Для лиц, принимавших участие в боях, в российском законодательстве предусмотрены два статуса – участник и ветеран боевых действий.
Они во многом совпадают, но есть и серьёзные различия. Они влияют на объём государственной поддержки, оказываемой людям с таким статусом.
Разница между статусами
Вначале – коротко о том, на основании чего присваиваются оба статуса.
Участник
Чтобы получить этот статус, нужно, как это ни банально звучит, воевать. Предполагалось, что будет принят специальный закон, определяющий, кто имеет право считаться участником, однако проект Федерального закона «О статусе участников боевых действий» был ещё в 2013 году снят с рассмотрения Государственной Думой.
По сути, статус участника получают все военнослужащие, сотрудники МВД, МЧС и других государственных органов, а также гражданские лица, работавшие по контракту с Министерством обороны – если они выполняли свои обязанности на территории, где шли боевые действия.
По сути, статус даёт право лишь на ношение нагрудного знака «Участник боевых действий». Правила и особенности его вручения предусматриваются приказами, издаваемыми каждым из ведомств отдельно.
Ветеран
А вот в отношении ветеранов уже всё гораздо проще. Для всех действует единый Федеральный закон «О ветеранах», ст. 3 которого как раз устанавливает перечни лиц, имеющих право на получение этого статуса. В перечень входят:
- военнослужащие, сотрудники МВД, нацгвардии, ФСИН, ФСБ –при условии, что они исполняли свои обязанности на территориях, где шли бои. Полный перечень территорий установлен приложением к Федеральному закону «О ветеранах» ;
- лица, занимавшиеся разминированием (в том числе и боевым тралением) после Великой Отечественной войны;
добровольцы из отрядов самообороны Дагестана, участвовавшие в контртеррористической операции августа-сентября 1999 года; - военные водители, перевозившие грузы во время Афганской войны;
- гражданские лица, обслуживавшие части вооружённых сил СССР или России в период их участия в боевых действиях – при условии, что эти граждане были ранены или контужены, либо награждены правительственными наградами;
- лица, командированные в Сирию после сентября 2015 года и отработавшие там полный срок контракта, либо вернувшиеся досрочно по уважительным причинам;
- сотрудники правоохранительных органов, работавшие на территории Чечни и в прилегающих к ней территориях в период контртеррористической организации;
- лица, направленные на территорию ЛНР, ДНР или Украины для выполнения государственных задач в период с 24 февраля 2022 года.
Легко заметить, что каждый ветеран боевых действий является их участником, но не каждый участник может считаться ветераном. Дело в том, что согласно ст. 28 ФЗ «О ветеранах», все льготы и меры поддержки, предусмотренные этим законом, человек получает при предъявлении удостоверения ветерана. Так что можно сказать, что ветеран – это участник боевых действий с удостоверением.
В чем конкретные отличия
Конкретные отличия между статусами ветерана и участника боевых действий проявляются в следующем:
- Участник, не получивший статус ветерана, может рассчитывать лишь на право ношения соответствующего нагрудного знака.
- Ветеран, получивший удостоверение, вправе рассчитывать на льготы и меры государственной поддержки, предусмотренные федеральным и региональным законодательством.
В частности, ветераны имеют право:
- на компенсацию оплаты коммунальных услуг;
- на первоочередную установку телефона;
- на преимущество при вступлении в жилищные, садовые, гаражные и другие аналогичные кооперативы;
- на медицинское обслуживание в тех ведомственных организациях, к которым они были прикреплены во время службы;
- на предоставление на работе оплачиваемого отпуска в любое удобное время;
- на дополнительный отпуск;
- на бесплатный проезд или скидку при покупке билетов на общественный транспорт (если это предусмотрено региональным законодательством) и т. д.
Все эти и другие льготы простым участникам, даже имеющим об этом запись в военном билете, недоступны.
Как участник становится ветераном
Порядок получения статуса зависит от того, к какой категории лиц относится участник. Общий алгоритм приведён в постановлении Правительства РФ №763 от 2003 года «Об удостоверении ветерана боевых действий», а на практике это выглядит примерно так:
- Военнослужащему, продолжающему находиться в рядах вооружённых сил, необходимо запросить выписку о личном участии в выполнении боевых задач. Она готовится сотрудниками Министерства обороны и вшивается в личное дело военнослужащего, хранящееся в документах части.Когда выписка готова, участник боевых действий подаёт рапорт на имя начальника части с просьбой присвоить статус ветерана. Комиссия из начальника и его заместителей рассматривает рапорт, проверяет, находится ли конкретный человек в согласованных списках и нет ли каких-либо нарушений. После этого по мере поступления бланков удостоверения заполняются и вручаются под расписку военнослужащим.
- Для сотрудников государственных органов, продолжающих находиться на службе, порядок будет аналогичным: претендент подаёт рапорт на имя непосредственного начальника, комиссия рассматривает заявление и, если участие в боевых действиях подтверждено, выдаёт удостоверение.
- Гражданским, командированным в зону боевых действий для выполнения государственных задач, а также уже уволенным с военной или иной службы лицам, обращаться необходимо в то ведомство, по линии которого они участвовали в боях. Например, если гражданин в 90-х годах, находясь на срочной службе, воевал на территории Чеченской республики – ему необходимо обращаться в военкомат.При подаче заявления к нему прилагаются документы, подтверждающие участие в боевых действиях (выписка из архивов Министерства обороны, наградные листы и т. д.). Заявление рассматривается комиссией, и, если статус ветерана подтверждён, удостоверение выдаётся под роспись.
С того момента, как заявителю выдано удостоверение, он получает право пользоваться всеми льготами, которые предусмотрены для него законодательством.
Центр юридической поддержки граждан России. Подпишитесь на наш телеграм канал