Прочитала книгу о "Монополии". Да-да, о той самой настольной игре, с которой знакомы все, даже те, кто знать не знает про "Каркассон" и "Колонизаторов". Автор - немецкий философ Андреас Тённесманн, который в детстве провёл много часов за этой игрой вместе со своим братом. В книге изложена история возникновения игры и рассуждения автора о том, почему именно эта игра так популярна. Действительно, почему?
Автор совершенно верно пишет, что:
"...это игра без интеллектуальных и педагогических амбиций, игра для молодого поколения, которое часто ее проклинает и все же потом играет в нее с собственными детьми. "Монополию" критикуют с момента возникновения: еще менеджеры "Паркер Бразерс", фирмы, которая позже заработает на этой игре миллионы, старательно хитрили, когда им предложили купить патент в 1934 году, говоря о "серьезных ошибках". "Монополия" - это не игра, а бог знает что: она длится слишком долго, не имеет ясно цели, она апеллирует к низменным инстинктам, и у нее такие нелепые правила, что можно с ума сойти, постигая их".
НО
"Ее топография и форма, масштаб и пространство представляют само совершенство. Хотя "Монополия" является игрой, она прежде всего город, в котором ничто не должно функционировать, однако все находит свое место; который принадлежит всем, и для каждого является родиной. Игровая доска становится своим домом: в нем каждый угол знаком и в нем ничего не меняется. В этом придуманном мире передвигаются с уверенностью, которая вряд ли может быть завоевана в мире реальном. Главное, что все остается на своем месте. Именно это западает в душу с юности и сохраняется там на всю жизнь. Как важно это было особенно во времена холодной войны, золотого века "Монополии", когда миграция была не в чести, а господствовали традиционный уклад и личный опыт поколения родителей."
Я тот самый человек, который игру любит, хотя современные "хардкорные настольщики" в неё, конечно, давно не играют. Я неплохо ориентируюсь в современных настольных играх, у нас дома большая коллекция (или не большая, коробок 50 разных, наверное), я отличаю "евросухарь" от "америтреша", даунтайм от декбилдинга, знаю, что такое "карточный драфт" и прочее подобное. В общем, сайт tesera читаем еженедельно. При этом у меня дома три "Монополии": классическая, монополия gamer, детский вариант, в который добавили механики компьютерной игры "Марио", и монополия Fallout, в которой все, как обычно, только сеттинг сделан в духе вселенной Fallout. Играем мы в них не слишком часто, но приятно иметь эти игры в своей коллекции.
Книга состоит из двух частей.
В первой автор восстанавливает историю появления игры, в том числе те социально-экономические условия, в которых она появилась.
Во второй Тённесманн анализирует идейную составляющую "Монополии". По мнению автора, игра отчасти наследует идеям идеального города, которые сложились в эпоху Ренессанса и впоследствии развивались разными философами и экономистами, в том числе в США. Концепции некоторых Тённесманн пересказывает и поясняет, в чем он видит преемственность.
Добавлю, что типично игровые понятия: игровые механики, баланс, сеттинг и прочее в книге отсутствуют, их автор не анализирует. То есть перед нами не книга для гейм-дизайнеров или игротехников, а скорее историко-культурное сочинение, в котором автор пытается объяснить "Монополию" как социально-культурный феномен. Для него важно не то, как "Монополия" устроена, а почему она стала одной из самых популярных настольных игр всех времён и народов.
Что показалось мне самым интересным в книге?
- Тённесманн объясняет, почему "Монополия" - это плагиат, в то же время он отчасти оправдывает автора, запатентовавшего игру, поскольку тот совершенно иначе подошел к дизайну, производству и маркетингу, и собственно придумал эту самую современную красивую коробку с настолкой;
- Получается, что современную "Монополию" придумал американский сантехник, взяв за основу правила и механики другой подобной игры "Атлантик-Сити". Та, в свою очередь, возникла благодаря игре "Землевладелец", придуманной чикагской стенографисткой Элизабет Маджи Филлипс на рубеже 19-20 вв.
- Автор рассуждает о невероятной адаптивности и в то же время стабильности игрового поля "Монополии". В каждой стране "Монополия" разная, например, в русской версии на полях мы видим названия улиц Москвы, но при этом основные точки игрового поля всегда одни и те же. Параллельно рассказана интересная история о провале игры в Германии в 30-е гг. прошлого века;
- В книге подробно пересказана история игры, выделено несколько этапов ее успеха и неудач. У "Монополии" было несколько периодов бытования: развитие и успех сразу после появления, затем взлет популярности примерно в 50-е гг., после - критика "Монополии", как и капитализма в целом, и сегодня, когда "Монополия" воспринимается как этакая классика жанра на фоне развитой и разнообразной индустрии настольных и компьютерных игр. Про каждый из этих периодов автор пишет и немного поясняет, почему игра то теряла, то вновь приобретала популярность (наверное, не всегда с ним хочется согласиться);
- И, конечно, автор не обходит стороной феномен "Анти-Монополии" как альтернативной игры и альтернативной идеи. Авторы "Анти-Монополии" пережили немало коммерческих трудностей, отчасти из-за проблем с авторскими правами.
P.S. Интересный факт. Много лет я вообще не играла в настольные игры. Причины были разные: иногда я слишком эмоционально все воспринимала, мне казалось, что все эти люди собрались за столом, чтобы меня обижать, а иногда мне просто казалось, что это потеря времени какая-то. Сейчас, наоборот, мы часто играем в настолки дома или в компании.
#нон-фикшн #познавательная литература #история культуры #настольная игра #настольные игры #читает_шафферт