Найти тему
Российский бомонд

Василий Шукшин vs Андрей Тарковский: когда столкнулись "простой русский мужик" и "тонкий гений"

Дистанция, отделяющая Шукшина от Тарковского, очевидна. Интереснее то, что их объединяло и объединяет. Даже после смерти имена этих людей остались вписаны золотыми буквами в культурную историю нашей страны.

Шукшин, Тарковский, и даже Андрон Кончаловский и Александр Митта – вы знали, что все они были однокурсниками, закончили режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую М.И. Ромма? Кончаловский, правда, выпустился на несколько лет позже. Я даже пыталась найти названия или иную информацию об их дипломных работах, но за давностью лет – дело было 60 лет назад – ничего не нашла.

Василий Шукшин (о феномене его популярности мы говорили вчера) – режиссер, актер, писатель – был выходцем из глубокой провинции. Он писал о "сельских чудиках", как позже называли его персонажей критики. И сам был тоже таким вот "чудиком" – простым, бесхитростным (на первый взгляд), служивым, человеком от мотыги. Его судьба дала удивительный крен, и Шукшин прославился на всю страну.

Андрей Тарковский – культовый советский режиссер, работы которого стали мировым достоянием – представлял собой личность совершенно противоположную Шукшину. Наследник творческой интеллигенции, мятущийся и резкий, его работы сочились психологизмом и метафорами.

Итак, будучи студентами, Тарковский и Шукшин были знакомы. Почему и как они конфликтовали?

Памятник на ступеньках ВГИК многие критиковали. Один из юзеров рунета сравнил Шукшина с Фредди Крюгером. На мой взгляд, вполне удачный памятник.
Памятник на ступеньках ВГИК многие критиковали. Один из юзеров рунета сравнил Шукшина с Фредди Крюгером. На мой взгляд, вполне удачный памятник.

***

Знаете, я совершенно уверена, что если тебя что-то бесит в другом человеке – ищи это в себе самом. Это непреложная истина. Мы не любим в других то, что чуем в себе, и переносим свое неприятие на Другого. Вот и у Василия Макарыча и Андрея Арсеньевича, несмотря на всю их внешнюю непохожесть, был общий психологический знаменатель. Они это чуяли в друг друге, поэтому в молодости держались максимально холодно и презрительно. Что же это был за знаменатель? Я думаю, что это покинутость, переживание в раннем детстве своей ненужности и покинутости.

И Шукшин, и Тарковский рано потеряли отцов. Когда началась ВОВ, Андрею было 9 лет, Василию – 11. В эпоху репрессий 30-х годов алтайский крестьянин Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян. Василия воспитывал отчим, и хотя детство было пронизано бедностью и тяжелой работой, Шукшин вспоминал мать и отчима с благодарностью. Что касается Тарковского, то его отец бросил в 3-летнем возрасте, уйдя к другой женщине. Андрея тянула мать. И парень вырос недовольным жизнью и неблагодарным – он после школы связался с дурной компанией и вообще чуть не угодил в тюрьму. И пока Андрей "дурковал", Шукшин вкалывал слесарем на заводе, работал в школе, служил в ВМФ. Шукшин был не только по жизненному опыту, но и по возрасту старше всех однокурсников – ему было 25, когда он поступил во ВГИК.

"Калина красная" (1974) – фильм, который можно назвать венцом всего творчества Василия Шукшина.
"Калина красная" (1974) – фильм, который можно назвать венцом всего творчества Василия Шукшина.

***

Во многом ученики обязаны своему учителю, Народному артисту СССР, лично знакомому со Сталиным (И.В. любил его картины), Михаилу Ромму. Говорили, что Ромм нарочно взяв в свою мастерскую двух абитуриентов только потому, что один знал слишком много (Тарковский), другой – слишком мало и был великовозрастным "колхозником-переростком" (Шукшин). 

Шукшин болезненно переживал свою необразованность, остро ощущал превосходство однокурсников в интеллектуальном плане (думаю, по этой причине он впоследствии и стал спиваться). Да, Ромм ставил вот такие вот психологические опыты над своими студентами – они у него были, как подопытные мышки. Может, это и было жестоко, но все его выпускники впоследствии стали выдающимися творцами.

Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский пишут сценарий "Андрея Рублева"
Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский пишут сценарий "Андрея Рублева"

***

В личной жизни у них тоже было много похожего. И Тарковский, и Шукшин были домашними тиранами. Только разного свойства.

Василий Макарович был "домашним тираном обыкновенным" – пил, дрался, крушил мебель. Его жена, Лидия Федосеева, не только терпела все это, но еще и в ущерб сну и пище помогала мужу писать – правила его писанину, относила в издательства.

Тарковский был "тираном психологическим". По словам дочери, родители были друг с другом на «вы» и на работе, и дома. При этом отец постоянно изменял матери. Он вслух и не стесняясь говорил, что чтобы актриса поняла, чего от нее хочет режиссер, она должна войти с ним в близкие отношения.

Андрей Тарковский и Валентина Малявина (советская актриса с печальной судьбой, которая после романа с Тарковским, кино-славы спилась, лечилась в психиатрии, затем в результате пьяной драки потеряла зрение).
Андрей Тарковский и Валентина Малявина (советская актриса с печальной судьбой, которая после романа с Тарковским, кино-славы спилась, лечилась в психиатрии, затем в результате пьяной драки потеряла зрение).

***

Шукшин ощущал свое творческое окружение как соперников.

В дружеском застолье по поводу венецианского триумфа "Иванова детства" Тарковского он вдруг заявил:

– А ведь я вас всех обойду! И тебя, Андрюха…! 
Андрей парировал: – Зачем? Мы тебя любим! Расступимся и пропустим – иди! 
– Нет! Сопротивляйтесь. Не люблю, когда мне зажигают зеленый свет.

Не обошел. Шукшина не стало раньше всех из того звездного выпуска. Как было сказано выше, он пристрастился к алкоголю, стал спиваться. Однажды чуть не потерял на улицах Москвы дочь Марию (от Лидии Федосеевой), после этого остановился и пытался завязать. Но если верить рассказам коллег, пить он продолжил, просто стал скрываться. В итоге в 45-летнем возрасте его сердце остановилось. В адрес вдовы и на имя умершего пришли сотни тысяч писем со всего Союза: люди писали соболезнования, многие не верили, что Василий Макарович умер. Уже после смерти Шукшина Тарковский говорил о своем беспредельном уважении к нему. О добром отношении и к его фильмам, и к писательству. Но отметил, что тот не постиг "смысл русского характера", а ваял "умилительные" сказочки.

Тарковского не стало в возрасте 54 лет. Он умер, живя около шести лет в Европе, и наблюдая, как в СССР безрезультатно пытались вычеркнуть его вклад из культурного наследия страны. У Андрея Арсеньевича была диагностирована запущенная онкология, увы, спасти его не удалось. Он умер в Париже, в последние декабрьские дни 1986 года. Похоронен на русском кладбище в Париже.

То, что за год до смерти Тарковского ему во сне являлся Шукшин (они во сне играли в карты), свидетельствует, как я полагаю, о глубоком подсознательном уважении к Василию, как к личности. 

***

Подписывайтесь на канал или ставьте лайки. Спасибо ♥