С сентября 2022 года вступил в силу ГОСТ Р 70237-2022 "Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Установки электрические. Правила устройства. Воздушные линии электропередачи напряжением до 1 кВ. Общие требования".
Новый нормативный документ - ещё один шаг к замене устаревающих Правил устройства электроустановок, а точнее замене главы 2.4. "Воздушные линии электропередачи напряжением до 1 кВ".
Коротко укажу отличия в редакциях. Поехали!
Общие требования
Таблички на опорах
В ГОСТе изменили требования к табличкам на опорах ВЛ.
ПУЭ:
2.4.7. На опорах ВЛ на высоте не менее 2 м от земли через 250 м на магистрали ВЛ должны быть установлены (нанесены)...
ГОСТ Р 70237-2022:
На опорах ВЛ на высоте от 2 до 3 м от земли должны быть установлены (нанесены) постоянные знаки...
Кроме того далее идёт описание информации, которую необходимо указать на табличках. Если в ПУЭ её нужно было указывать каждые 250 метров на магистрали, то теперь количество информации стало больше, а частота установки стала зависеть от типа информации.
Например, порядковый номер - на каждой опоре, номер ВЛ - каждые 200 м, расстояние до кабелей связи - на всех опорах, расположенных ближе 4 метров до кабелей связи и т. д.
Вырубка деревьев
Описание требований при прохождении ВЛ и ВЛИ по зелёным насаждениям дополнились пунктом о допустимости обрезки деревьев (кустов), а также вырубки отдельных деревьев в соответствии с действующим законодательством для обеспечения допустимых расстояний от проводов.
Защита от коррозии
ПУЭ:
2.4.9. Конструкции опор ВЛ должны быть защищены от коррозии с учетом требований 2.5.25, 2.5.26 и строительных норм и правил.
В новом ГОСТе теперь защита для разных типов конструкций прописана в 5 подпунктах с отсылкой на действующие своды правил и ГОСТы.
Климатические условия
Отличным от ПУЭ оказалось значения для коэффициента влияния длины пролета Kl при расчёте ветровой нагрузки.
Если в ПУЭ коэффициент принимал разные значения в зависимости от пролёта, то теперь нам предлагают использовать значение 1,0 во всех случаях.
Также обратил внимание на коэффициент лобового сопротивления Сх. В Правилах он зависит от типа кабеля, но в ГОСте указан только для СИПа. Допускаю, что это ошибка редакции.
Заземление. Защита от перенапряжений
Новые требования регламентировали защиту заземляющих проводников от коррозии. Заземляющие устройства должны соответствовать ГОСТ Р 50571.5.54.
Появились подпункты уточняющие применение модульного заземления.
Соединение заземляющего проводника с заземлителем допускалось только сваркой и болтовым соединением. Теперь этот список расширен опрессовкой , использованием зажимов и других механических соединений.
В п.9.7 ГОСТ Р 70237-2022 появились дополнительные требования к аппаратам защиты и местам их установки.
Не было в ПУЭ требований о необходимости защиты от грозовых перенапряжений кабельных вставок на ВЛ защитными аппаратами по обоим концам. В ГОСТе этот пункт добавили.
Опоры
Текст главы 2.4 перешёл в новый ГОСТ почти без изменений. Добавили требования к конструкции опор, которая теперь должна обеспечивать установку кроме светильников, муфт, шкафов и т. д., "другого электротехнического оборудования"
Габариты, пересечения и сближения
Совместная подвеска проводов ВЛ до 1кВ и неизолированных ВЛ до 20 кВ на общих опорах дополнилась ограничением.
расстояние между ближайшими проводами ВЛ разных напряжений на опоре и в пролете при температуре 15 °C без ветра должно быть не менее 2 м;
Совместная подвеска проводов ВЛ до 1кВ и защищённых ВЛЗ 6-20 кВ на общих опорах дополнилась ограничением.
расстояние по вертикали между ближайшими проводами ВЛ до 1 кВ и ВЛЗ 6—20 кВ на общей опоре и в пролете при температуре 15 °C без ветра должно быть не менее 0,4 м для ВЛИ и 1,5 м для ВЛН. Расстояния определены без учета возможности работы под напряжением на ВЛ до 1 кВ
Прописали расстояние по горизонтали от подземной части опоры и заземлителей до подземного кабеля - не менее 1 м.
Пересечения и сближения воздушных линий с инженерными сооружениями
П.13.8 ГОСТ Р 70237-2022 обязал владельцев автомобильных дорог устанавливать дорожные знаки в местах пересечения ВЛ, запрещающие проезд транспорта высотой с грузом или без груза более 4,5 м в охранных зонах ВЛ.
На этом всё. Сам документ можно скачать здесь. Всем добра!