А сегодня, друзья мои, о краут-роке… Я уже писал о ряде замечательных немецких команд, работающих в этом направлении. Если кто не знает, загляните в КАТАЛОГ, созданный мной, для облегчения вашей ориентации на Канале ЮРИЙ КИСЛОВ. Вот сюда:
Там вы увидите много чего интересного, и, в том числе, представителей краут-рока, который возник в Западной Германии в конце шестидесятых – начале семидесятых не просто так. Почему в Западной? Потому что в Восточной, т.е. в ГДР, эксперименты и психоделику в роке власти не уважали, как чуждую социализму музыку. Оттого там возник ПУДИС.
После Второй мировой войны в побежденной Германии возник некий культурный вакуум, который в конце шестидесятых начали заполнять парни и девушки, родившиеся сразу же после войны. Они пытались, взяв за базу англо-американскую рок-культуру, создать нечто новое. И знаете, у них получилось…
Взять хотя бы CAN или KRAFTWERK… Стандартные рок-инструменты (бас-гитара, гитара, барабаны) плюс электронная музыка, с которой немцы забавлялись до умопомрачения. А еще импровизации, пульсирующий ритм, чистой воды инструментальные композиции. А еще немецкий язык (впрочем, скоро многие краут-команды перешли на английский). Скажу так: краут-рок – музыка радикальная, уходящая корнями в немецкий электронный авангард пятидесятых. Понятно, что идеи хиппи и психоделики вошли в краут-рок как хорошо смазанные пазлы.
Сам термин «краут-рок» возник как насмешка, ибо KRAUT происходит от SAUERKRAUT. Так называется национальное немецкое блюдо из квашеной капусты. Британская пресса так и именовала музыку и ее исполнителей – «капустники». Но вот когда краут-рок стал известным и даже популярным, прозвище приобрело иной, позитивный и даже восторженный характер. Так что британца досмеялись…
На этом моя короткая, и надеюсь не нудная лекция о краут-роке как таковом заканчивается, и я перехожу к теме этого поста канала ЮРИЙ КИСЛОВ. Имя ему - рок-биг-бэнд из Западного Берлина OS MUNDI.
Все началось в конце шестидесятых. В Западном Берлине играли две группы, SAFEBREAKERS (1962-1966) и ORANGE SURPRISE. В первой пел Удо Арндт. Она выпустила сингл «Hey Girl / Patsy Girl» и приняла участие в фильме «Девушки, девушки». Из названия сингла становится ясно, что исполняли они заимствованные бит-композиции.
Вторая группа работала с оригинальным материалом, и в ней, за ударными, трудился Кристофер Буссе. Ничем особым она не выделилась.
Буссе и Арндт решили играть прогрессив-рок на джазовой основе,и пригласили к себе бас-гитариста Андреаса Виллайна и джазового саксофониста, а также флейтиста Дитриха Маркграфа. Арндт, помимо вокала, взял на себя гитару и клавиши.
Это и стало ядром новой группы. Тех, кто приходили и уходили, участвуя в самых разных концертах и записях, числом около двенадцати. Всех упоминать не буду, т.к. здесь есть много разночтений. По сути, новая группа была магнитом, который притягивал к себе, по мере продвижения её карьеры, отличных музыкантов-экспериментаторов.
Вновь образовавшееся формирования решили назвать OS MUNDI. Парни были начитанными и имели классическое образование. Если перевести с латыни, то это звучит как «Происхождение мира», «Начало мира» или «Уста земные». Круто.
Немецкий, родной язык, они поначалу сочли слишком легковесным (!?!) для своих замыслов. Английский – банальным, и даже пошлым. И обратились к латинскому.
В 1970-м (а это последний год шестидесятых, о которых я и пишу), в свет появился их первый альбом «Latin Mass», мощный, динамичный и церковный. Хорал. Много клавиш. Девятиминутная партия флейты. Латинские тексты. Мрачная психоделика. С одной стороны, можно, конечно сказать, что ЭТО на любителя. Но атмосфера музыки поражает, и я бы даже отметил – потрясает, особенно грамотно использованные спецэффекты и гаражное звучание органа.
Вот треки «Latin Mass»:
01. Ouvertüre — 5:44
02. Kyrie — 3:11
03. Gloria — 4:39
04. Credo I — 7:26
05. Credo II — 5:31
06. Sanctus — 9:05
07. Agnus Dei — 5:57
Лонгплей был записан на лейбле "Metronome", а сама идея использовать католическую мессу в психоделическом роке, если быть честными, не нова. Еще в 1968 году американская рок-группа ELECTRIC PRUNES", о которой я когда-то напишу, выпустила в свет квазирелигиозный альбом «Mass In F Minor», где использовала похожие приемы.
Альбом, если говорить о коммерческой составляющей, провалился, что не удивительно. Были в то время для фанов психоделики и более лакомые кусочки. А тут еще католическая месса… Но я, к примеру, как и многие меломаны, соображающие в этом деле, считаю, что эта пластинка была явлением значимым и будоражащим воображение.
У меня этот диск ассоциируется почему-то с романом Умберто Эко «Имя Розы» (по нему, кстати, сделан отличный фильм). Кто не читал этот шедевр – рекомендую от души.
Неуспех дебютника коллектив не обескуражил. Он начал прирастать другими музыкантами, в частности у них появился второй барабанщик Вольфганг "Бадди" Мандлер и виолончелист Раймонд "Микро" Риллинг. OS MUNDI погрузились в бурную концертную деятельность. Тогда команда представляла собой проходной двор. Никого не прогоняли: это вообще свойственно для многих краут-рок-групп. Когда на всех не хватало инструментов, народ играл по очереди. Рок-коммуна, одним словом.
Лейбл "Metronome" не знал, что с ними делать. В 1972 году он создал своё отделение по имени "Brain", и филиал предложил команде приступить к созданию второй полнометражки.
И OS MUNDI, перейдя на английский язык (слаб человек, слаб!), записали "43 Minuten", состоящий из политизированных текстов на темы, интересующие тогда не только всю Европу, но и весь мир. Угроза терроризма, война во Вьетнаме, леворадикалы и коммунальные проблемы, демонстрации и отвратительный капитализм. Таков был тогда мир молодежи.
Сегодня немцев интересует только тепло в доме и собственный желудок. В 1972 году канцлером Германии был Вилли Брандт. Разве сравнишь его с нынешним плюгавым Шольцем? Ну ладно, я не о политике…
На этом альбоме - психоделик-джаз-рок. Что-то у них там вновь не сложилось с продажами. Вышел первичный тираж 4000 копий, и OS MUNDI начала писать третий альбом, но так его и не завершила. Получилось, что музыка, записанная в 1975 году вышла в свет в 2008-м.
И команда, плюнув на все эти неудачи, вновь погрузилась в концертную деятельность. Её состав значительно увеличился, они часто выступали на берлинской площадке "Quartier Latin" до 1976 года. А затем, с 1976 по 1989 раз в год они собирали аншлаги в парижском Латинском квартале. Затем были какие-то новые перемены и 1981-м они ушли со сцены окончательно.
Итог – два альбома-сборника с ранее не издававшимся материалом. Они называются «Os Mundi» (2004) и «Sturmflut» (2007). Вот треки последнего, который стоит послушать внимательно:
01. Deaf Base
02. Waber Waber
03. Sturmflut
04. En Suite
05. Riding On The Road
06. Doktor Schnabelhuhn-Suite (live feat. OHPSST)
Удо Арндт выпустил позднее шестнадцать альбомов, вошедших в Топ-10 Германии. А еще он известен как звукорежиссер и продюсер.
Если хотите послушать его музыку, посмотрите фильм «Бандитки» режиссёра Кати Фон Гарнье, снятый в 1997 году.
Вот такая краут-рок команда. Вот таким был окончание шестидесятых в Западном Берлине. Славные были времена!
Ну, на сегодня вроде бы всё... Если не лень, загляните в несколько постов, написанных мною ранее (а всего их уже за ТРИСТА!!!):
А теперь пока, - на сегодня всё! Заходите почаще на канал ЮРИЙ КИСЛОВ. Впереди еще много чего интересного!
И о существенном… Я верю, что для любого меломана, помочь каналу совсем нетрудно.
Буду вам благодарен ЗА ЛЮБУЮ материальную помощь, если у вас есть возможность помочь дальнейшему развитию канала. ВСЁ ПРОСТО: карточка СБЕРА МИР 2202 2008 9258 9803
С уважением и дружбой