Фильм «Вечная весна» получает признание, вопреки вмешательству коммунистического правительства Китая
Анимационный документальный фильм режиссёра Джейсона Лофтуса «Вечная весна» показывает, что может произойти, когда свобода слова, собраний и убеждений отсутствуют».
Премьера фильма состоялась на фестивале документальных фильмов в Салониках 15 марта 2022 года. «Вечная весна» получил две главные награды после премьерного показа в Северной Америке на фестивале документальных фильмов Hot Docs, 8 мая.
Успех этого фильма и его влияние на аудиторию, являются свидетельством непоколебимой решимости Лофтуса продолжать кинопроизводство, несмотря на угрозы и запугивания со стороны китайских властей во время съёмок фильма.
В связи с премьерой фильма в США на Нью-Йоркском кинофестивале Human Rights Watch 23 и 24 мая, онлайн трансляцией 20 — 27 мая, а также показами на пяти других фестивалях по всей территории Соединенных Штатов в течение следующих четырёх недель (см. Места и даты ниже), мы обратились к Лофтусу с вопросами. Нам хотелось узнать больше о его мотивации создания фильма, помехах, с которыми он столкнулся во время его производства, и об откликах зрителей во время первых нескольких фестивальных показов фильма по всему миру.
Анимационный документальный фильм «Вечная весна», который 8 мая получил приз зрительских симпатий Hot Docs и приз зрительских симпатий Роджерса за лучший канадский полнометражный фильм, наряду с документальным расследованием Лофтуса «Не задавай вопросов» 2020 года, станет занозой в боку Коммунистической партии Китая (КПК). Оба фильма исследуют тему религиозных преследований в Китае, а именно: преследование Фалуньгун , медитативной практики, основанной на традиционных китайских системах ценностей и на базе принципов Истина, Доброта, Терпение.
В нашем интервью ниже Лофтус рассказывает о том, что он работал над производством двух фильмов одновременно, когда китайские власти дали ему понять, что знают о его планах.
Будучи лауреатом премии Peabody Awards и четырёхкратным номинантом на Канадскую кинопремию, Лофтус владеет компанией Lofty Sky Entertainment и её дочерней компанией Lofty Sky Pictures, производящей художественные фильмы, телесериалы, игры и приложения. «Вечная весна» — его второй полнометражный документальный фильм в качестве продюсера/режиссёра.
Режиссёрский дебютный документальный фильм Лофтуса «Не задавай вопросов» был расследованием заговора китайского правительства, связанного с инсценировкой публичного самоубийства в 2001 году, целью которого было возложить вину на Фалуньгун и оправдать преследование веры. Фильм демонстрирует смертоносную силу средств массовой информации под авторитарным контролем. Это тема, к которой многие на Западе теперь могут сформировать своё отношение с учётом нынешней обстановки в мире.
Последующий документальный фильм «Вечная весна» далее исследует проблему авторитарного правительства и контроля над СМИ, а также этот фильм о том, что многие из нас сочли бы невероятно смелыми действия, предпринятые в попытке освободиться от такого сильного давления.
Анимационный фильм рассказывает правдивую историю группы последователей Фалуньгун, которым в 2002 году удалось захватить трансляцию государственного телевидения Китая, чтобы противостоять рассказу КПК об их учении. Это волнующая и вдохновляющая история о неповиновении и решимости защищать свободу вероисповедания перед лицом жестоких, смертоносных репрессий.
В разгар полицейских рейдов, последовавших за этим беспрецедентным, дерзким захватом телевизионного сигнала, иллюстратор комиксов Дасюн («Лига справедливости», «Звездные войны»), будучи последователем Фалуньгун, бежал из своего родного города Чанчунь (по-китайски 長春 вечная весна). В конце концов он был арестован в 2008 году, потому что его искусство оскорбило КПК, и впоследствии он эмигрировал в Нью-Йорк.
Фильм рассказывает о личном путешествии Дасюна — его воспоминаниях об угоне самолёта television airways и последствиях. Его искусство легло в основу и послужило источником вдохновения для 3D-анимации фильма.
Интервью с режиссером Джейсоном Лофтусом
— После вашего документального расследования «Не задавайте вопросов», почему вы сочли необходимым продолжить изучение проблемы преследования Фалуньгун в последующем фильме «Вечная весна»?
Джейсон Лофтус: Мне посчастливилось познакомиться с парой замечательных историй. Как режиссёр, я хочу что-то добавить к обсуждению этой темы, поэтому искал истории, которые отображают что-то уникальное или замечательное в отношении человеческого духа или раскрывают что-то подобное о положении вещей в мире.
К сожалению, Фалуньгун плохо изучен, как и бедственное положение его последователей в Китае. И как следствие, есть несколько удивительных историй, которые можно рассказать. Они затрагивают универсальные темы, которые касаются и волнуют всех нас. Я надеюсь, что благодаря этим двум фильмам о Фалуньгун можно будет лучше понять то, что группа практикующих пережила в Китае.
— Что больше всего тронуло вас или произвело на вас впечатление во время работы над этим фильмом?
Джейсон Лофтус: В этой истории рассказывается о больших потерях, но я был поражён духом надежды, который, вопреки тяжёлым обстоятельствам, казалось, пронизывает большинство сюжетов фильма.
— Как темы «Вечной весны» связаны со всеми нами?
Джейсон Лофтус: Я думаю, мы все уважаем того, кто говорит правду власти, даже если ставки невысоки. Стремление к свободе и стремление к истине универсальны. «Вечная весна» показывает к каким крайним последствиям может привести ситуация, когда отсутствуют свобода слова, собраний и убеждений, и насколько разрушительным это может быть. Это также вдохновляющая история о том, на что способны люди, чтобы открыто выступить перед лицом несправедливости.
Интересно, что этим событиям уже 20 лет, но я постоянно слышу от зрителей, что они считают фильм чрезвычайно своевременным, и что это то, что нужно прямо сейчас. Мы видим сегодня, что происходящие в мире зверства и несправедливости во многих случаях были бы невозможны без создания и поддержания ложной информации. Это информация, которая рисует группу людей как вредную, плохую или каким-то образом заслуживающую любых противоправных действий, предпринимаемых против неё.
Мы можем подумать, что это звучит экстремально, когда кто-то рискует своей свободой и даже жизнью, чтобы противостоять информации государственных СМИ. Но когда вы осознаёте роль, которую дезинформация может сыграть в разжигании ненависти и жестокости, то понимаете, что в этом поступке есть жертвенность и благородство.
— Во время работы над этим фильмом вы получали угрозы и вмешательство со стороны китайских властей. Можете ли вы рассказать нам об этом? Как вы отреагировали и знали ли, что может произойти?
Джейсон Лофтус: Когда начал работать над этим фильмом (и другим связанным с ним документальным фильмом «Не задавай вопросов»), я был продюсером видеоигры, которую издавала Tencent, крупная медиа-компания в Китае. Игра уже тогда, как и требуется, была одобрена цензорами в двух министерствах китайского правительства.
Мы брали интервью у людей для обоих фильмов, и стали распространяться слухи о нашей работе. Затем, как раз в разгар запуска игры, наше название таинственным образом исчезло с витрины магазина Tencent. Через несколько дней стало ясно, что это не техническая проблема, и когда нам позвонил наш представитель, я сделал запись.
Мне прямо сказали, что китайское правительство связалось с Tencent и сказало им, что они должны разорвать связи с моей компанией. Они сказали, что не было проблем с самой игрой. Мой представитель спросил, была ли моя команда вовлечена во что-то, «не согласованное с руководством правительства»? Tencent подчинилась давлению правительства. Я включил эту запись в свой первый фильм, который должен был выйти в 2020 году.
Я, конечно, знал о деликатности вопроса прав человека в Китае и, в частности, о Фалуньгун. Мы брали интервью у журналистов для программы «Не задавай вопросов», которые были обеспокоены участием в записи именно из-за опасений репрессий со стороны режима. Тем не менее, это попадает в цель, когда это твой личный опыт. Режим действительно использует экономические санкции, чтобы заглушить голоса несогласных.
— Многие уступили бы такому ультиматуму. Почему Вы этого не сделали?
Джейсон Лофтус: Я бы не назвал это ультиматумом. На самом деле, я думаю, что давление и запугивание со стороны китайского правительства часто происходит за кулисами, а не явно. Они не говорят: «Если вы сделаете X, мы ответим Y.» На самом деле это было бы менее эффективно для порождения самоцензуры. Чтобы самоцензура сработала, им нужно, чтобы вы интересовались тем, что они знают; беспокоились о том, что они могут сделать. Тогда почти подсознательно вы начинаете фильтровать свои действия и слова. Они существенно расширяют свою власть, если могут заставить вас превентивно контролировать себя, и если правила игры неясны.
Я увидел в своём последнем фильме «Не задавай вопросов», что многие журналисты — хотя некоторые сказали бы, что это и так понятно — сделали такой расчёт. Они знали, что если обратятся к чувствительным темам, таким как, например, некоторые из наиболее вопиющих аспектов преследования Фалуньгун, это будет иметь серьёзные последствия для их доступа в Китай, их карьеры, возможно, даже для семьи.
Очень многие избегали этих тем. Это не значит, что в Китае не было превосходных, смелых репортажей о Фалуньгун от журналистов, особенно в первые дни преследования. Они были. Но степень чувствительности вокруг Фалуньгун в сочетании с успешной попыткой замутить воду вокруг Фалуньгун с помощью широкой пропаганды заставили многих отвернуться.
Большинство журналистов не верили многим обвинениям китайского режима в отношении Фалуньгун, но пропаганда всё равно сказывалась. Люди могли бы подумать, что если хотя бы часть того, что говорит китайское правительство, правда, то подставлять свою шею ради этой группы людей, возможно, не стоит, поскольку за это придётся очень дорого заплатить.
Меня осенило, что несмотря на то что финансовые последствия реальны, если я буду следовать тем же расчётам, что и другие, то многие истории просто не увидят дневного света. Меня также вдохновляли люди, с которыми я встречался, приезжая из Китая. Во многих случаях они сталкивались с тюремным заключением, пытками и потерей средств к существованию или домов. И все же они по-прежнему настаивали на своём желании рассказать свои истории. Я подумал, что если они смогли пройти через такое и хотят высказаться, я должен использовать свободу и комфорт, которые у меня есть, чтобы помочь им рассказать их истории.
— Китайские власти также связались в Китае с семьёй Вашей жены и партнера по кинопроизводству Маши Лофтус. Зачем Коммунистической партии Китая заходить так далеко, чтобы угрожать семье вашей жены в Китае?
Джейсон Лофтус: Да, примерно в то время, когда китайское правительство оказало давление на Tencent, чтобы разорвать связи с моей компанией, Бюро общественной безопасности Китая начало звонить семье моей жены на северо-востоке страны и предупреждать их, что власти «знают, чем мы занимаемся за границей». Очевидно, это была какая-то угроза или предупреждение. Мы подозревали, что они просматривали WeChat моей жены, чтобы найти связи в Китае, и в итоге она удалила приложение.
Что касается того, почему они это делают, я подозреваю, что они нажимают на различные рычаги, чтобы посмотреть, как отреагируют люди. Если они видят, что давление на семью или бизнес эффективно, тогда они знают, что могут сделать больше, чтобы заставить вас вести себя так, как они хотят.
Вместо этого я написал статью об этом в The Wall Street Journal. Я также включил записи о том, что они сделали с моим бизнесом и семьёй, в качестве клипов в мой последний фильм. На этот раз они не использовали ту же тактику.
— Какую реакцию вы получили на «Вечную весну» на данный момент?
Джейсон Лофтус: У нас была мировая премьера на фестивале документальных фильмов в Салониках, а также наша североамериканская премьера на Hot Docs. Оба фестиваля документального кино являются выдающимися, и в обоих случаях мы получили двойные призы, включая главный приз зрительских симпатий. Это даёт вам представление о том, как люди реагируют на этот фильм, и для меня, как режиссёра, это чрезвычайно обнадёживает.
Как кинорежиссёр, Вы снимаете фильм, поскольку что-то Вас волнует, и Вы надеетесь отдать должное теме, с которой столкнулись, чтобы она повлияла на других таким же образом. Я знаю многих людей, которые говорили мне, что они были на эмоциях на протяжении всего показа, или что они проснулись на следующее утро, всё ещё думая о фильме. Должен сказать, я очень тронут, услышав такую реакцию.
— Для тех, кто может подумать о посещении американской премьеры фильма на Нью-Йоркском кинофестивале Human Rights Watch 23–24 мая, на какой опыт они могут рассчитывать?
Джейсон Лофтус: Впервые за два года кинофестивалю Human Rights Watch удалось провести очный фестиваль, и мы очень рады быть в числе 10 фильмов, показанных на двух выдающихся площадках — Линкольн-центре и МФК-центре.
Мы сняли этот фильм для большого экрана. Он снят в формате Cinema 4K в формате 2.39 Scope (сверхширокий), чтобы действительно позволить людям оценить мастерство иллюстратора Дасюна, когда он воссоздает эти удивительные воспоминания и рассказы.
И я, и Дасюн будем присутствовать на обоих шоу, чтобы после фильма ответить на вопросы.
Смотрите «Вечную весну» в кинотеатрах.
Источник: The Epoch Times
#вечная весна #права человека #премьера #давление кпк #фалуньгун