Найти тему
Пикабу

Про "Чёрный квадрат" Малевича

Увидел очередной мем про "Чёрный квадрат" с подписью "Я знаю, что ты так нарисуешь, ты так продай". Решил написать своё колхозное мнение по вопросу, а то иначе зачем интернет, жизнь, Вселенная и всё остальное?

Даже если отбросить весь исторический контекст (чего, вообще-то, никогда делать не надо), то для меня это интересный технический эксперимент. Для начала, Чёрных квадратов по музеям 4 штуки висят.

В Русском музее и Эрмитаже типичная модульная сетка: разделить полотно на определённое количество частей и объекты привязать к этим линиям. Ширина белого поля на картине в Русском музее 1/9 от общей ширины, в Эрмитаже 1/10. А вот в Третьяковской галерее самый интересный вариант: там площади чёрного и белого цветов равны, и я не знаю, делал ли кто-то так раньше, мне кажется, что нет.

Далее. Как известно, у композиции есть некоторые правила, при нарушении которых итог выглядит плохо. На тему самых основ композиции я как-то писал большой текст.

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1.

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 2.

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 3.

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 4 (заключительная)

Кратко напомню некоторое:

- При переводе изображения в чёрно-белое оно должно нормально смотреться. Если изображение плохо выглядит в ч/б, то в цвете оно будет плохо выглядеть в любом случае. - Нет полной симметрии. - Низ тяжелее верха. - Проверка в зеркальном отражении. В зеркальном отражении характер картины может полностью меняться, но всё равно картина должна нормально выглядеть. - Главный центр композиции должен быть один.

Так вот, можно посмотреть на Чёрный квадрат с точки зрения этих правил. Многие отмечали, что стороны квадрата не совсем параллельны, и это не потому, что у Малевича не было линейки, просто надо было уйти от полной симметрии. Да и остальные правила хорошо подходят. Вообще, Чёрный квадрат - это часть триптиха с Чёрным крестом и Чёрным кругом, там, кстати, несимметричность сильно заметнее.

.
.

Тут можно даже не говорить о том, что квадрат, круг и крест - это древнейшие символы с кучей значений, я пока про техническую часть. Круг кто-то мог ожидать посередине, но тут как раз асимметрия и утяжеление низа за счёт белого цвета.

В общем, я бы сказал, что технически Чёрный квадрат - это "насколько близко можно подойти к границам правил живописи, но не нарушить их". Плюс деление картины по площади объектов - это для своего времени новый эксперимент. Так что для меня это интересная вещь даже безотносительно исторического контекста, который, на самом деле, определяет почти всё.

На этом лекция для колхозников окончена, можно достать самогон, накатить стакан за супрематизм, а потом расчехлить гармошку.

P.S. Насколько понимаю, размер Чёрного круга тоже по модулям считается, похоже, его размер 7/9 от общей ширины.

Ещё разное про современное искусство.

Про современное искусство.

Про феминизм, арт-проекты и имена.

Бессмысленный хипстеризм

Про живопись.

Художник Жак-Луи Давид.

Про салонную живопись.