дров? Эти моменты и отличают игру от других шутеров, которые превратились в откровенный тир. А концовка этой игры просто взорвет ваш мозг.
3. Дилогия The Last of Us
Игр про зомби или других похожих существ очень много. Что интереснее всего делать в таких игра? Конечно, рубить зомби, причем всеми возможными способами. Может быть это и может оттолкнуть игроков от прохождения этой серии игр от студии Naughty Dog. Однако зомби (или просто-зараженные, инфицированные) - это просто элемент для продвижения главных героев по сюжету. Главные в этой игре - люди, которые подстраиваются по этот суровый, зараженный мир. Как они живут в таком мире? О чем мечтают и чего боятся? Ответов на такие глобальные вопросы не будет. Это история - личная, человеческая, очень простая с точки зрения мотивации, но сложная по своей сути. Моральные дилеммы встречаются на протяжении двух частей игры. Даже убийства врагов дается тяжело. Каждый персонаж живой, у каждого героя, встречающегося вам на пути своя история, своя дорога, и не каждый сможет дойти до конца. Все эти сопереживания, моральные дилеммы заставляют игрока окунуться в эту жуткую и взрослую, но вместе с этим трогательную историю о людях, которым приходится выживать в мертвом, однако чертовски живом мире, который их ненавидит.
4. Grim Fandango
Одному из самых известных проектов студии LucasArts в этом году исполняется 24 года, и это может вызвать желание не играть в этот бесспорный шедевр, однако не так давно был выпущен ремастер, и это является весомым поводом поиграть. Так о чем же эта игра, и что в ней такого уникального? Игра повествует о вымышленной корпорации, которая выступает "турагенством" для тех кто умер, и турагенты, за одного из которого мы играем, выезжают за клиентами и решают - забрать ли их душу или отправить в рай. В одну из таких клиенток и влюбляется главный герой игры. Эта игра наполнена философскими мыслями о теме смерти, о собственном отношении к жизни. К тому же, помимо философских тем, игра имеет потрясающий визуальный стиль. Игра выглядит как нуарные фильмы середины XX века, все одеты в одежду той эпохи, корпорация пропитана коррупцией, а главный герой идет против системы. Все это выделяют данный проект по сравнению с остальными играми тех лет.
5. Psychonauts
Еще одно творение студии LucasArts рассказывает о специальных агентах - психонавтах, которые с легкостью могу внедриться в любое сознание. Казалось бы, такая концепция - рай для дизайнера, бери и твори все, что хочешь. Однако игр с такой концепцией мало встретишь (если только American McGee's Alice), и в этом заключается уникальность данной игры - ее уникальное авторское видение. Каждый уровень - это отдельный, новый мир, со своими особенностями, а соответственно и новый геймплей, новые механики. В этой игре уникально все, даже главное меню игры, выполненное в виде большого мозга, на макушке которого стоит главный герой. Название с приставкой "пси" говорит само за себя, это однозначно одна из самых безбашенных и уникальных игр.
В заключении хотелось бы привести цитату немецкого драматурга Бертольта Брехта, которая как нельзя кстати подходит к видеоиграм:
Безошибочный признак того, что что-то не является искусством или кто-то не понимает искусства,- это скука... Искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие.