На прошедшей встрече между лидерами стран Центральной Азии и России, Эмомали Рахмон поразил всех своей откровенной речью. Видно было, что проблемы, озвученные таджикистанским президентом, его терзают давно.
Основными пунктами тирады Рахмона стали претензии к России за то, что Таджикистан "не достаточно уважаем" российской властью: Москву интересуют только газ и нефть, министры не едут на встречи и бизнес-форум в центральноазиатскую страну и так далее...
«Почему на какой-то несчастный форум в Таджикистане, мы умоляем, я дал поручение МИД, я даже с вами говорил, чтобы хотя бы на уровне министров присутствовали. Нет, на уровне заместителей министров. Мы хотим, чтобы нас уважали».
После прослушивания речи лидера Таджикистана может сложиться мнение, что небольшая горная страна действительно обделена вниманием большого партнера.
Однако, фактически, Россия кормит Таджикистан за счет обеспечения трудовыми местами огромного количества мигрантов, ежегодно едущих в Россию, и которые пользуются лояльным отношением российской власти, имеют право на обучение и лечение. По данным Центрального банка России, таджикские трудовые мигранты отправили из России на родину 1,3 млрд долларов только в 2021 году, что превысило на 54,6% объем экспорта драгоценных металлов, полудрагоценных камней и металлов.
Помимо этого, российские компании вносят существенный вклад в таджикскую экономику, в том числе благодаря участию в разработках полезных ископаемых. В 2021 году руководитель торгового представительства РФ в Таджикистане Евгений Кореньков заявил, что российские инвестиции в Таджикистан за 13 лет превысили $1,6 млрд.
"Россия на протяжении нескольких лет удерживает лидирующие позиции по инвестициям, поступающим в экономику Таджикистана, и занимает второе место после Китая. Общий объем накопленных инвестиций из РФ составляет более $1,6 млрд за последние 13 лет, из них прямые инвестиции превысили $900 млн", - заявил Кореньков.
В это же время в Таджикистане год от года власть борется с русским языком в школах, Душанбе петляет активно между Россией и Китаем, делает реверансы в сторону Вашингтона. Политику Таджикистана сложно назвать пророссийской.
Раз уж Эмомали Рахмон коснулся темы военных баз и полигонов, то стоит отметить, что без присутствия армии России в Таджикистане, безопасность его была бы под большим вопросом, так как состояние таджикистанской армии весьма печально. И только присутствие российских войск позволяет Душанбе заниматься приграничными спорами с Кыргызстаном, в то время как "из-за речки" недобрыми глазами на север поглядывают те, кто в том году стал причиной геополитического позора американцев.
Не выдерживают критики и замечания Рахмона относительно развала СССР.
«Мы были свидетелями с вами развала Советского Союза. Как и сейчас, мы были свидетелями того, что не было внимания малым республикам, малым народам. Не учитывались традиции, обычаи. Не оказали поддержку развитию».
Но в реальности в СССР существовал дотационный фонд для развития союзных республик, учрежденный в 1923-м году и рассекреченный лишь в 1991-м после доклада премьера Ивана Силаева президенту Борису Ельцину. После пересчета расходов из него по валютному курсу 1990 года (1 доллар США стоил 63 копейки), оказалось, что ежегодно союзные республики получали 76,5 млрд долларов.
Деньги же в фонд шли исключительно из РСФСР. Почти 70 лет каждый гражданин РСФСР отдавал своим согражданам по Союзу ежегодно 209 советских рублей — больше среднемесячной зарплаты. Кроме этого, сам Таджикистан как и другие республики пребывал в приоритетных зонах снабжения, чего не скажешь о большинстве регионах РСФСР. В отличии от большинства исконно-русских регионов.
Поэтому выступление Рахмона выглядит как попытка получить больше финансовых вливаний. Таджикский лидер решил поиграть на чувствах с российского президента и коллег по центральноазиатским странам, рассказывая им о том, как мало уважения получают они со стороны России. А также показать собственному народу, методично обворовываемому кланом Рахмона, как он борется "за уважение". Но проблема не в уважении, а в том, что таджикская власть стремится не столько к полноценному партнерству, сколько к получению денег от России (а в случае, если Россия не дает столько, сколько хотят в Душанбе, то политики могут свернуть и к другим игрокам).
Подписывайтесь на канал: https://dzen.ru/id/5e1857f843863f00b1a6555e