Найти в Дзене
Азбука Вокала

Эффект Моцарта, или Что такое музыкальная психология?

Когда я говорю новым знакомым, что я не только педагог по вокалу, но и музыкальный психолог, люди всегда очень сильно удивляются - звучит экзотично. А потом закидывают вопросами - а что это? А зачем это нужно? А что это даёт? Вот я и решила подробно рассказать об этом направлении и профессии. Музыкальная психология - это научная дисциплина, которая изучает, что такое музыка как феномен как именно музыка воздействует на человека. Уже со времён существования древних цивилизаций - Египта, Индии, Китая, Греции и других, - люди исследовали и накапливали опыт о взаимодействии души человека с музыкой. Задумывались ли вы, например, о том, почему одна последовательность звуков и ритма заставляет нас пуститься в пляс, а другая - пустить слезу? Что именно в мозге человека распознаёт это как эмоцию, и выдаёт реакцию? А зачем музыка вообще нужна человеку, как явление? Ведь в мире не существует ни одной народности или племени, где не было бы музыки! Для чего она нужна, какая от неё польза? М

Когда я говорю новым знакомым, что я не только педагог по вокалу, но и музыкальный психолог, люди всегда очень сильно удивляются - звучит экзотично. А потом закидывают вопросами - а что это? А зачем это нужно? А что это даёт?

Вот я и решила подробно рассказать об этом направлении и профессии.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Музыкальная психология - это научная дисциплина, которая изучает, что такое музыка как феномен как именно музыка воздействует на человека.

Уже со времён существования древних цивилизаций - Египта, Индии, Китая, Греции и других, - люди исследовали и накапливали опыт о взаимодействии души человека с музыкой.

Задумывались ли вы, например, о том, почему одна последовательность звуков и ритма заставляет нас пуститься в пляс, а другая - пустить слезу? Что именно в мозге человека распознаёт это как эмоцию, и выдаёт реакцию? А зачем музыка вообще нужна человеку, как явление? Ведь в мире не существует ни одной народности или племени, где не было бы музыки!

Для чего она нужна, какая от неё польза? Можно ли с помощью музыки влиять на деятельность мозга, эмоции и поведение человека? Вот на эти фундаментальные вопросы и отвевает музыкальная психология.

И вот какие главные ответы найдены. Музыка оказывает самое сильное влияние на мозг человека среди всех других воздействий. Музыка буквально заставляет нас менять состояние и настроение. В момент прослушивания или исполнения музыки мозг генерирует одновременно гормоны удовольствия и антистресса. Часть гормонов удовольствия выделяется, когда слушатель в своём мозге как бы предсказывает дальнейшее развитие музыки, и музыка действительно развивается именно так!

А ещё, гормоны, выделяемые при слушании музыки снижают физические болевые ощущения. Ещё в 1970-х годах исследователи заметили, что в больницах, где проигрывают определённую музыку, больные потребляют на порядок меньше обезболивающих лекарств.

Эффект Моцарта - одна из наиболее ранних, но при этом довольно спорная концепция в современной музыкальной психологии. Она гласит, что прослушивание музыки Моцарта повышает интеллектуальные способности. Но новые исследования не доказывают прямой корреляции между музыкой Моцарта (и другой классической музыкой) и интеллектом.

Но если эффект от прослушивания - спорный, то доказано, что практические занятия музыкой, особенно с детства, сильно развивают интеллект и креативное мышление. Сразу вспоминается Эйнштейн, играющий на скрипке!

Однако, что важно - при прослушивании музыки (любой, не только Моцарта) между полушариями головного мозга возникают связи, которые не появляются никаким другим путём!

На практике - есть многочисленные наблюдения, как у людей, страдающих возрастными дегенеративными заболеваниями нервной системы возвращается самосознание, память и интеллект во время прослушивания музыки, особенно классической. В этом русле происходит много исследований, так как музыка явно помогает активировать и усилить деятельность мозга.

Есть исследования о перспективах лечения депрессивных состояний с помощью музыки. К слову, у меня в практике несколько раз были случаи, когда ученики признавались, что избавлялись от подавленности и депрессии с помощью наших вокальных занятий.

Всеми этими явлениями и занимается научная музыкальная психология. На практике - это такие дисциплины как звукотерапия, музыкатерапия, вокалотерапия. Все эти виды музыкальной практики считаются весьма эффективными при работе с особыми детьми.

Я в своей практической работе использую элементы вокальной терапии. Я вижу своей главной целью не просто научить петь, а повысить качество жизни человека с помощью занятий вокалом. Это серьёзная и увлекательная работа по самопознанию. Она даёт возможность ученику пристально взглянуть на свои эмоции, особенно те, что «застряли» в теле и проработать их. В комплексе это даёт чувство свободы и радости.

Что почитать по теме?

Рекомендую три книги для начинающих.

  1. Дон Кемпбелл - «Эффект Моцарта»
  2. Кристоф Дрессер - «Почему мы все музыкальны?»
  3. Оливер Сакс - «Музыкофилия»

И для тех, кто хочет более основательно разобраться в теме - рекомендую книгу «Homo Musicus» Дины Кирнарской, одного из крупнейших в стране музыкальных психологов.

Поверьте, несмотря на пристальный интерес ученых, музыка как явление ещё крайне мало исследована, и со временем мы узнаем о ней ещё много интереснейших фактов и закономерностей.

Остались вопросы или есть что добавить по теме? Пишите в комментариях, с удовольствием обсужу с вами!

Вот мои другие статьи по этой теме:

Как занятия музыкой могут помочь развить главные профессиональные компетенции ХХI века?
Азбука Вокала25 ноября 2020
6 захватывающих книг о влиянии музыки на мозг человека
Азбука Вокала20 августа 2020
Вокалотерапия: как это работает?
Азбука Вокала5 августа 2020

Звучите и будьте счастливы!

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

#психология #медицинаиздоровье #Вокал #Музыка #голос