Эпоха Возрождения и Леонардо да Винчи, они неотделимы. Гений Леонардо, который и сейчас остаётся загадкой и побуждает исследовать его художественные полотна и фрески, изобретения и чертежи. Режиссёр Юрий Грымов попытался разобраться в душе великого гения, что подвигало его на свершения, кто помогал ему, какие вызовы обществу бросал он. Всё это можно будет увидеть в спектакле "Леонардо" театра "Модерн".
Спектакль является второй части трилогии "Антихрист и Христос". Первым спектаклем этой серии стал "Пётр I", а заключительным будет "Иуда". Конечно, за основу трилогии взято произведение Дмитрия Мережковского "Христос и Антихрист". Но, как сказал Юрий Грымов на пресс-конференции перед спектаклем, его трилогия называется "Антихрист и Христос", потому что это восхождение к свету, от тьмы Антихриста к Солнцу Христа. А спектакль поставлен по пьесе драматурга Александра Шишова, который также взял за основу произведение Мережковского "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи"
Юрий Грымов: "Леонардо да Винчи сохранял в себе и то, и другое - Антихриста и Христа, одной рукой он рисует "Тайную вечерю", другой рукой изобретает большой парашют".
Леонардо играет Дмитрий Бозин, приглашённый актёр из театра Романа Виктюка. Его Леонардо пластичен, красив. Недаром Юрий Грымов на пресс-конференции отметил, что Леонардо, в отличие от Микеланджело, был красив собой.
Но он же был и жесток. Когда Микеланджело бросает ему упрёк, что он продал чертежи стенобитных орудий врагам Милана, он говорит, что это только бумаги. А на обвинения, что из-за него разбился его ученик, попытавшийся взлететь на крыльях, которые придумал Леонардо, тот отвечает: "Это свобода творчества". Он не щадит никого ради достижения поставленной научной цели.
Кстати, Леонардо был первым, кому церковь дала разрешение на вскрытие трупов. И недаром властитель Милана Моро говорит, что: "Он знает о вас всё!" Между прочим именно Моро, он же герцог Лодовико Сфорца, тиран и деспот, заказывал Леонардо различные произведения искусства, в том числе легендарную фреску "Тайная вечеря". И вот тут я хочу отметить блистательное исполнение Юрием Анпилоговым роли Моро. Старый жестокий герцог, тем не менее очень мудр.
И в спектакле представлен эпизод, когда войска герцога были разбиты французскими войсками под Наваррой. И мы видим предательство швейцарских наёмников, которые выдали его французам и прощание с женой Беатриче, которую играет Жанна Чирва. Прощание и последний поцелуй некогда всесильного герцога, добавляет в этот спектакль героической и кровавой романтики.
Хороша Мария Орлова в роли "Дамы с горностаем". Да, девушки с ещё одной знаменитой картины Леонардо, которой, как предполагают, была любовница герцога Моро Чечилия Галлерани и которая хотела, чтобы Леонардо написал её в образе девственницы. Тонкая перепалка Дамы и Леонардо по поводу того, что он, якобы, написал на фреске "Тайная вечеря" Иисуса и Иуду с одного человека, да ещё и с пьяницы перерастает в обвинение Леонардо в этом. Леонардо парирует: "Теоретически это возможно... Я не обманщик. Для Христа и Иуды для меня позировали абсолютно разные люди. И написать вас в образе девственницы, я не могу при всём желании".
Актриса Надежда Селиванова перед спектаклем пожаловалась, что в кино ей не дают играть, так как у неё средневековый типаж лица. И она очень рада, что Юрий Грымов предложил ей роль Кассандры - любимой натурщицы Леонардо. Для этой женщины нет запретов, она пылка, она страстна.
Здесь же мы видим религиозного фанатика Савонаролу в исполнении Алексея Багдасарова. Человек, который был одержим борьбой с картинами и книгами в очередном припадке одержимости сжёг картину Леонардо "Леда и лебедь".
Я знаю, что вас волнует самый главный вопрос: "А кто Мона Лиза, она же Джоконда?" Лизу Джоконду сыграла Маина Чижевская. Безусловно, мы не ищем сходства, мы смотрим на историю отношений Лизы и Леонардо. Она романтична и трагична. Это сумасшедшая платоническая чистая любовь двух людей, это страсть, которая так и осталась незавершённой картиной. Лиза пообещала Леонардо вернуться через три месяца, но она умерла.
Отражён в спектакле и приезд русского посольства в Милан. Это на самом деле было в 1493 году. Иконописцы-мужики ходили по соборам и выбирали, кого позвать в Россию: Микеланджело или Рафаэля. И очень хорошо передано потрясение русских иконописцев от работ Микеланджело.
Леонардо настолько любил свою "Джоконду", что не смотря на уговоры французского короля Франциска I продать картину, он разрешил забрать её только после его смерти
В спектакле мы видим превосходные костюмы художника Ирэны Белоусовой.
Зритель слышит оперные партии в исполнении Марии Каллас, которые чудесно ложатся на время эпохи Ренессанса. Хоры и органные партии переплетённые с психоделикой погружают нас не только в церковные дела, а, в первую очередь, душевные.
Произведения Леонардо, его изобретения, отношения с сильными мира сего проходят перед зрителями.
Премьерные показы спектакля пройдут 17, 24 и 27 октября в театре "Модерн". Приходите и попытайтесь раскрыть тайну гения Леонардо да Винчи, ведь: "Это вообще не живопись. Здесь написано то, чего глазами не увидишь!"
#театр #театр модерн #премьера #юрий грымов #дмитрий бозин #леонардо #спектакль #пресс-показ #культура #москультура
Фото: Михаил Брацило / Москультура
Понравилось? Поддержите самый культурный канал лайком и подписывайтесь на него. Здесь только эксклюзивы