В этой статье постараемся посмотреть в чем же для покупателя разница между интернет магазином и маркетплейстом. Оценку о том, что лучше, давать не буду, так как это оценочное понятие и каждый сам для себя определит все плюсы и минусы.
И маркетплейс, и интернет магазин являются частью огромного рынка e-commerce (электронной коммерции). Если совсем коротко, то под электронной коммерцией понимается совокупность электронных онлайн-сделок, в которые входят процессы купли-продажи товаров и услуг, а также денежные операции, связанные с такой куплей-продажей.
Предлагаю начать с интернет-магазина, так, как с этого вида торговли все и началось, в том числе и развитие маркетплейсов. Кстати, первым интернет-магазином в мире был Amazon, созданный Джеффом Безосом в 1994 году и начал свою деятельность с продажи книг. Ну а первый интернет-магазин в России был открыт 30 августа 1996 года и назывался "Символ-Плюс", также торговал книгами, более того, продолжает ими торговать и по сей день, найти его можно на сайте books.ru.
Интернет-магазины и их особенности.
Итак, интернет-магазин, это сайт, имеющий свое уникальное доменное имя (электронный адрес), который позволяет покупателю (потребителю) зайти на этот сайт через свой браузер или мобильное приложение и в онлайн режиме ознакомиться с представленными на сайте товарами, их фото, описанием, основными свойствами и характеристиками, ценой, условиями покупки и доставки, а также оплатить эти товары, как на сайте, так и при получении.
Если сказать совсем просто, то это сайт, где один продавец в онлайн режиме предлагает (продает) свои товары.
Классическая модель интернет-магазина.
Озвучу именно классическую модель работы интернет-магазинов, где торговля осуществляется следующей схеме:
- Покупатель заходит на сайт интернет-магазина;
- По средствам навигации сайта находит и выбирает необходимый ему това;
- Добавляет выбранный товар в корзину;
- Оформляет заказ, выбирает способ доставки заказа (курьер, почта, самовывоз и т.д.);
- Выбирает способ оплаты, если совсем классика, то это оплата выставленного счета, но сейчас возможно выбрать варианты, онлайн, при получении и т.д. Возможно, что это уже будет не классический интернет-магазин;
- Получает свой товар.
О том, как сориентироваться на сайте интернет-магазина, определить мошенников и правильно выбрать товар читайте в моей книге "Продавец VS Покупатель. Интернет-магазины".
Особенности продажи.
Кто продает? На территории интернет-магазина в его классическом понимании, может быть только один продавец (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, сейчас развивается институт самозанятых, которые тоже могут осуществлять торговлю). Если сказать еще проще, то интернет-магазин является визитной карточкой одно компании-продавца.
Что продает? Если говорить о категориях товаров, которые нельзя продавать онлайн, то единого списка, к сожалению нет, все эти товары разбросаны по разным нормативным актам. Из самого распространенного можно отметить, что нельзя продавать, алкогольную продукцию, табачные изделия, государственные награды, антиквариат, вооружение, несуществующие товара и услуги, а также товары и услуги, которые не имею потребительской ценности.
Очень хороший перечень таких товаров собрал Тинькофф, любой может ознакомиться вот по этой ссылке.
Но вернемся к интернет-магазину. Чаще всего на витрине сайта можно увидеть одну или несколько смежных категорий товаров. Вряд ли вы в одном интернет-магазине сможете купить обувь, тушенку и микроволновку.
Это связано с тем, что для разных категорий товара необходимо оформлять разные лицензии. А это дорого и не всегда рентабельно.
За что отвечает? Торговля через интернет-магазин относится к виду дистанционной торговли под которой понимается такой вид розничной купли-продажи, когда договор между покупателем и продавцом заключается на основании ознакомления покупателя (потребителя) предложенного продавцом товара через каталоги, проспекты, буклеты, фотоснимки, средства связи, в том числе и интернет, то есть способом, который исключает возможность непосредственного ознакомления (посмотреть, потрогать, товар в живую, как в офлайн магазине) потребителя с товаром, либо образцом товара при заключении договора дистанционной купли-продажи.
Итак, интернет-магазин, который и является продавцом несет ответственность за:
- За сам товар, его качество, потребительские и технические свойства;
- За описание товара, то есть за соответствие указанной информации о товаре действительности,;
- За информацию о товаре, его назначении, сроке службы, производителе, ограничениях;
- За оказанные услуги, связанные с продажей товара, например, доставка, сборка, пуско-наладочные работы и т.д.
Также, продавец отвечает за работу с рекламациями (жалобами) покупателей, касаемо обнаруженного брака, недостатков проданного товара, а также несоответствия свойств товара с теми, что были указаны продавцом при продаже.
Более подробно можно ознакомиться со степенью и области ответственности продавца, в нормативных актах, которые я укажу ниже.
Чем регулируется? Основные нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность продавца (интернет-магазина):
- Гражданский Кодекс Российской Федерации;
- Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом";
- Постановление Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17.
Маркетплейсы. Чем отличаются?
А что же такое маркетплейс?
Несомненно, маркетплейсы, это тоже часть мира электронной коммерции, которые появились позже, чем интернет-магазины, а если быть более точным, то стали результатом развития торговли через интернет-магазины.
Очень интересно, но в мире первыми маркетплейсами принято считать, также, Amazon, и открывшуюся через год торговую площадку eBay. Что же касается России, то это Ozon, который открыл свою площадку в 1998 году. Эта площадка была создана по подобию Amazon и была похожа на него, ассортимент также был схожим, это книги, DVD.
Как видно из текста выше, маркетплейс, это некая торговая площадка, да даже не некая, а вполне конкретная электронная площадка, суть которой заключается в том, что маркетплейс позволяет на своих ресурсах (сайте) торговать не одному продавцу, а целому множеству. То, есть, маркетплейс, это электронный торговый центр в котором есть множество электронных магазинов, предлагающих различные товары, ассортимент которых может быть довольно разнообразным. Покупатель же имеет возможность посещать эти торговые центры со своего телефона, компьютера, планшета и т.д. Что, согласитесь очень удобно, лично для меня это прям очень классно.
Вот в этом и есть основное отличие маркетплейса от интернет-магазина, магазин, это территория одного продавца, а на маркетплейсе их может быть до нескольких сотен и даже тысяч.
В наше время маркетплейсы очень быстро развиваются, принимают различные формы и бизнес модели и несомненно, тема маркетплейсов и их взаимодействия с потребителями заслуживает отдельного внимания, в следующих статьях я обязательно ее затрону более подробно.
А сейчас только озвучу несколько основных разновидностей маркетплейсов, итак:
- маркетплейс в его стандартном понимании - площадка, на которой представлены различные продавцы со своими предложениями товаров, это все тот же Amazon, Ozon, Яндекс-Маркет;
- площадки на которых представлены предложения различных услуг, например Профи.ру, YouDo или Delivery Club
- маркетплейсы, работающие по схеме досок объявлений, такие как Авито или eBay;
- различные сервисы бронирования, такие как "Суточно.ру", Booking, да, это тоже разновидность маркетплейсов.
Конечно, их уже больше, маркетплейсы превращаются в платформы, которые модернизируются в экосистемы.
Кто продает? Как мы проговорили выше, то на маркетплейсах продавать может практически, любой желающий, будь то, крупная торговая фирма, средний интернет-магазин, самозанятый, предлагающий свои товары или услуги и даже просто физическое лицо, желающее продать свой старый стол.
Как продает? Так как эта статья больше для покупателей,т о не будем здесь углубляться в модели организации продаж маркетплейса при взаимодействии с самим продавцом, например модели FBY, FBS, DBS у маркетплейса Яндекса.
Принцип продажи заключается в следующем, покупатель заходит на сайт, просматривает необходимые товары, понравившиеся из них добавляет в свою корзину, добавить можно как один, так и несколько товаров., при чем от разных продавцов. О том как товары от этих разных попадут в одну посылку, это уже забота маркетплейса.
Оплата, за выбранные товары в заказе, в большинстве случаев, также будет направляться одним чеком в маркетплейс. Не нужно ходить или заполнять несколько счетов для каждого из продавцов.
Оформляется доставка или самовывоз, в общем схема очень похожа на покупку в интернет-магазине. не буду здесь особо останавливаться.
За что отвечает? Вот здесь, как мне кажется, часто возникают недопонимания со стороны покупателей.
Так за что же отвечает маркетплейс при продаже товаров и услуг покупателям?
По той причине, что маркетплейс, это всего лишь торовая площадка, которая является посредником между продавцом и покупателем и не несет той ответственности, которая установлена для продавца, не буду ее повторять, о ней мы говорили в самом начале статьи.
Основная ответственность маркетплейса вытекает из его понятия, которое дает законодательство, которое звучит так:
Владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (далее - владелец агрегатора) - организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Итак, вот зоны ответственности маркетплейса перед потребителем:
- Маркетплейс несет ответственность за недоведение до потребителя информацию о себе и / или продавце. О том, какая информация должна быть указана и в каком объеме вы можете ознакомиться в ст. 9 Закона о Защите прав потребителей;
- Маркетплейс отвечает за предоставление недостоверной информации о себе, продавце, товаре или услуге. Об этом рассказывает статья 12 Закона о Защите прав потребителей;
- Маркетплейс обязан предоставить потребителю на выбор способ оплаты путем национальных платежных инструментов или наличным способом. Стоит отметить, что способ оплаты выбирает потребитель. Статья 16.1 Закона о Защите прав потребителей.
Ну и естественно, если маркетплейс сам является продавцом товара или оказывает услугу, чаще всего, это доставка товаров, то в этом случае он будет нести ответственность как продавец или исполнитель по оказанной услуги. Об этом мы говорили выше, когда определяли ответственность продавцов.
В одной из следующих статей мы поговорим как направлять жалобу (рекламацию) в адрес маркетплейса, как общаться с его поддержкой и как обойти заскриптованных сотрудников, которые только раздражают, а не решают вопросы потребителей.
Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые статьи. А если эта статья вам понравилась, то буду благодарен за ваш лайк.