*Слова из автобиографической песни "Вечор поздно из лесочку", сочиненной героиней этой истории Прасковьей Ивановной Ковалёвой.
Если задаться целью отыскать в отечественной истории Золушку, которой повезло выйти замуж за любящего принца, то лучше, чем история крепостной крестьянки Параши, дочери пьяницы-кузнеца вышедшей замуж за сиятельного вельможу своего времени – графа Шереметева, не найти.
Родилась наша Золушка 31 июля 1768 года в семье кузнеца Ивана. В ту пору кузнецов также называли "ковалями". Отсюда и пошла ее фамилия Ковалёва. Впрочем, еще у отца Параши был и горб, посему другой вариант ее фамилии был Горбунова. Упоминается и третий – Кузнецова (тут пояснения излишни).
Все семейство Ковалёвых было крепостными и принадлежало графу Петру Борисовичу Шереметеву. Юной Параше повезло, что в то время среди вельмож было модно держать крепостные театры и щеголять друг перед другом труппами актеров-невольников. С этой целью талантливых детей обучали и воспитывали в помещичьих усадьбах. В Кусково, подмосковном имении Шереметевых, был организован самый лучший по тем временам крепостной театр.
У шестилетней Параши обнаружили певческий талант и стали обучать ее в усадьбе не только пению, но и сценическому мастерству, танцам, музыке, игре на музыкальных инструментах, иностранным языкам.
В ту пору в семейное гнездо пожаловал из Европы сын Петра Шереметева – Николай. Современники отзывались о нем как о человеке мягком и добром, но избалованном ("испорченным счастием"). Военная карьера его не привлекала, зато он очень ценил искусство и театр.
Уже в 11 лет Параша успешно дебютировала под именем Прасковьи Горбуновой на сцене крепостного театра. Спустя год Прасковья стала Жемчуговой, так как граф Шереметев решил сделать имена своих актрис и актёров более благозвучными.
Яркая драматическая игра и редкая красота голоса определили творческий успех молодой актрисы. Ее многогранный талант позволял выступать в самых разнообразных театральных постановках. Талант, красота и гибкость голоса (колоратурное, лирико-драматическое сопрано) определили успех Жемчуговой.
В 1785 году актриса впервые сыграла роль, которая стала её звёздной, — роль Элианы в опере Гретри "Самнитские браки", где она играла девушку, преступившую законы старейшин, запрещавшие ей любить избранника, и добившуюся этого права через подвиг.
Слава об этом спектакле крепостного театра Шереметевых оказалась настолько громкой, что 30 июня 1787 года посмотреть "Самнитские браки" пожаловала сама императрица Екатерина II Великая.
В представлении Прасковья Жемчугова была на высоте — восхищённая императрица не только не скупилась на лестные похвалы, но и подарила крепостной звезде алмазный перстень со своей руки.
Николай Шереметев был импресарио семейного крепостного театра, и влюбленным поклонником Прасковьи. Как именно зародились их отношения – неизвестно. Но вот что удивительно для аристократа той эпохи, он не желал видеть свою возлюбленную лишь мимолетным увлечением. Он всерьез полюбил эту нежную и кроткую девушку.
В 1788 году умирает граф Пётр Шереметев. С той поры прославленный театр вместе со всем остальным движимым, недвижимым и "одушевлённым" имуществом перешёл к Николаю.
Сначала молодой граф пребывал в депрессии и растерянности. Он даже начал злоупотреблять спиртными напитками, забросив театр и не интересуясь делами в усадьбе. В этот тяжелый момент опорой Николая стала его молодая и хрупкая возлюбленная. Она проявила силу воли и взяла на себя управление театром, а также сумела вернуть своего возлюбленного к трезвой и деятельной жизни. Как у нее это получилось – загадка. Но с той поры молодой граф был покорен ею окончательно. Они поселились вместе в уединенном уголке усадьбы Кусково, породив многочисленные сплетни среди обитателей усадьбы, да и в аристократическом обществе.
Прасковья страдала оттого, что их отношения называли "греховным сожительством", но граф не мог жениться на ней без согласия государя. Для такого аристократа, как Шереметев, считалось немыслимым общаться с крепостными, как с равным по положению, и о браке, особенно для человека из высшего дворянского рода, теоретически не могло быть и речи.
Примерно в это же время Прасковья стала страдать от обострившегося туберкулеза (вероятно, унаследованного от отца).
Прасковья использовала любую возможность, чтобы помочь бедным и нуждающимся. Она регулярно подавала милостыню и именно по ее просьбам граф приступил к строительству общедоступной больницы для малоимущих — Странноприимного дома.
Этот Странноприимный дом ныне известен нам как НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского.
В 1795 году был открыт новый театр Шереметева в Останкино. Он был построен графом ради своей возлюбленной, и именно там она сыграла свои последние в карьере спектакли.
В 1797 году она в последний раз вышла на сцену, чтобы снова сыграть свою лучшую роль Элианы.
Взошедший на престол император Павел I, с которым граф Шереметев был дружен, пожаловал ему титул обер-гофмаршала и он вместе с Прасковьей переехал в Петербург. Это было ошибкой, ведь в тяжелом климате Северной столицы туберкулез стал быстро прогрессировать и лишил ее возможности петь, заставив завершить карьеру. Шереметев, понимая, что здоровье не позволит Прасковье больше выступать, закрыл театр. Поняв, что время играет против них, граф дал Прасковье и ее семье вольную.
6 ноября 1801 года, получив разрешение императора Александра I (впрочем другие источники указывают, что граф так и не дождался императорского разрешения на неравный брак, женился, получив благословение митрополита Платона), обвенчался с Прасковьей в московской Николаевской церкви у Старого Каменного моста. Во время церемонии присутствовали лишь два необходимых свидетеля. В метрической записи о венчании невеста графа указана как "девица Прасковия Ивановна дочь Ковалевская" (без уточнения сословного статуса). Почему Ковалевская? Дело в том, что чтобы оправдать свою женитьбу на крепостной, Шереметев создал легенду о происхождении Прасковьи от польского шляхтича Якуба Ковалевского, пленённого и перешедшего на службу к русскому царю.
Когда Прасковья забеременела, Николай Петрович решил заказать её парадный портрет, который должен был засвидетельствовать перед высшим сословием её утверждение в роли графини Шереметевой.
3 февраля 1803 года Прасковья подарила мужу наследника, которого назвали Дмитрием. Беременность и роды окончательно подорвали здоровье графини, и она умерла меньше чем через месяц после родов на 35-м году жизни.
Император Александр I признал брак графа и актрисы законным, а младенца Дмитрия — наследником титула графа Шереметева.
Николай Петрович Шереметев все время после смерти любимой супруги посвятил благотворительности. Он частично перестроил Странноприимный дом, желая сделать его достойным памятником в честь своей жены.
Графа Николая Шереметева не стало 1 января 1809 года. Ему было 57 лет. Единственному сыну он оставил "Завещательное письмо", в котором признавался: "Я питал к ней чувствования самые нежные… наблюдая украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать её моею супругою…".
Оставшийся круглым сиротой 6-летний Дмитрий Николаевич Шереметев был взят на воспитание вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной. Жизнь его сложилась вполне благополучно.
Прасковья Ивановна прожила короткую, но очень насыщенную жизнь: прошла испытание славой и богатством и обрела настоящую любовь. К сожалению, история знает не так уж много подобных судеб.
А Вы знали, кому обязаны строительством Института им. Н.В. Склифосовского?
Благодарю за прочтение.
Лайки и подписки помогают каналу развиваться и радуют автора))