Доброго времени. Июнь официально закончился. Начался июль. Лето всё так же прекрасно. Всё течёт, меняется. Всё... кроме моей рубрики по разбору списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год. Нет, однажды ведь она закончится...я надеюсь:/
74 место
"Дети райка"/"Les enfants du paradis"(1945)
Рейтинг КП - 8,0; Кол-во оценок - 3 353;
Рейтинг IMDb - 8,3; Кол-во оценок - 20 554;
Режиссёр - Марсель Карне.
Действие картины разворачивается в Париже 20-30-х 19-го века. Это обширный рассказ о безответной любви, тайных романах, ревности и страсти в мире театра, преступности и аристократии. «Дети райка» - это бедняки, занимающие галерку театров в «Бульвар Дю Темпль». Они становятся свидетелями истории любви театрального мима Батиста и его обожаемой Гаранс.
Без спойлеров
Эм, пожилая трёхчасовая драма/мелодрама про театральных актёров - звучит ли это как что-то, что может быть интересно? Не знаю как в теории, но на практике оказалось, что да, может. Но по старой традиции, без "но" не обошлось.
Но отмечу для начала достоинства. Во-первых, как было сказано, сделать драматическое кино на три часа так, чтоб это вышло интересно, нужно было постараться, и у режиссёра Марселя Карне это получилось не худшим образом. Во-вторых, конкретно в этом фильме режиссёр также сумел создать какой-то такой особый антураж, который очень подходит этой истории. Заметил я это оперативно, буквально на 15 минуте, во время разговора разговора Ласенера и Гаранс. Во время их общения в целом и монолога первого я подумал, что такие диалоги я мог бы вычитать в каком-нибудь классическом литературном произведении. Это занятно. Вот. Ещё могу отметить, что персонажи довольно хорошие и запоминающиеся. А касаемо сюжета - есть вопросы.
Из недостатков я отмечу явное снижение интереса к происходящему во второй половине, или же во второй части, "Человек в белом". Я не стану здесь даже говорить, что там происходит, поэтому без спойлеров сформулирую так: события, имеющиеся во второй части фильма, имеют место быть, хотя в целом мне видится странным делить кино подобным образом, но обставлены они, как по мне, не очень удачно. Что ещё? Ну да, кому-то даже при всём вышесказанном трёхчасовая драма про театральных актёров покажется кому-то ну таким себе развлечением, что называется, too much.
Со спойлерами
Оказывается, что действие второй части ленты происходит спустя несколько лет после финала первой. Почему это кажется мне спорным решением: потому что герои может и соскучились друг по другу, но я-то, 20 минут назад закончивший смотреть первую часть, соскучиться не успел. Ввиду этого их терзания по поводу прошедших лет и всё такое я не могу прочувствовать в достаточной мере. Если бы эти события "спустя много лет..." располагались бы в некоем эпилоге, минут на 10-20, возможно это бы сработало лучше, но я, если честно, не уверен.
А ещё может быть, что стоило не обрывать первую часть на том, что Гаранс обратилась к своему обеспеченному обожателю, а довести историю до какой-то более внятной точки, прежде чем перескакивать на несколько лет вперёд. Потому что в имеющемся варианте мы имеем то, что нас знакомят с героями, с которыми что-то происходит, а потом всё это обрывается в первой части для того, чтоб во второй части... нас будто бы заново начали знакомить с этими же персонажами, хотя на деле они особо и не поменялись - просто достигли каких-то профессиональных успехов или завелись семьёй. И как бы это чтобы что?
Я понимаю, что автор, наверно, хотел показать историю несчастной любви, где влюблённые, даже вновь встретившись много лет спустя, вынуждены расстаться, - ну я делаю такой вывод, потому что фильм буквально заканчивается расставанием Гаранс и Батиста, когда первая уезжает, а второй тормозится и исчезает в толпе, - однако неужели для этого нужно было выделять полтора часа на вторую часть? По мне, кино можно было сократить со 190 до минут 160 спокойно.
А ещё я, по-видимому, затупил, и не понял, во-первых, почему муж Гаранс хотел идти стреляться с Фредериком, если уже знал благодаря Леметру, что это не он заигрывал с его женой, и во-вторых, почему Леметр в итоге сдался полиции добровольно? Я не помню, чтоб он упоминал, что его как-то особо прессовали, или что он уже прям на грани. Да и учитывая его деяния, он не создавал впечатления человека, который будет готов добровольно сдаться. Ну да может быть я что-то упустил, как обычно.
Послесловие
"Дети Райка" - это занимательная история про работу театралов и вечно несчастную любовь, атмосфера которой напомнила мне классическую литературу по уровню диалогов и описываемых переживаний. Если вы хоть в каком-то виде способны смотреть такие фильмы с такой датой выхода, то ленте стоит дать шанс, хотя мне вторая половина/часть картины показалась растянутой, скучнее первой, что, впрочем, компенсируется очень даже драматически сильным финалом. Всё же рейтинги у творения Марселя Карне достаточно высокие, поэтому рекомендация к просмотру имеет ясную природу, я полагаю.
И кстати, я вычитал, что "Раем" во французском театре называют галёрку, то есть тот самый балкон в зрительном зале, откуда видно всю сцену, но, как я понял, плохо видно подробности. Так что "Дети Райка" равно "Дети галёрки". Раз так, то смысл названия уже можно додумать самостоятельно, при наличии желания, конечно.