Одной из тем прошедшего в Петербурге VI Международного форума контрактных отношений стало сравнение систем госзакупок стран, представители которых приняли в нём участие. Поскольку сейчас на такого рода мероприятия приезжают гости из весьма ограниченного круга государств, Россия на общем фоне смотрится гораздо лучше, чем могла бы, окажись форум более представительным.
Без бумажки ты букашка
Армения, как рассказал Аваг Аванесян, заместитель министра финансов республики, в 2011 году перешла к первой фазе цифровизации и децентрализации госзакупок: бумажный оборот переведён в электронный формат, базовые функции автоматизировались. В этом году началась вторая фаза: уже появились частные тендерные платформы. Сейчас с помощью электронной системы происходит 67% закупочных процедур, остальные — в бумажном виде. При этом в некоторых крупных отраслях существует монополия. Количество обжалований торгов небольшое — примерно 200 в год. Из них принимают к рассмотрению только половину. До суда доходят 30% процедур.
В Шанхае существуют два способа закупок — государственный и муниципальный, отметил Чжоухуань Ван, замначальника департамента по управлению правительственными закупками финансового управления Шанхая. При этом центр закупок Шанхайского муниципалитета создали ещё в 1999 году. Сейчас объём муниципального заказа составляет 24,8 млрд юаней (223 млрд рублей).
В ЮАР нет электронных продаж и электронных закупок. Зато там есть привилегии для поставщиков, которые поддерживают темнокожее население: они получают в конкурсе дополнительные 10–20% в виде бонуса. А вот в Бразилии быть поставщиками государства не могут те, кто однажды использовал рабский или детский труд.
В Белоруссии существует национальный центр маркетинга, который является одновременно оператором и единой информационной системой управления госзакупок. Фактически такое предприятие — монополия, но в этом случае она выгодна и государству, и всем участникам процесса, считает Наталия Тышкевич, руководитель образовательного центра Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен МИД Белоруссии.
"Мы получаем информацию от всех сторон, работаем напрямую с госорганом–регулятором (министерством антимонопольного регулирования и торговли) и со всеми заказчиками и участниками, — отметила она. — Находясь в центре этих событий, невозможно не ориентироваться в повестке дня".
Одна из проблемных тем — взаимное признание электронных подписей между странами ЕАЭС. Эта работа ведётся давно, но подписи признаны только двумя странами. Россия и Белоруссия подписали соответствующий документ ещё в 2012 году.
В известных газетах
Систему госзакупок пяти стран сравнил Кузьма Кичик, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ. Он отметил, что в трёх из четырёх стран БРИКС, не считая России, конкурентность госзакупок прописана в конституциях.
При этом, например, в Индии нет полноценного закона о госзакупках. Эта сфера регулируется конституцией и нормативно–правовыми актами, о природе которых не знают даже юристы республики. Одновременно в Индии одна из самых открытых систем госзакупок в мире, каждый заказчик должен распространять информацию о закупке в трёх источниках — на государственном портале, на своём сайте и в "широко известных ежедневных газетах".
В ЮАР только с 2015 года стали публиковать информацию о закупках в интернете. Также в республике информация должна распространяться в газетах, на сайтах муниципалитетов и в других источниках.
В Бразилии и ЮАР отечественные производители имеют преимущества перед зарубежными. Поддержка отечественных производителей в Китае и России регулируется гособоронзаказом. В Китае вообще можно покупать иностранную продукцию только в том случае, если аналог не производят на территории страны. Там существуют два закона — о закупках и о правительственных торгах. Они частично пересекаются с точки зрения регулирования, поэтому одна из проблем для юристов — какой из законов применять в каждом конкретном случае.
В большинстве стран БРИКС государственно–частное партнёрство и концессии регулируются законодательством о закупках. В России не так — для них приняты отдельные законы.
Сроки проведения закупок в Индии устанавливаются на усмотрение заказчика. Это связано с тем, что в республике нет однозначного законодательства. В Бразилии, например, продолжительность обозначена чётко — от 8 до 60 дней. В России срок проведения электронного аукциона составляет не меньше 15 календарных дней.
В Бразилии сроки судебного обжалования могут достигать 5 лет, иногда и больше. Ещё год выделяется на апелляцию. С принятием нового законодательства эти процессы планируют ускорить. В Индии есть административный и судебный порядки обжалования. Судебный процесс занимает от 2 месяцев до нескольких лет.
В единстве слабость
В России предлагали создать новый госорган для централизации всего процесса заказа под нехитрым рабочим названием "Росзакупки". "Хорошо, что этого не произошло. Централизованные закупки для самой большой страны — очень смелое решение", — подчеркнул Кузьма Кичик. По его словам, РФ опережает многие страны в вопросах закупок.
"Если мы говорим о гармонизации, то можно ли взять и создать единую систему госзакупок и нормативного регулирования для стран БРИКС? Если будет такое политическое решение, мы сможем это сделать. Но есть ли в этом экономическая целесообразность? Китай находится очень далеко от Бразилии. Я не понимаю, как можно сделать единую систему закупок, которая объединила бы эти страны. Даже если так, тут придётся многое менять. Нельзя забывать о международных договорённостях. В частности, Бразилия входит в объединение МЕРКОСУР (экономический союз стран Латинской Америки. — Ред.)", — добавил он.
https://www.dp.ru/a/2022/10/14/Procedurnij_vopros?from=dzen-news