Найти тему

"Ты родилася крестьянкой, Завтра будешь госпожа!"* История любви графа Шереметева и крепостной.

*Слова из автобиографической песни "Вечор поздно из лесочку", сочиненной героиней этой истории Прасковьей Ивановной Ковалёвой.

Если задаться целью отыскать в отечественной истории Золушку, которой повезло выйти замуж за любящего принца, то лучше, чем история крепостной крестьянки Параши, дочери пьяницы-кузнеца вышедшей замуж за сиятельного вельможу своего времени – графа Шереметева, не найти.

Родилась наша Золушка 31 июля 1768 года в семье кузнеца Ивана. В ту пору кузнецов также называли "ковалями". Отсюда и пошла ее фамилия Ковалёва. Впрочем, еще у отца Параши был и горб, посему другой вариант ее фамилии был Горбунова. Упоминается и третий – Кузнецова (тут пояснения излишни).

Все семейство Ковалёвых было крепостными и принадлежало графу Петру Борисовичу Шереметеву. Юной Параше повезло, что в то время среди вельмож было модно держать крепостные театры и щеголять друг перед другом труппами актеров-невольников. С этой целью талантливых детей обучали и воспитывали в помещичьих усадьбах. В Кусково, подмосковном имении Шереметевых, был организован самый лучший по тем временам крепостной театр.

У шестилетней Параши обнаружили певческий талант и стали обучать ее в усадьбе не только пению, но и сценическому мастерству, танцам, музыке, игре на музыкальных инструментах, иностранным языкам.

В ту пору в семейное гнездо пожаловал из Европы сын Петра Шереметева – Николай. Современники отзывались о нем как о человеке мягком и добром, но избалованном ("испорченным счастием"). Военная карьера его не привлекала, зато он очень ценил искусство и театр.

Уже в 11 лет Параша успешно дебютировала под именем Прасковьи Горбуновой на сцене крепостного театра. Спустя год Прасковья стала Жемчуговой, так как граф Шереметев решил сделать имена своих актрис и актёров более благозвучными.

Яркая драматическая игра и редкая красота голоса определили творческий успех молодой актрисы. Ее многогранный талант позволял выступать в самых разнообразных театральных постановках. Талант, красота и гибкость голоса (колоратурное, лирико-драматическое сопрано) определили успех Жемчуговой.

В 1785 году актриса впервые сыграла роль, которая стала её звёздной, — роль Элианы в опере Гретри "Самнитские браки", где она играла девушку, преступившую законы старейшин, запрещавшие ей любить избранника, и добившуюся этого права через подвиг.

Прасковья Ковалева-Жемчугова: в сценическом костюме для "Самнитских браков" Андре Эрнеста Модеста Гретри Общественное достояние
Прасковья Ковалева-Жемчугова: в сценическом костюме для "Самнитских браков" Андре Эрнеста Модеста Гретри Общественное достояние

Слава об этом спектакле крепостного театра Шереметевых оказалась настолько громкой, что 30 июня 1787 года посмотреть "Самнитские браки" пожаловала сама императрица Екатерина II Великая.

В представлении Прасковья Жемчугова была на высоте — восхищённая императрица не только не скупилась на лестные похвалы, но и подарила крепостной звезде алмазный перстень со своей руки.

Николай Шереметев был импресарио семейного крепостного театра, и влюбленным поклонником Прасковьи. Как именно зародились их отношения – неизвестно. Но вот что удивительно для аристократа той эпохи, он не желал видеть свою возлюбленную лишь мимолетным увлечением. Он всерьез полюбил эту нежную и кроткую девушку.

В 1788 году умирает граф Пётр Шереметев. С той поры прославленный театр вместе со всем остальным движимым, недвижимым и "одушевлённым" имуществом перешёл к Николаю.

В. Л. Боровиковский "Портрет графа Н. П. Шереметева"
В. Л. Боровиковский "Портрет графа Н. П. Шереметева"

Сначала молодой граф пребывал в депрессии и растерянности. Он даже начал злоупотреблять спиртными напитками, забросив театр и не интересуясь делами в усадьбе. В этот тяжелый момент опорой Николая стала его молодая и хрупкая возлюбленная. Она проявила силу воли и взяла на себя управление театром, а также сумела вернуть своего возлюбленного к трезвой и деятельной жизни. Как у нее это получилось – загадка. Но с той поры молодой граф был покорен ею окончательно. Они поселились вместе в уединенном уголке усадьбы Кусково, породив многочисленные сплетни среди обитателей усадьбы, да и в аристократическом обществе.

Прасковья страдала оттого, что их отношения называли "греховным сожительством", но граф не мог жениться на ней без согласия государя. Для такого аристократа, как Шереметев, считалось немыслимым общаться с крепостными, как с равным по положению, и о браке, особенно для человека из высшего дворянского рода, теоретически не могло быть и речи.

Примерно в это же время Прасковья стала страдать от обострившегося туберкулеза (вероятно, унаследованного от отца).

Прасковья использовала любую возможность, чтобы помочь бедным и нуждающимся. Она регулярно подавала милостыню и именно по ее просьбам граф приступил к строительству общедоступной больницы для малоимущих — Странноприимного дома.

Этот Странноприимный дом ныне известен нам как НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского.

На портрете работы Боровиковского граф Н. П. Шереметев указывает правой рукой на Странноприимный дом как на своё главное свершение Авторство: Shakko. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28443074
На портрете работы Боровиковского граф Н. П. Шереметев указывает правой рукой на Странноприимный дом как на своё главное свершение Авторство: Shakko. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28443074

В 1795 году был открыт новый театр Шереметева в Останкино. Он был построен графом ради своей возлюбленной, и именно там она сыграла свои последние в карьере спектакли.

В 1797 году она в последний раз вышла на сцену, чтобы снова сыграть свою лучшую роль Элианы.

Взошедший на престол император Павел I, с которым граф Шереметев был дружен, пожаловал ему титул обер-гофмаршала и он вместе с Прасковьей переехал в Петербург. Это было ошибкой, ведь в тяжелом климате Северной столицы туберкулез стал быстро прогрессировать и лишил ее возможности петь, заставив завершить карьеру. Шереметев, понимая, что здоровье не позволит Прасковье больше выступать, закрыл театр. Поняв, что время играет против них, граф дал Прасковье и ее семье вольную.

6 ноября 1801 года, получив разрешение императора Александра I (впрочем другие источники указывают, что граф так и не дождался императорского разрешения на неравный брак, женился, получив благословение митрополита Платона), обвенчался с Прасковьей в московской Николаевской церкви у Старого Каменного моста. Во время церемонии присутствовали лишь два необходимых свидетеля. В метрической записи о венчании невеста графа указана как "девица Прасковия Ивановна дочь Ковалевская" (без уточнения сословного статуса). Почему Ковалевская? Дело в том, что чтобы оправдать свою женитьбу на крепостной, Шереметев создал легенду о происхождении Прасковьи от польского шляхтича Якуба Ковалевского, пленённого и перешедшего на службу к русскому царю.

Когда Прасковья забеременела, Николай Петрович решил заказать её парадный портрет, который должен был засвидетельствовать перед высшим сословием её утверждение в роли графини Шереметевой.

Портрет Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Шереметевой, 1803. На подвеске ее ожерелья изображен миниатюрный портрет ее мужа Николая Шереметева Авторство: Николай Аргунов. Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3858466
Портрет Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Шереметевой, 1803. На подвеске ее ожерелья изображен миниатюрный портрет ее мужа Николая Шереметева Авторство: Николай Аргунов. Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3858466

3 февраля 1803 года Прасковья подарила мужу наследника, которого назвали Дмитрием. Беременность и роды окончательно подорвали здоровье графини, и она умерла меньше чем через месяц после родов на 35-м году жизни.

Император Александр I признал брак графа и актрисы законным, а младенца Дмитрия — наследником титула графа Шереметева.

Николай Петрович Шереметев все время после смерти любимой супруги посвятил благотворительности. Он частично перестроил Странноприимный дом, желая сделать его достойным памятником в честь своей жены.

Графа Николая Шереметева не стало 1 января 1809 года. Ему было 57 лет. Единственному сыну он оставил "Завещательное письмо", в котором признавался: "Я питал к ней чувствования самые нежные… наблюдая украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать её моею супругою…".

Николай Петрович Шереметев Портрет работы Н.И. Аргунова, 1801—1803.
Николай Петрович Шереметев Портрет работы Н.И. Аргунова, 1801—1803.

Оставшийся круглым сиротой 6-летний Дмитрий Николаевич Шереметев был взят на воспитание вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной. Жизнь его сложилась вполне благополучно.

Прасковья Ивановна прожила короткую, но очень насыщенную жизнь: прошла испытание славой и богатством и обрела настоящую любовь. К сожалению, история знает не так уж много подобных судеб.

А Вы знали, кому обязаны строительством Института им. Н.В. Склифосовского?

Благодарю за прочтение.

Лайки и подписки помогают каналу развиваться и радуют автора))