Найти в Дзене
Ирина Минкина

Урок Гоголя для всех нас

Все же помнят историю про второй том "Мертвых душ" Николая Васильевича Гоголя? Гоголь второй том своей поэмы в прозе сжег. Если позволите, позволю себе остановиться подробнее на этом моменте. Николай Васильевич - и тут я нового ничего не добавлю - был литературным гением особого рода. Он умел создавать такие тексты, которые обогнали свое время. Тот же "Вий", да и вообще все "Вечера на хуторе близ Диканьки" - это же предвестники в том числе и фэнтези. Кроме этого, Гоголь видел, остро чувствовал и тонко подмечал недостатки современной ему России. Причем это касалось не только общественно-политического устройства страны, но и человека как такового. Изначально замысел "Мертвых душ" был прост и одновременно с этим величествен: в первом томе - недостатки, во втором - варианты их исправления. Если переводить на язык литературы, то первый том "Мертвых душ" - это "Кто виноват?", а второй - "Что делать". С первым все получилось исключительно. "Мертвые души" - это, конечно, классика классик русс

Все же помнят историю про второй том "Мертвых душ" Николая Васильевича Гоголя? Гоголь второй том своей поэмы в прозе сжег. Если позволите, позволю себе остановиться подробнее на этом моменте.

Николай Васильевич - и тут я нового ничего не добавлю - был литературным гением особого рода. Он умел создавать такие тексты, которые обогнали свое время. Тот же "Вий", да и вообще все "Вечера на хуторе близ Диканьки" - это же предвестники в том числе и фэнтези.

Кроме этого, Гоголь видел, остро чувствовал и тонко подмечал недостатки современной ему России. Причем это касалось не только общественно-политического устройства страны, но и человека как такового.

Изначально замысел "Мертвых душ" был прост и одновременно с этим величествен: в первом томе - недостатки, во втором - варианты их исправления. Если переводить на язык литературы, то первый том "Мертвых душ" - это "Кто виноват?", а второй - "Что делать".

С первым все получилось исключительно. "Мертвые души" - это, конечно, классика классик русской литературы. Там каждый эпизод на своем месте, и каждый же этот малейший эпизод можно, образно говоря, употребить ко спасению своей души. Там всюду есть о чем подумать.

Небольшое отклонение (сознательное, впрочем) от основной мысли текста, связанное как раз с эпизодами из "Мертвых душ". При первом, школьном прочтение меня очень позабавил третьестепенный на первый взгляд момент про губернского чиновника (то ли губернатора, то ли прокурора - ей-богу, и не вспомню уже). Может, кто помнит? Был там такой безымянный бедолага, про которого Гоголь писал, что был он неплохим малым, зла никому на своем месте не причинил (впрочем, и дельного ничего тоже не выдал). Жил, мол, этот чиновник не хуже и не лучше других: дочек по балам возил, жену одевал - одним словом, ничего плохого. Ничего не предвещало, как говорится. Однако ж случилась с ним некоторая незадача: пришел он как-то утром на службу, сел за стол - и черт знает зачем и отчего, но он ЗАДУМАЛСЯ. Задумавшись, чиновник переменился в лице и в самочувствии - и умер. Мне, подростку, этот контраст, так ярко подсвеченный Гоголем, показался забавным. Ну как так? Задумался - и от этого умер... Кстати, потом похороны именно этого чиновника попадутся суеверному Чичикову на пути из города N. в самом конце первого тома "Мертвых душ". Правда, с возрастом мне как-то все меньше и меньше хочется смеяться над этим странненьким эпизодом. И как-то все мрачнее и мрачнее представляется мне он...

Впрочем, вернемся к первому тому. Первый том ПОЛУЧИЛСЯ. Гоголь смело (и, безусловно, справедливо) выставил многие недостатки и русского человека, и России как таковой. Как говорится, верно поставил диагноз.

А вот когда дело дошло до лечения и Николай Васильевич начал писать второй том, то оказалось... Оказалось, что он-то и не знает, как исправить все то, о чем он писал в томе первом. Подсветить-то он подсветил, а вот дать дельного совета он - при всех его талантах - не может... Он действительно НЕ ЗНАЛ, что со всем этим делать. Оказалось, что критиковать было легче, чем предлагать что-то свое взамен! Кстати, если кто-то читал кусочки второго тома (современники Гоголя все-таки сохранили кое-что для потомков), то согласятся со мной: второй том - это не Гоголь в нашем привычном понимании. Это не Гоголь и тем более не первый том "Мертвых душ"...

Открытие это так поразило Николая Васильевича, что он сначала сжег второй том поэмы, а вскоре после этого захворал. И так и не оправился окончательно от своего разочарования в самом себе, своем замысле, а также в своей неспособности дать ответ на вопрос: "Что делать"...

Я это, собственно говоря, к чему? А это к нашим дням. Мы тут все критики, мы все часто видим, что не так, кто не такой. Мы все знаем, в чем проблема и где ошибка. Это касается как действий отдельных людей, так и действий государства в целом. Мы все знаем, как НЕ надо, но при этом мало кто знает - как надо... А все почему? Потому, что делать что-то всегда сложнее, чем оценивать уже сделанное.

Более никаких выводов не будет. Читайте Гоголя, там все написано.