Именно так, а не наоборот, пишет свои картины ярославский художник Александр Кабин. Причём, не столько в прямом, сколько в переносном смысле.
Эта работа (на фото выше), наверняка, самая эффектная и запоминающаяся из 32 объектов, представленных на выставке «Александр Кабин. Fatum», открывшейся 12 октября 2022 года в московской галерее Artstory. Именно она расположена в самом выигрышном месте выставочного пространства. Именно на неё первым делом обращает внимание зритель. Именно на её фоне проходила и церемония открытия (на фото ниже).
Но лично для меня программной работой Александра Кабина является другая. Я, конечно, скажу, какая и почему. Однако прежде — несколько слов о самом проекте.
Название выставки — fatum — определённо несёт в себе негативные, мрачные коннотации. Слово это, как правило, ассоциируется с чем-то деструктивным: «злой рок», «неотвратимая судьба».
На первый, поверхностный, взгляд, данная догадка подкрепляется и визуальным рядом. Монохромная чёрно-белая (хотя скорее чёрная, чем белая) гамма. Пустынные, словно постапокалиптические, пейзажи. Размытые, словно засвеченные, силуэты. Угольно-рыхлые, словно сгоревшие, иконы…
Но, вопреки ожиданиям, художник вовсе не считает себя пессимистом. Лучше всего об этом сказал он сам, отвечая на вопрос одного из зрителей:
— Фатум для вас — неизбежность?
— Ни в коем случае! Для меня это испытание.
«Испытание»… Да. И каждый проходит его в одиночку. У каждого — свой путь, свои опоры и ориентиры.
Результат тоже у каждого — свой. И иногда бывает так, как случайно получилось во время вернисажа. Одна из инсталляций (на фото выше) оказалась «дополнена» недопитым бокалом, что придало ей дополнительный, трагический, на мой взгляд, оттенок.
И всё же свет в окружающей нас сейчас тьме есть. Он льётся с картины «Исповедь художника», которую я и назвала бы программной, ключевой в представленной экспозиции — белый, сияющий холст на мольберте в окружении непрозрачной, смоляной черноты.
Составленная из двух фрагментов, напоминающих ворота, сквозь которые пробиваются ослепительные лучи, она как будто зовёт, приглашает открыть эти «двери» и погрузиться в свет навсегда — укрыться, сбежать от надвигающегося со всех сторон мрака.
Но с другой стороны, возможно, только одно это сияние и способно осветить тьму, раздвинуть мрак. Вероятно, только благодаря ему и можно ещё существовать в этом мире. И не будь его, окружающая действительность станет совсем непрО/Иглядной.
Как поступить? Уйти или остаться? Мне кажется, именно это «испытание» имел ввиду художник. Именно его уготовил нам fatum. И пройти его придётся каждому из нас.
Вероника Милославская.
Фото автора.
#искусство #современное искусство #живопись #вернисаж #выставка #художник #рецензия #галерея #культура #досуг в москве