Само понятие «эвтаназия» впервые появилось благодаря английскому философу Френсису Бэкону, в XVI веке, но споры о том, насколько это гуманно, правомерно и допустимо с точки зрения религиозных канонов, не утихают и по сей день.
Эвтаназия – в переводе с греческого «хорошая смерть», это практика прекращения жизни человека, страдающего от неизлечимого заболевания, приносящего ему ежедневные мучения. Она бывает двух видов:
пассивная – когда медики прекращают поддерживающую жизнь терапию;
активная – когда больному вводятся препараты, вызывающие быструю и безболезненную смерть.
В Нидерландах, Бельгии, Швейцарии, Люксембурге, Колумбии, Канаде и пяти штатах США – добровольный уход из жизни разрешён законом. В вышеперечисленных странах существует такое понятие, как суицидальный туризм, когда человек, уставший от постоянных мучений, может достойно и добровольно проститься с приносящей множество страданий жизнью.
С точно зрения атеистов, вопросов о правомерности добровольного прекращения страданий больного не возникает. Эвтаназия воспринимается, как акт гуманизма. К тому же помогает уйти достойно, не сломленным, что называется «сохранив лицо». И согласно опросам, в светском обществе подобная практика находит одобрение.
Но такие религии, как Христианство, Ислам и Иудаизм однозначно осуждают это деяние, называя убийством. А вот Синтоизм напротив, поддерживает добровольную пассивную форму ухода из жизни. Ярые противники эвтаназии, из числа верующих, утверждают, что жизнь – это Божий дар и человек не вправе самостоятельно распоряжаться ею, потому что она священна. Что жизнь и смерть подвластны одному лишь Господу. Но, на мой взгляд, не всё так однозначно. Я не претендую на то, что моё мнение это истина в последней инстанции, но все же не могу не задать два крайне важных, на мой взгляд, вопроса:
- Если считать жизнь даром, то почему же тогда человек не вправе этим даром распорядиться самостоятельно? Ведь с момента дарения подарок становится его собственностью.
- А не оскорбит ли Бога, что истязаемый болезнью, ежедневно проклинает этот священный Божий дар, умоляя скорее его забрать, и, может быть, правильнее будет, если больной с достоинством и трепетом простится с этим, без сомнения, ценным подарком?
Однозначного ответа не будет, да и быть не может. И как к этому относиться – это личное дело каждого. А значит останется без ответа: эвтаназия – это убийство или милосердие?
Вот в чем вопрос…