По наколке Вадима Левенталя, анонсировавшего рецензию в «Литературной газете», узнал о существовании книги «(не)свобода» Сергея Лебеденко, человека-оркестра, он и корреспондент почившей «Новой газеты», преподаватель курсов литературного мастерства, ведет телеграм о книгах и много еще чего, «(не)свобода» - его дебютный роман, вышедший в «Редакции Елены Шубиной».
У госпожи Шубиной на Лебеденко, видимо, большие планы, дебют издан тиражом 2,5 тысячи экземпляров, и это когда продажи книг просели на 10-15%, а 2 тысячи – без того запредельный тираж, который почти все авторы Шубиной не могут продать годами. Но посмотрим, я в литературное будущее (и настоящее) Лебеденко пока не верю.
Дошел лишь до 26-й страницы и, честно сказать, утомился. Сюжет топчется на месте. Страниц пять или даже семь судья Марина искала пуговицу от мантии. Не нашла. Зато к ней в совещательную комнату ворвался прокурор.
«- Марин, там начинать уже пора.
- Мы сильно задержались?
- Ну…»
Ну, я не знаю, какой Лебеденко судебный журналист, но я, простой юрист, работавший в том числе в суде (правда, в начале века), не могу представить прокурора, который осмелился бы постучаться к судье и сказать, мол, пора, Марина, начинать, надоело ждать.
С этим ладно, предположим, судья Марина слабохарактерная дура, может, дальше будет больше, ведь я прочел только 26 страниц из почти 400 – считай, ничего не прочел. Однако фамилия Навального появилась уже на 18-й странице.
«Марину успокаивало, что оппозиционер ей попался смирный, не из политических селебрити. Не Яшин или Навальный, которые бы сразу стали постить в инстаграм, какой плохой суд их засудил и как жулики и воры рано или поздно сами окажутся за решеткой. Нет, у нее в «аквариуме» сидел…»
«Аквариум» через пять страниц станет клеткой: «осталась только клетка со Шпаком» - да, подсудимого зовут Анатолий Шпак, он электрик из Мытищ, судят 45-летнего мужика за сопротивление полиции на митинге.
Часть 2
Вернулся к чтению книги бывшего внештатного корреспондента «Новой газеты» Сергея Лебеденко. Удивляюсь терпению Вадима Левенталя, прочитавшего книгу и написавшего огромную рецензию в «Литературной газете», я остановился на 150-й странице, прочтя треть, и не знаю, как быть дальше, «(не)свобода» - пытка.
Специально включил все поисковые сайты в сети, чтобы найти биографию Лебеденко, убедился, парень окончил юридическую магистратуру МГИМО, и у меня опять множество вопросов к качеству образования в одном из лучших, как нас уверяют, вуза страны.
Автор с юридическим образованием делает элементарные ошибки, например, у него районная судья одновременно разбирает уголовные и гражданские дела. Понятно, того требует сюжет, но можно было изящно обойти возникшую «коллизию», хотя талант – это не про писателя Лебеденко.
Редакция Елены Шубиной после публикации книги «(не)свобода», по мне, должна подать заявление об увольнении всем составом, стыдно и непрофессионально публиковать подобного рода романы. По ходу чтения хотелось вырвать лишние страницы, пустые разговоры, которые создают объем, но не влияют на сюжет. Скверная графомания.
Степень художественно таланта Лебеденко можно оценить по нескольким угарным предложениям, не в силах их все выписать, приведу только одно: «Такси прикрыло стекольное веко и, прошуршав резиной по асфальту, вернулось в переплет дорожный линий».
По сюжету книги дочь слесаря, осужденного за участие в митинге (большой вопрос, зачем слесарь поперся на митинг, а он туда поперся, сомнений нет), оказалась лесбиянкой. На встрече с дочерью в СИЗО смертельно больной отец, готовящийся отправиться по этапу, «постучал по столешнице ногтями, проворчал:
- Спасибо, что не пацана родили, а то записали бы меня в еще в обиженные. За такое воспитание…»
Книга о «театральном деле», но, дойдя до 150-й страницы, до «дела» так и не дошло. Саша, дочка слесаря, пытаясь пробиться в «Будущую газету», чтобы с ее страниц попытаться вызволить отца, думает спрятаться во время обыска в театре, чтобы по горячим следам написать скандальный репортаж. Обыск в театре имени Шевченко, то есть Гоголь-центре, анонсировали все информационные агентства страны. Бывает.
Читать книгу убийственно сложно, она, во-первых, плохо написана, опять же, редакторы Шубиной, вероятно, файл с рукописью даже не открывали; во-вторых, нужно глубоко погрузиться в современную политическую повестку, чтобы понять о чем Лебеденко ведет речь, кто все эти миллионеры, милиционеры и следователи, хотя бы, кто такой Навальный и почему его фамилия упоминается каждые пятьдесят страниц текста.
Не против конъюнктурных «либеральных» романов, но где приличные авторы с той стороны? Зато теперь понимаю уровень профессионализма и знаний авторов «Новой газеты», все у них вот так, одни словом - ужас.
Часть 3
В конце книги «(не)свобода» автор благодарит. «Спасибо и тебе, дорогой читатель, что дочитал эту книгу до конца», - написал Сергей Лебеденко. Как говорится, лучше помоги, автор, материально, прочитать 400 страниц «романа» было чрезвычайно нелегко.
«(не)свобода» в первую очередь провал редакторов. Вполне допускаю, что Лебеденко принес нечитаемый текст, который по неизвестным Вселенной причинам надо было опубликовать. Высушили и издали, как могли, но вышло все равно паршиво.
Редакторы не юристы, где-то к середине я простил им все огрехи, однако не понимаю, почему некоторые персонажи меняют имена, их то повышают, то понижают в звании. Явно автору плевать на своих героев, но редактор же на работе, он обязан выискивать блох в тексте.
Похоже, к середине книги Лебеденко потерял интерес к родному сочинению или запутался в происходящем. Балансируя на грани плохой публицистики и ужасной прозы, парень из «Новой газеты» попытался втиснуть накопившееся в груди обиды на русское государство, вышло так себе. Для меня осталось загадкой, что произошло на Болотной площади в Москве, что изменило сознание абсолютно всех персонажей Лебеденко.
Главный герой Олег в какой-то момент решил из журналиста «Будущей газеты» стать адвокатом – и новая линия с ним не единственный абсурд в «романе».
Представьте себе, парень приходит в коллегию адвокатов, заявляет, что хочет быть адвокатом, его закономерно посылают, так как опыта никакого, кроме диплома, на улице Олег встречает тетку-адвоката, которая тотчас предлагает ему пойти общественным защитником на заседание по мере пресечения неизвестному правозащитнику, занимающемуся тюремными делами, но – внимание! – не нашедшего себе адвоката.
Книга, напомню, начинается с процесса над сантехником или слесарем, который явился на митинг. Виновен он или нет, мы не узнаем. Шпак, сообщит Лебеденко в финале, выйдет по УДО, а потом умрет. Его дочь, которая пришла в журналистику, чтобы спасти отца, быстро забила на папу болт, погрузившись в личные дела. Сюжет от страницы к странице менялся. О чем книга, спросит читатель, и хрен получит ответ.
Последнее. На странице 353-й лесбиянка Саша, описывая свои ощущения от близости с Романом, сыном православного олигарха, размышляет: «как и многие парни, Роман во время секса бубнил про себя почерпнутые из порно фразочки и штампы». «Многие парни»… Девушки, неужели все так?