Осень 1971 года. Ударный авианосец США «Саратога» шёл на базу в Америку, возвращаясь из Средиземного моря.
Огромный корабль с командой 4,5 тысячи человек водоизмещением 75 тысяч тонн нёс на борту 80 самолётов.
Максимальная скорость 50 км/час и новейшие системы дальнего обнаружения противника делали невозможным незаметное сближение с авианосцем.
На мостике авианосца дежурный офицер группы радиолокационного наблюдения докладывал капитану.
— Сэр, в кильватере на расстоянии 12 километров обнаружен неопознанный подводный объект. Следует нашим курсом.
— Что значит «неопознанный»?
— Система идентификации не определяет объект ни по одному типу субмарин.
— Это американская подлодка?
— Никак нет, сэр.
— Параметры движения объекта?
— Глубина 200 метров. Скорость 35 км/час. Но… сэр!
— Что, но! Лейтенант, вы что, язык проглотили?
— Никак нет, сэр. Но уже дважды на короткое время объект увеличивал скорость до 70 км/час!
— Вы в своём уме? Подводные лодки не могут развивать такие скорости. Уточните показания ваших приборов.
— Есть, сэр.
— Объявить на корабле повышенную боевую готовность.
На борту неопознанного подводного объекта на просторном капитанском мостике командир советской атомной подводной лодки поставил экипажу новую боевую задачу:
– вывести силовую установку на 90 процентов мощности;
– следовать параллельным с авианосцем курсом;
– удаление 4 километра;
– глубина 150 метров;
– скорость 80 км/час.
А в это время на мостике «Саратоги» капитан слушал очередной доклад.
— Сэр, подводный объект вышел на параллельный курс. Дистанция 4 километра.
— Он что, уже догнал нас? За четверть часа!?
— Так точно, сэр.
— Скорость объекта?
— В течение последних пяти минут объект движется со скоростью более 80 км/час. Глубина 150 метров, сэр.
— Боевая тревога! Лейтенант, немедленно выяснить — что это такое?
Через некоторое время лейтенант докладывал капитану.
— Сэр, объект пересёк наш курс на постоянном удалении. Находясь по курсу, произвёл всплытие до глубины 20 метров. Мы поняли кто это, сэр.
— Ну…
— Сэр, это русская подводная лодка!
— Не может быть!
За уникальность конструкции атомную подводную лодку К-162 проекта 661 называли «золотой рыбкой». Корпус лодки длиной 107 метров был полностью сделан из титана.
При водоизмещении 6 тысяч тонн К-162 ещё в 1970 году установила рекорд скорости в подводном положении. 83 км/час!
До сегодняшнего дня это наивысшая скорость, достигнутая обитаемым подводным судном.