Steelrising - игра в жанре ARPG от французской студии Spiders, вышедшая в сентябре 2022 года. Игра является ярко выраженным souls-like, со всеми характерными особенностями, в антураже франции 18 века. Мир игры — это альтернативная история, где нам предстоит стать участниками Великой французской революции, в которой исторические события переплетены с фентезийными элементами, что, забегая вперед, можно назвать сильнейшей стороной игры. Но обо всем по порядку.
Сюжет игры завязывается на том, что обезумевший король Людовик XVI, заручившись поддержкой мага и алхимика Алессандро Калиостро, создает армию автоматонов, с целью подавить восстания и установить в Париже свой кровавый порядок, принося в жертву как солдат, так и простых людей, отдавая город почти в единоличный контроль подконтрольных ему машин. Свою жену, Марию-Антуанетту, он запирает в замке Сен-клу и приставляет к ней особого автоматона — Эгиду. Вот только её исключительность играет против короля, ведь благодаря своим особенностям, объясняющимся по течению сюжета, она обладает человеческим сознанием и свободна в принятии решений, а её главная цель — служить королеве, которая решительно не согласна с методами своего супруга и хочет его остановить. Такая конечная цель ставится перед Эгидой, за которую нам и придется играть, отправляясь на заполненные трупами и кровожадными машинами улицы Парижа.
По ходу игры нам повстречаются множество исторических личностей, участвовавших в ВФР; разумеется, не обойдется и без знаменитого Максимильена Робеспьера. Со всеми ними связано большинство второстепенных квестов, отсылающих к их деятельности, политическим и военным интригам, что, при полном прохождении, позволит погрузиться в атмосферу этой, пусть альтернативной, но истории — путешествие по Бастилии прилагается. В целом сюжет не претендует на излишнюю сложность и оригинальность, и, в отличие от вдохновителя, рассказывается прямолинейно, практически не выдерживая интриг, но это не стоит относить к минусам, ведь главной его целью становится рассказ о революционерах, сражающихся с тираном (посредством неутомимой Эгиды), с чем сюжет вполне себе справляется.
К дополнению сюжета, на поддержание атмосферы работает отличный визуальный стиль, что пробивается даже сквозь не самую лучшую графику. Роскошные французские костюмы, просторные дворцовые площади, парижские улочки: светские и промышленные; сады, кареты, оружие. Рококо. Любителям подобной эстетики стиль игры явно придется по вкусу. А если помимо этого вам нравится стимпанк, то вы точно будете в восторге. У некоторых людей вызывает вопросы местная анимация - дерганная и неестественная, но если учесть, что играем мы за автоматон и все наши противники это механические конструкты, то становится очевидно, что это осознанный шаг направленный на погружение, как по мне, оправданный и хорошо работающий.
Что касаемо самой игры, первое с чем хочется провести аналогию - Bloodborne. Подвижная боёвка, увороты, выносливость, функционал оружия, костры (фонари (весталки)), и дальше по списку — всё входит в комплект; даже бесполезные расходники, засоряющие инвентарь, включены. Только, как это зачастую бывает, сложность игры заметно ниже чем у прародителей, причем как исследовательская, личная или адаптивная, так и геймплейная: какой стиль игры ни выбери, будь то силовик с тяжелым оружием, подвижный ловкий воин или местный маг, использующий стихийные эффекты на оружиях — большинство врагов и боссов не вызовут особых трудностей, а застрянут на них и вовсе только совсем неискушенные игроки. Это не хорошо и не плохо, просто факт, что может расстроить хардкорных геймеров, что приходили в жанр в основном за вызовом, и открыть дорогу более нейтральным игрокам.
Как говорилось ранее, Steelrising это экшен и ролевая игра с динамичным боем, с не очень большим требованием к реакции и навыкам игрока. В игре можно прокачивать характеристики и устанавливать дополнительные модификаторы, что и будет определять выбранный стиль игры, гибко привязанный к нескольким уже привычным "классам". Если первые два довольно классические, что можно описать как "более сильный" и "более защищенный" воины, то еще двое претендуют на некоторую оригинальность. Танцовщица по ходу боя будет выводить врагов из равновесия, чтобы в определенный момент иметь возможность нанести мощный критический удар, что можно расценить как свежий взгляд на "ловкача". Алхимик же усиливает эффекты огня, холода и молнии, присутствующие на оружии и предметах. Амуниция в игре так же направлена на подчеркивание классов или их комбинаций, и хотя предметов в игре достаточно много, всё равно может возникнуть ощущение отсутствия выбора из-за сильно ограниченной специфики оружия и брони, тем более, что оружие можно прокачивать, поддерживая эффективные значения вплоть до конца игры, а значит даже стартовые экземпляры могут оставаться актуальны от самого начала и до финальных титров. С другой стороны, те кто не любит заморачиваться с десятками видов мечей останутся довольны.
Пожалуй, самым главным недостатком Steelrising остается его левел-дизайн. Если в том же Dark Souls, блуждая по локациям, ты испытываешь дух авантюризма и то и дело норовишь наткнуться на потаённый секрет или интересное место, то в этой игре все уровни выполнены в формате лабиринта и самое частое, что вы будете встречать при прохождении — тупики, зачастую в прямом и переносном смысле. Запутанные локации без очевидных ориентиров — бич местного игрового мира, но, как будто и этого казалось мало, разработчики решили добавить элементы метроидвании, дабы совсем свести игроков с ума неоднозначностью поиска пути. И если просто идти по сюжету — ни шагу в сторону — большинство трудностей еще можно избежать, но вместе с ними и много того, за что эту игру можно хвалить; но если проходить все квесты, которые постоянно заставляют вас возвращаться в уже пройденную местность; если возвращаться ко всем ранее заблокированных проходам, которые стали доступны после открытия нового инструмента, то сразу готовьтесь найти у себя топографический кретинизм, тем более, что карт локаций в игре просто нет. Немного сглаживают ситуацию шорткаты, но и они в половине случаев излишни и бесполезны, а иногда могут даже больше запутать. Также раздражения могут прибавить частые ситуации, когда при очевидной возможности преодолеть препятствие вы будете натыкаться на невидимые стены - в других же случаях, вы сможете без всякого труда пробраться в места, куда вам еще рано, а разработчиками это не предусмотрено, а значит никаких запланированных триггеров на события вы не дождетесь. Благо мною не было замечено, что такие моменты ломают игру, а значит всегда можно "выйти и зайти как положено".
Итог. Стоит ли играть?
Если вы заинтересовались этой игрой по причине любви к тяжелым испытаниям в играх от FromSoftware, то Steelrising может вас разочаровать, ведь она даже близко не даёт подобных вызовов. Если же вам нравится геймплей souls-like игр или близка стилистика игры, то у неё все шансы вам понравится или хотя бы оставить приятные впечатления.
На этом всё, спасибо за внимание, играйте в хорошие игры и до новых встреч!