Добрый день, дорогие друзья! Праздник Покрова Божией Матери на Руси всегда открывал пору Венчаний. Самое время - долгий осенний мясоед, закончились все полевые работы. Сейчас, конечно, все по-другому. Тем не менее, хочется пожелать христианским парам, которые в эти дни вступают в благословенный брак, Покрова Божией Матери на всю жизнь. А я сегодня предлагаю вам разобраться в чинопоследовании Таинства Венчания.
Обручение
Вплоть до нашего времени Обручение было самостоятельным обрядом, который мог совершаться за несколько месяцев или даже за год до свадьбы. Обрученные уже имели статус супругов, и в случае, например, смерти одного из них, другой считался вдовым. Обручение было необходимым залогом совершения брака, который чаще всего заключался по воле родителей жениха и невесты.
Обручение существует во всех религиях,у язычников и ветхозаветных иудеев это был договор между отцами молодых. Сейчас обручение православных совершается перед Венчанием.
Итак, молодожены заходит в храм. В это время хор поет "Достойно есть" или красивое концертное песнопение из библейских стихов, прославляющих жениха и невесту.
В это время их обручальные кольца, уже освященные, лежат на престоле. Пару встречает священник. Молодые становятся на полотенце жених справа, невеста слева. Священник выносит кольца на блюдце, зажигает свечи и, перекрестив каждого новобрачного его свечой, отдает.
Чин Обручения состоит из великой ектиньи, собственно обручения со специальными молитвами о женихе и невесте и сугубой ектиньи. К великой ектинье добавляются в том числе такие моления о новобрачных:
О еже податися им чадом в приятие рода, и всем яже ко спасению прошением, Господу помолимся.
О еже низпослатися им любви совершенней, мирней, и помощи, Господу помолимся.
О еже сохранитися им в единомыслии и твердей вере, Господу помолимся.
Яко да Господь Бог наш дарует им брак честен, и ложе нескверное, Господу помолимся."
После молитвы священник берет кольца, трижды крестообразно благословляет каждого его кольцом: сначала жениха, потом невесту и дает поцеловать кольцо. После этого священник надевает каждому его кольцо на безымянный палец правой руки, но не полностью. Затем, скрестив свои руки, священник меняет кольца и затем возвращает каждому его кольцо, опять же, надевая на кончик пальца. А уже основательно одеть кольца друг другу молодожены должны сами.
В следующей молитве священник просит Господа: "словом бо Твоим истинным небеса утвердишася и земля основася, и десница раб Твоих благословится словом Твоим державным, и мышцею Твоею высокою. Сам убо и ныне, Владыко, благослови перстней положение сие благословением Небесным, и Ангел Твой да предыдет пред ними вся дни живота их."
Из чинопоследования Обручения видно, что обручальное кольцо - святыня, вторая после нательного креста, которую христиане должны носить с благоговением.
Венчание
Сначала отмечу, что Таинства Крещения и Венчания по своему последованию похожи на Литургию. И неудивительно, ведь в древней Церкви эти Таинства и совершались: Крещение перед Литургией, а Венчание в конце. Если быть еще более точным, то Венчания как такового примерно до IX - X вв. не существовало. ,
Отдельным Таинством освящение брака стало в Х в. при византийском императоре Льве VI, который поручил Церкви узаконивание брака. Поскольку воцерковленными людьми (т. е. причащающимися) были не все, а брак нужно было благословлять, Венчание становится самостоятельным Таинством, уже не связанным с Причастием.
Сейчас сразу после обручения жених и невеста проходят в центр храма, где уже лежит белое полотенце, символизирующее первозданную землю. В это время хор поет псалом 127: "Блаженны все, боящиеся Господа. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Ходящии в путех Его."
Жених и невеста вступают на полотенце, и священникъ проводит допрос сначала жениха, потом невесты:
"Имаши ли, имя, произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену (мужа) сию, имя, юже зде пред тобою видиши?
И отвещает жених, глаголя: Имам, честный отче.
Иерей паки: Не обещался ли еси иной невесте (жениху)?
Жених: Не обещахся, честный отче."
После этого священник спрашивает у предстоящих, не имеет ли кто что-либо против этого брака. Если нет, то священник начинает Венчание при открытых царских вратах литургическим возгласом: "Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков!"
После великой ектиньи священник читает три молитвы, в первой есть также замечательные слова, которые призывают на молитву о брачующихся всех присутствующих при рождении малой церкви, ведь именно на малых церквях - семьях зиждется Христова Церковь:
"Сам, Владыко Пресвятый, приими моление нас, рабов Твоих, якоже тамо, и зде пришед невидимым Твоим предстательством, благослови брак сей, и подаждь рабом Твоим сим, живот мирен, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, семя долгожизненное, о чадех благодать, неувядаемый славы венец."
Все присутствующие вместе со священником внимают таинству творения новой семьи. Об этом слова второй молитвы: "Сам и ныне, Владыко, в начале создавый человека и положивый его яко царя твари, и рекий: не добро быти человеку единому на земли, сотворим ему помощника по нему; и взем едино от ребр его, создал еси жену, юже видев Адам, рече: сия ныне кость от костей моих, и плоть от плоти моея; сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится жене своей, и будета два в плоть едину; и яже Бог сопряже, человек да не разлучает."
Благословение венцов
И, наконец, третья молитва - собственно венчальная. Наступает самый важный момент. Священник произносит: " шщнчается раб Божий, имя рек, рабе Божией, имя рек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь." Благословляет жениха венцом, дает ему поцеловать и надевает на голову. То же происходит и с невестой.
Затем священник с воздетыми руками возглашает: "Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)!" Поворачивается, благословляет молодых. Это происходит трижды.
Читается Апостол и Евангелие о браке в Кане Галилейской, на котором Спаситель совершил первое чудо - претворение воды в вино.
После Евангелия следует сугубая ектинья, совместное пение "Отче наш" и, наконец, общая чаша.
Общая чаша
Обычай пить общую чашу существовал у многих дохристианских народов. Она символизирует радости и скорби брачующихся, которые отныне станут общими . По мере того, как чин венчания вышел из литургии, в таинство входит обряд испития общей чаши, который ни в коем случае не заменяет Причастия. Чашу испивают трижды: сначала муж, потом жена.
Навечно...
Второе венчальное полотенце было необходимо для того, чтобы связать руки, это образ невидимых уз брака. Под пение венчальных тропарей священник обводит молодоженов вокруг аналоя трижды. Круг - символ вечности, и, конечно, брак задумывался Богом изначально как союз, который заключается навечно...
Испрашивание благословения Божией Матери на семейную жизнь:
Исаие, ликуй, / Дева име во чреве / и роди Сына Еммануила, / Бога же и Человека, / Восток имя Ему, / Его же величающе, / Деву ублажаем.
Молитва к мученикам об укреплении в несении немощей друг друга:
Святии мученицы, / добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, / молитеся ко Господу, / помиловатися душам нашим.
Прославление Христа - Совершителя Венчания:
Слава Тебе, Христе Боже, / апостолом похвало, / мучеников радование, / ихже проповедь, Троица Единосущная.
Снятие венцов
Само Таинство закончено, священник читает молитву на снятие венцов (в древней Церкви она читалась на 7-ой день!), благословляет молодых и подводит прямо к открытым Царским вратам, где читает отпуст. Священник вручает свидетельство о Венчании, поздравляет молодоженов первым, будучи сам человеком женатым, дает добрые советы. Поверьте, эти слова не забываются никогда!