Найти в Дзене
LectOrient

Что ислам говорит о судьбе?

Один из самых дискуссионных вопросов в исламской мысли – это вопрос о судьбе и предназначении. Различные взгляды на предопределение, судьбу и свободу воли человека до сих пор вызывают полемику среди мусульманских богословов. В исламской мысли существует термин «кадар», который переводится с арабского языка как «судьба», «предопределение». Считается, что Аллах - всезнающ и всемогущ, поэтому все действия людей уже предопределены. Однако каждый человек, несмотря на его предопределение, понесёт ответственность за содеянное. Как решается эта проблема? Рассмотрим детальнее. Некоторые аяты Священного Корана гласят, что ничто не происходит в мире без воли Творца, поддерживая идею предопределенности человеческих поступков. Например, «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко» (57:22) «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист

Один из самых дискуссионных вопросов в исламской мысли – это вопрос о судьбе и предназначении. Различные взгляды на предопределение, судьбу и свободу воли человека до сих пор вызывают полемику среди мусульманских богословов.

В исламской мысли существует термин «кадар», который переводится с арабского языка как «судьба», «предопределение». Считается, что Аллах - всезнающ и всемогущ, поэтому все действия людей уже предопределены. Однако каждый человек, несмотря на его предопределение, понесёт ответственность за содеянное. Как решается эта проблема? Рассмотрим детальнее.

Некоторые аяты Священного Корана гласят, что ничто не происходит в мире без воли Творца, поддерживая идею предопределенности человеческих поступков. Например,

«Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко» (57:22)

«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании» (6:59)

«Скажи: "Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом. Он - наш Покровитель. И пусть верующие уповают на одного Аллаха"» (9:51)

Частый вопрос на тему предопределения в адрес богословов звучит так: «зачем тогда совершать добрые дела, если Бог знает, куда мы попадём после смерти?»

Дело в том, что понимание судьбы в исламской мысли не так однозначно, как может показаться.

В Коране говорится, что Аллах предопределил путь человека, но там же говорится, что человек должен стремиться избегать греховных поступков. И пока человек сам не приложит усилий, чтобы изменить обстоятельства своей жизни, Аллах не изменит их. Таким образом, намерения имеют значение, а действия могут повлиять на судьбу:

«Аллах никогда не изменяет состояние людей, пока они сами не попытаются измениться». (13:11)

Также в пользу этого приводится хадис:

Али рассказал, что однажды Посланник Аллаха сидел с деревянной палкой в руке, которой он царапал землю. Он поднял голову и сказал: «Нет никого из вас, кому не было бы назначено место либо в Огне, либо в Раю». Они (сподвижники) спросили: «О, Посланник Аллаха! Почему мы должны продолжать совершать добрые дела? Должны ли мы зависеть [от кадара] и бросать работу?» Мухаммад сказал: «Нет, продолжайте совершать добрые дела, ибо каждому будет легко (совершать) такие поступки, которые приведут его к тому, для чего он был создан». Затем он прочитал аят: «Что касается того, кто дает (в качестве милостыни) и выполняет свой долг перед Аллахом, и боится Его, и верит в аль-Хусну, Мы сделаем для него путь лёгким» (92:5-7).

То есть, выполняя добрые дела, человек тем самым заслуживает Божью милость.

Следующий вопрос, который нередко возникает среди мусульман, касается свободы воли человека. «Правда ли, что человек не свободен?»

В исламе человеку предоставлен выбор между добром и злом. Если он выберет правильный путь, то его ждет благой исход в этом мире и в загробном. Если же выбор будет иным, то результатом будет недовольство Аллаха, что может привести к мукам на том свете.

Согласно исламскому взгляду на человека, Аллах дал людям разум и волю, благодаря которым они могут отличать добро от зла, осознавать бытие Божье и сознательно совершать акты богослужения и добрые деяния. Таким образом, человек ответственен за все совершаемые им поступки и на этом свете, и на том.

Этот вопрос оказался сложным, и появились группы, которые отвечали на него иначе. Так, например, джабариты полностью игнорировали свободу воли человека, утверждая, что ответственность за его поступки лежит на Творце, а кадариты считали свободу воли человека абсолютной, не зависящей от изначальной предопределённости.