Найти в Дзене
Культурология для всех

Вы знали, что однажды Иисус изгнал 5-6 тысяч бесов разом?

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 8-ой главы Евангелия от Луки, и остановились на том, как Иисус остановил шторм.

Приплыв в страну Гадаринскую, напротив Галилеи, Христос встретил бесноватого, который ходил без одежды, спал в гробах и был так силен, что рвал цепи, которыми его связывали. Бесов в нем было, по его же собственному признанию, легион.

Обращу ваше внимание на то, что это не просто “очень много”. Тут употреблен вполне исчислимый термин, используемый в римской армии. Легион - самая крупная военная единица, в состав которой входило 5000 - 6000 воинов.

Бесы просили Спасителя не отправлять их в бездну, и тот милостиво разрешил им вселиться в свиней, а уже потом стадо бросилось с крутизны в озеро.

Есть версия, что в образах свиней Иисус показал солдат X легиона Фретензис, который стоял в Иерусалиме. Одним из символов полевого знамени легиона был кабан, а имя “фретензис”, что значит “охраняющий пролив”, он получил за участие в своем первом морском сражении.

Третий раз перечитывая эту историю у разных Евангелистов, я вспомнила сюжет из совсем другой - индуистской традиции, связанный с богом Вишну. Однажды асур Бали пленил богов и создал процветающее царство на земле, на небе и под землей. Вишну принял облик карлика Ваманы, и во время обряда, проводимого правителем, попросил у него территорию длинной в три шага, для постройки алтаря. Тот согласился, а бог вырос до невероятных размеров и первыми двумя шагами забрал землю и небо.

Спросите: причем тут Спаситель? Отвечу: Вишну и Христос формально выполнили обещания, а по факту - добились своего. Индийский бог сказал, что сделает три шага, но он же не обещал, что они будут маленькие. Иисус позволил бесам войти в стадо и не отправил их бездну, а то что свиньи там куда-то попрыгали, так на то уговора не было.

Добавлю, что у Матфея в 8 главе написано, что дело было в стране Гергесинской, а бесноватых было двое, тогда как у Марка в 5 главе и страна, и количество одержимых совпадает с Лукой.

В завершении эпизода люди просят Христа уйти от них, правда, в отличии от предыдущих Евангелий, Лука добавляет объяснение:

“И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошёл в лодку и возвратился” [Лука 8:37].

С другой стороны, мы же не знаем, чего люди испугались. Может они боялись, что вся скотина в озеро попрыгает, а они с голоду помрут.

Лука также рассказывает, что бывший бесноватый, хотел последовать за Спасителем, но тот не позволил, сказав:

“возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошёл и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус” [Лука 8:39].

Обратите внимание, раньше Иисус запрещал про себя говорить, и в двух предыдущих Евангелиях, и в этом, а тут дает поручение рассказать.

Стоит добавить, что у Луки Христос описан более открытым, помните, когда приходят ученики Иоанна Крестителя, он откровенно рассказывает:

“пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, нищие благовествуют” [Лука 7:22].

Иисус возвратился, и к нему пришел начальник синагоги Иаир с просьбой вылечить его 12-летнюю дочь. Все отправились к его дому. По дороге к одежде Иисуса прикоснулась женщина, 12 лет страдавшая кровотечением,

“издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена” [Лука 8:43].

Она тут же выздоровела. В момент прикосновения Христос почувствовал, как из него ушла сила:

“Я чувствовал силу, исшедшую из Меня” [Лука 8:46], выяснил кто это был и отпустил с миром: “Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром” [Лука 7:48].

В этот момент явились люди из дома Иаира и сообщили, что дочь его умерла. Спаситель, тем не менее, вошел в дом, но

“не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери” [Лука 8:51].
-2

Иисус сказал, что девочка спит

“И смеялись над Ним, зная, что она умерла” [Лука 8:53].

Христос воскресил девочку:

“Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть” [Лука 8:54-55].

Вот тут он снова запрещает говорить о совершенном чуде. Эти два эпизода есть также и у евангелиста Марка в 5 главе.

-3

На этом 8 глава Евангелия от Луки завершается. В следующей публикации будет 9 глава.

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Культура средневековой Индии - начало здесь

Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь

Культура средневековой Камбоджи - начало здесь

Культура средневекового Таиланда - начало здесь

Культура средневекового Китая - начало здесь

Культура средневековой Японии - начало здесь

Культура средневековой Европы - начало здесь