Продолжим рассказывать про прогулку по Владимиру. Это идеальный город для путешествия «выходного дня». Сюда за 2-3 часа можно добраться из Москвы, Нижнего Новгорода, Ярославля, Иваново, Костромы и вечером этого же дня вернуться назад. Проводить тут неделю-другую безвылазно не рекомендуем. За пределами исторического центра — это обычный большой, красивый город, областной центр, ритм жизни которого стремительно приближается к московскому и петербургскому (сказывается близость к столице). А в отпуске обычно хочется тишины и покоя!
Мы уже показали вам карту маршрута, самую старую церквушку, величественный Успенский собор, Золотые ворота и «Владимирский Арбат». Помчали дальше!
ПОЭМА В КАМНЕ... ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР
Дмитриевский собор, в том виде, как мы его видим сегодня — результат «реставрации» 1837-1839 годов и последующих работ, призванных хоть отчасти исправить то, что было разрушено николаевскими «знатоками русского стиля». Первоначально собор на уровне первого яруса с трех сторон был окружен галереями, а со стороны западного фасада по углам стояли две лестничные башни. Сейчас, конечно, представить сложно.
Когда точно он был построен, неизвестно. Историки полагают, что между 1194 и 1197 годами. Заказчиком строительства выступал князь Всеволод Большое Гнездо (1154-1212), который на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя мученика Дмитрия Солунского — своего небесного покровителя.
В работе над собором были задействованы только русские зодчие — летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немец». Однако историки уверены, что к этому архитектурному чуду (иначе не назовешь!) руки приложили и выходцы с Балканского полуострова — болгары, сербы или далматинцы. Это объясняет сходство белокаменного убранства собора с общесредневековыми традициями, характерными не только для Балкан и Византии, но и других европейских государств.
В 1197 году в Дмитриевский собор из базилики св. Дмитрия в греческом городе Фессалоники (Солунь) были привезены главные реликвии — большая икона, изображающая святого в полный рост, и серебряный чеканный ковчежец, где находилась «сорочка» — частица одежды, пропитанная кровью мученика. Летописец сообщает: «И принес доску гробную из Селуня святого мученика Дмитрия, миро непрестанно точащего на здравье немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика тут же положи».
Почему собор посвящен Димитрию?
Мать Всеволода — византийская принцесса — жила в Константинополе, при дворе императора Мануила Комнина, где св. Дмитрий почитался как покровитель императорской семьи.
По мнению некоторых исследователей самый большой урон был причинен зданию в XIX веке. В 1834 году во время посещения Владимира император Николай I обратил внимание на крайнюю ветхость и бедность храма и пожелал привести собор в «первобытный вид». Усердные «реконструкторы» разобрали в 1837—1839 годах окружавшую собор с юга, запада и севера галерею, а также примыкавшие башни с внутренними лестницами, ведущими на хоры.
Эти невосполнимые потери не только исказили облик храма, но и сильно ослабили его конструкцию. В 1840—1847 годах состоялся ремонт: стены были заново расписаны, при этом погибли древние фрески, пол опущен, устроен новый иконостас, винтовая лестница на хоры.
Кстати, свою службу у собора исправно несет и трехлапая владимирская дворняга! Наших псов она с лаем отгоняла, но в драку не лезла.
Фасады храма четко разделены на три яруса. Нижний практически лишен какого-либо убранства, ведь первоначально он был закрыт теми самыми утраченными галереями, окружающими собор с трех сторон. По углам галерей располагались лестничные башни. Эти галереи и башни вероятнее всего появились или были перестроены чуть позднее самого собора и соединяли собор с княжеским дворцом. Они также имели белокаменную резьбу, несколько отличавшуюся по стилю, которую впоследствии, при разборе галерей и башен в 1838 году, использовали для заделки утрат на фасадах собора. Заплатки (!).
На фасадах Дмитриевского собора находятся более пятиста рельефов. Но подлинные сохранились лишь на западном, немного в центральных и восточных пряслах южного и северного фасадов, на апсидах.
Резные камни на фасадах храма создают причудливую картину мира, где христианские образы гармонично сосуществуют с образами языческой мифологии и сюжетами средневековой литературы. Можно предположить, что в первоначальном замысле скульптурного оформления ведущей являлась тема власти. Южный фасад, например, украшен большой по размеру композицией «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет, который современному наблюдателю кажется весьма необычным для украшения православного храма, в средние века был популярен и на Руси, и в Европе, и на Востоке благодаря византийской повести «Александрия», переведенной на многие языки. Этот же сюжет был очень распространен во владимиро-суздальском искусстве: он украшал и первоначальный Успенский собор, и церковь Покрова на Нерли, и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.
На северном, обращенном к городу, фасаде находится рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Всеволод Большое Гнездо изображен сидящим на троне в окружении своих старших сыновей Константина, Георгия, Ярослава и Святослава, с новорожденным Владимиром на руках. Всего у князя было двенадцать сыновей. Это, как известно, и послужило причиной возникновения его прозвища «Большое Гнездо».
Западная стена храма украшена тремя рельефами, стилизованно иллюстрирующим подвиги Геракла.
Но нас всего более всего заинтересовал звериный мир декора — арабески Дмитриевского собора. По сути это «аристократические» звери — геральдические эмблемы знати. И действительно, княжеские гербы XII-XIII веков часто содержали изображения барсов, пардусов (кошек-леопардов) и других существ. Образы, пришедшие из мира средневековой книжности — с ними была знакома княжеская знать. Простому люду подобные сюжеты были неизвестны и непонятны, удивляли и даже устрашали. Кроме того — и на это стоит обратить внимание — первоначально собор стоял за белокаменной стеной и его резьбой могли любоваться лишь те, кто имел доступ на княжеский двор.
Ну а сейчас, в современном нам Владимире, рядом с собором устроена удобная смотровая площадка. Рядом - парковка. Словом, на это чудо стоит посмотреть, все условия созданы!
По ощущениям храм очень напоминает Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Но в гораздо лучшей сохранности. Ловите для сравнения:
Георгиевский освящён в 1234 году, то есть за 4 года до монголо-татарского нашествия. Он моложе своего владимирского собрата. Но изначально тоже выглядел иначе, гораздо выше и сложнее. В 1452 году юрьевский храм обрушился, и решать проблему «на место» послали Василия Ермолина, главного архиктора Московского княжества. Он в 1471 году провёл первую в истории России «комплексную реставрацию архитектурного памятника», вот только методов научной реставрации тогда не знали, чертежей и обмеров не было, а многие фрагменты за 20 лет успели растащить люди — и как результат, получилось совсем не то, что было изначально. Собор стал примерно вдвое ниже. Но он такой 550 лет из почти 800 лет своей истории!
В белокаменном зодчестве Владимиро-Суздальской Руси была очень популярна каменная резьба — скульптуры, барельефы, орнаменты. Но апофеоза это искусство, по словам специалистов, достигло именно в Юрьеве-Польском. Георгиевский собор был покрыт фигурами и орнаментами почти целиком, и его убранство слагало цельную картину. И вот именно её-то восстановить не удалось: теперь собор в Юрьеве — как чудом уцелевшие обрывки сгоревшей рукописи. Будете ездить по здешним местам — заходите, сравнивайте!
Рядом с Дмитриевским собором – длинное, желто-розовое здание. Это Палаты или Присутственные места. На фото они справа от Алексея и девочек с пёселями:
В 19 веке здесь располагался губернский управленческий аппарат, а сейчас экспозиции Владимир-Суздальского музея заповедника. Вход в Палаты со стороны парка, который с любовью назван Липки. Можно и экспозиции поразглядывать – они чуть ли не каждую неделю новые, а можно и в парке у фонтана посидеть и выпить горячий кофе, который тут продают вполне сносный.
В следующий раз мы расскажем про еду и жилье во Владимире для путешественников с собаками. А также - про то, какое отношение к городу имел великий герой Новгородчины Александр Невский.
ИТОГО
Город Владимир впервые упоминается в древнерусских летописях конца X века.
История образования города, судя по тому как говорится в Ипатьевской летописи, начинается между 990 и 992 годами, с основания Великим Киевским князем Владимиром Святославичем (Владимиром Красное Солнышко).
Здесь на высоком берегу реки Клязьмы, на границе Залесья и Ополья, во время крещения Владимиром местного населения Суздальской земли, князь повелел заложить город и назвать его по своему первому имени Володимир.
В 1108 году переяславский князь Владимир Всеволодович Мономах продолжил начинания Владимира Крестителя. По свидетельству археологических раскопок и других летописных источников, Владимир Мономах, для защиты Ростово-Суздальской Руси от вражеских набегов, построил новую, более мощную крепость, которая была хорошо защищена с юга крутыми берегами реки Клязьмы, с севера берегами реки Лыбедь, а с запада и востока путь врагам преграждали глубокие овраги.
Туристов влекут в город три белокаменных памятника домонгольского зодчества, признанные Всемирным наследием ЮНЕСКО в составе объекта «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля»:
- Успенский собор — кафедральный в Северо-Восточной Руси XIV века (1158—1160, перестроен в 1185—1189; в интерьере — фрагменты фресок XII—XIII веков и фрагменты фресок 1408 работы Андрея Рублёва и Даниила Чёрного; в 1810 году к собору была пристроена колокольня, в 1862 — придел Георгия);
- Дмитриевский собор (1194—1197; одноглавый, с богатой декоративной резьбой на фасадах);
- Крепостные Золотые ворота (1158—64, перестроены в XVII—XVIII веках) — белокаменная триумфальная арка с полуциркульным сводом из туфа, над ней надвратная церковь (обновлена в 1469 В.Д. Ермолиным; перестроена в 1810).
Оставайтесь с нами!
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас